Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сплоченность и напряженность в тренинговой группе




Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности.

Развитие группы достигло данной фазы, если у участников возникло

чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появи-

лось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего

«МЫ». Теперь участники могут открыто рассказывать о своих про-

блемах. Именно на данном этапе группа приобретает терапевтическую способность и способность обеспечить развитие личности.

4. Фаза завершения (умирания) группы. После полного выпол- нения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех воп- росов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура. Для того чтобы после окончания тренинга у уча- стников не оставалось тягостного чувства, ведущему следует направ-

ленно строить работу на завершение тренинга. Участники должны быть

эмоционально подготовлены жить вне группы.


Групповая сплоченность является необходимым условием дей- ственности и эффективности групповой работы. Только сплоченная группа способствует самораскрытию участников и допускает откры- тую конфронтацию мнений, что в сочетании с конструктивным от- ношением к критике является одним из средств коррекции устано- вок, изменения в поведении и позициях участников. Групповой сплоченности содействуют: соперничество с другими группами; правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников за- дач; удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью; дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участ- никами; ожидание ими несомненной пользы от участия в тренинге; престиж группы и ее ведущего; положительная мотивированность участников и др.

Групповое напряжение возникает в случае несовпадения ожида- ний участников с реальной групповой ситуацией, несовпадения ак- туальных личных устремлений участников; появления неудовлетво- ренности характером и особенностями их межличностного взаимо- действия в группе и др.

Хотя противоположным напряжению состоянием является рас- слабление, в контексте групповой динамики в качестве противопо- ложности напряжению рассматривается именно групповая сплочен- ность. Напряжение действует как центробежная сила, возникающая в результате групповых конфликтов и столкновений между участ- никами и направленная на разъединение участников. В противопо- ложность напряженности групповая сплоченность может рассмат- риваться как центростремительная сила, направленная на сближе- ние участников и создающая прочность и устойчивость групповым отношениям. При этом не следует понимать групповую напряжен- ность как нечто негативное и нежелательное в тренинговой группе. Напряженность является ресурсным и побуждающим фактором. Она ведет к неудовлетворенности и стремлению участников к измене- ниям. В свою очередь групповая сплоченность является стабили- зирующим фактором в группе, позволяющая сдерживать проявле- ния напряженности и сохранять группу от распада. Под ее влияни- ем члены группы чувствуют поддержку и определенную безопас- ность. Ведущему следует учитывать противоположные функции групповой сплоченности и напряженности, поддерживая динамичес- кое равновесие между ними.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.