Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровые упражнения для оптимизации взаимодействия в коллективе




В процессе тренинговой работы очень часто используются игровые упражнения, направленные на умения приходить к эффективному ре- шению, находить компромисс и отстоять свои позиции. Для этой цели предложены следующие игры.

 

«Стол переговоров»

Игру рекомендуется использовать как наглядный пример при изу- чении участниками методов принятия коллективных решений и свя- занных с этим проблем.

Участники: число участников – 30 человек. Возраст участников –

не менее 13 лет.

Место проведения: помещение, позволяющее свободно переме-

щаться всем участникам, в котором имеется не менее 10 стульев.

Реквизит: карточки с игровыми целями.

Исходное положение участников: участники разбиты на 10 групп.

Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга. В цен-

тре зала кругом стоят 10 стульев.

Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый эта-

пы – обсуждение тактики переговоров в группах: Второй, четвертый,

шестой этапы – «стол переговоров» (по одному участнику от каждой

группы садятся в центре зала на стулья).

Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты.

Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время перегово-

ров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом

переговоров».

Задание всем группам: по окончании всех этапов игры сформули-

ровать ведущему общее решение. Если решение не будет объявлено


ведущему, по установке игры считается, что все участники погибают.

Задание каждой группе (дается каждой группе в тайне от других, одновременно с сообщением ее игровой цели): принять решение, учи- тывающее игровую цель группы.

Общая игровая установка: вы потерпели кораблекрушение и по- пали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель ко- торого – определить, как вам выжить на острове.

Игровые цели:

1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.

2. Вы считаете, что необходимо построить дом.

3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выби-

раться с острова группами отдельно.

4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и

ждать помощь с суши.

5. Вы считаете, что необходимо разжечь по всему острову сигналь-

ные костры.

6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от циви-

лизации:

7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.

8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему ре-

шению.

9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на ост-

ров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

10. Вы сошли с ума на острове. Предлагайте бредовые идеи, весе-

литесь.

Анализ игры: после игры участники каждой группы знакомят дру-

гих участников со своей игровой целью. Ведущий организует обсуж-

дение игры по следующим вопросам:

­ Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

­ Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

­ Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?

­ Как вели себя участники во время «стола переговоров»?

­ Какие трудности испытывали при выработке общего решения?

­ Как участники пришли к общему решению? (Что помешало уча-

стникам прийти к общему решению?)

­ Как надо принимать коллективные решения?

­ Какой опыт вынесли из игры?

 

«Катастрофа в пустыне»

В данном случае участникам сообщается, что все они – пассажи-

ры авиалайнера, совершающего перелет из Европы в Центральную


 

Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета вспых- нул пожар, и авиалайнер совершил вынужденную посадку в пусты- не. Они точно не знают, на каком расстоянии от них находится бли- жайший населенный пункт и в какой стороне. Под обломками само- лета им удалось обнаружить только 15 неповрежденных предметов.

Каждый участник получает бланк, на котором перечислены эти пред-

меты. Задача каждого из них – самостоятельно проранжировать эти

предметы, в соответствии с их значимостью для спасения.

После завершения индивидуального ранжирования группе также

предлагается посредством обсуждения прийти к общему мнению от-

носительно порядка расположения предметов.

Список предметов

• Полтора литра воды на каждого.

• Пачка соли.

• Магнитный компас.

• Летная карта окрестностей.

• Легкое полупальто на каждого.

• Солнечные очки на каждого.

• Литр водки на всех.

• Карманный фонарь.

• Полиэтиленовый плащ.

• Охотничий нож.

• Ружье с патронами.

• Карманное зеркало.

• Определитель съедобных животных и растений

• Парашют красно-белого цвета.

• Переносная газовая плита с баллоном.

Комментарии: Данный сюжет интересен тем, что выбор необходи-

мых предметов зависит от стратегии спасения: либо двигаться по пу-

стыне к людям, либо ждать помощи от спасателей.

 

Ролевая игра «Прием на работу»

Представьте, что вы – работники фирмы, в которой действует совет по приему новых работников. В совет входят представители разных подразделений. Каждый выбирает одну из ролей по душе – замести- теля директора по кадрам, главного инженера, председателя местко- ма, психолога и т.д. Вы задаете претенденту на работу соответствую- щие вашей должности вопросы. Вопросы, определения и оценки фор- мулируются таким образом, чтобы они давали возможность претен- денту высказать свое отношение к сути предмета.

Претендент занимает место в центре. Все остальные сидят на своих местах. Претендент может встать, выйти и зайти как положено, чтобы занять свое место в центре.


 

Комиссия задает вопросы и выносит вердикт, берет претендента на предлагаемую работу или нет.

Ролевая игра повторяется несколько раз с перераспределением ро-

лей между участниками.

 

Ролевая игра «Шериф и убийца»

Описание: Для игры готовятся билеты соответственно числу учас- тников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Дру- гие билеты – пустые. Все билеты скручиваются таким образом, чтобы надписи не были видны, и складываются в темный пакет. Каждый уча- стник выбирает себе билет, но не показывает его другим игрокам.

Участник, выполняющий роль «убийцы», должен взглядом «уби- вать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу», при этом он должен ориентироваться на два игровых момента. Во-первых, он оп- ределяет «убийцу» по глазам. Во-вторых, другие игроки, почувство- вав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым показывая «ше- рифу», кто в группе играет роль «убийцы».

Следует учитывать, что «убийца» может быть найден сразу, но мо-

жет также быть невыявленным до конца игры.

Оптимально повторение игры 4–5 раз со сменой игроков, играю-

щих роли «шерифа» и «убийцы». После каждой игры организуется

общее обсуждение: по каким признакам «шериф» определил «убий-

цу», и если он не сумел это сделать, то почему.

 

Список литературы

Основная:

1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.:

Питер, 2001.

2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу-

чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

3. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.; «Ось-89», 2000.

4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Из-

дательство «Речь», 2007. – 256 с.

5. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001.

6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Ака-

демия, 2001.

7. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М.:

ИНФРА-М, 2001. – С.289.

8. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – М.: Пси-

хотерапия, 2006. – 192 с.

 

Дополнительная:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения,

игры. – СПб, 1996. – С.10.


2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред.

Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. –

СПб.: Речь, 2002.

5. Социально-психологический тренинг профессионального обще-

ния сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под

общей редакцией М.И. Марьина. – Казань, 2003.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.