Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплекс упражнений № 2




Комплекс упражнений № 1.

1. И.п. - стойка на первой рейке гимнастической стенки, руки хватом на уровне талии - подъем на полупальцы. Выполнять 16 раз, 2 подхода. упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой.

2. Из седа ноги врозь с наклоном вперед. Поднимание ног поочередно и одновременно с помощью партнера

правой - удержание 8 счетов, 2 подхода;

левой - удержание 8 счетов, 2 подхода, партнер должен спрашивать о состоянии натяжения мышцы у выполняемого упражнения.

3. И.п. - стойка спиной к гимнастической стенке, руки согнуты на уровне головы. Наклон вперед с разгибанием рук. Выполнять 8 раз, 4 подхода.

. И.п. - стойка спиной к гимнастической стенке, руки на рейке выше пояса. Приседания. Выполнить 8 приседаний, 2 подхода.

4. И.п. - стойка лицом к гимнастической стенке, руки на уровне пояса, наклон назад, пружинные движения. Выполнять 8 раз, 4 подхода. стараться выполнить наклон с максимальной амплитудой.

5. Шпагаты: на правую, левую ноги, поперечный с гимнастических скамеек. Выполняется по 3 минуты на каждый шпагат.

6. Стойка боком к гимнастической стенке. Махи. Выполнять по 16 раз, 2 подхода:

правая нога вперед;

левая нога вперед;

правая нога в сторону;

левая нога в сторону;

правая нога назад;

левая нога назад.

7. И.п. - стойка на коленях, стопы врозь. Сед на пол. Удержание 8 счетов 2 подхода.

8. Из упора сидя противоположной рукой поднять максимально выворотную ногу. Правую и левую. Выполнять 8 раз, 2 подхода.

9. И.п. - лежа на животе, ноги согнуты в коленях. Партнер держит за стопы ног - разведение голени наружу. Выполнять 8 раз, 4 подхода.

1. Из упора сидя наклоны вперед, стопы на себя. Упражнение выполняется 8 раз, 4 подхода.

2. И.п. - стойка спиной к гимнастической стенке, ноги на ширине плеч в наклоне назад (мост), хват руками за нижнюю рейку, пружинные увеличения прогиба. Выполнять 8 раз, 4 подхода.

3. Лежа на животе - прогибание назад в упоре на руки. Удержание 8 счетов, выполнить 4 подхода.

4. И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Отведение рук назад с помощью партнера. Выполнить удержание на 8 счетов, 4 подхода.

5. Из упора сидя развести стопы в стороны и выполнить наклон туловища вперед с помощью партнера. Выполнять 8 раз, 4 подхода.

6. Волны вперед и назад. Выполнять по 8 раз, 2 подхода. Волны с хорошей амплитудой, с активным прогибанием.

7. И.п. - основная стойка, скакалка внизу в руках, выкруты спереди - назад и обратно. Выполнять 10 раз, 2 подхода. При выполнении упражнения локти не сгибаются. Выкрут спереди назад и обратно считается за один раз.

8. Из седа на пятках перекатывание на тыльную часть стопы по направлению к пальцам с подниманием коленей и обратно. Выполнять на 4 счета, 16 подходов.

9. Лежа на животе - прогибание назад, руки вверх с помощью партнера. Выполнять на 8 счетов 4 подхода.

10. Стойка спиной к гимнастической стенке, правая нога вперед-вверх, стопой зацепиться за рейку. Выполнять по 16 раз, 2 подхода:

правая нога вперед;

левая нога вперед;

правая нога в сторону;

левая нога в сторону.

 

 

2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

 

 

В начале декабря 2013 года, для выявления исходных показателей гибкости у девочек 7-8 лет проведено тестирование. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

В тестировании гибкости девочки как экспериментальной, так и контрольной группы показали практически одинаковые результаты. Так, среднее значение по тесту 1 в контрольной группе составляет 14,95 см, а в экспериментальной - 14,8 см. В тесте 2 среднее значение в контрольной группе - 3,95 см, в экспериментальной - 3,7 см. В тесте 3 среднее значение в контрольной группе - 27 см, в экспериментальной - 27,2 см. В тесте 4 среднее значение в контрольной группе – 15,7 см, в экспериментальной – 15,5 см. В тесте 5 среднее значение в контрольной группе - 12,8 см, в экспериментальной - 13,3 см. В тесте 6 среднее значение в контрольной группе - 14,15 см, в экспериментальной - 14,8 см.

 

Таблица 3

Тестирование уровня гибкости в контрольной группе до начала педагогического эксперимента

 

№ п/п Тесты
Тест 1 Нак лон вперед (см) Тест 2 Разгиба ние коленных суставов места (см) Тест 3 Пере вод палки (см) Тест 4 Проги бание назад (см) Тест 5 Мост (см) Тест 6 Поперечный шпагат (см)
Морозова А. 14,5 3,5       11,5
Володина А.            
Харичева А. 13,5          
Цибина А. 13,5         15,5
Чугунова А.   2,5        
Самойленко Т.            
Кузнецова П.   4,5       14,5
Син С.            
Кантемирова Е. 16,5          
Кожевникова Т. 14,5         16,5
Средний показатель 14,95 3,95 26,1 15,7 12,2 13,6

 

Таблица 4

Тестирование уровня гибкости в экспериментальной группе до начала педагогического эксперимента

 

№ п/п Тесты
Тест 1 Наклон вперед (см) Тест 2 Разгибание коленных суставов места (см) Тест 3 Перевод палки (см) Тест 4 Прогибание назад (см) Тест 5 Мост (см) Тест 6 Поперечный шпагат (см)
Олифиренко Н. 12,5          
Алексеева Д.   3,5        
Егорова С. 11,5 4,5        
Глушкова Н. 15,5          
Теплова С. 13,5          
Иванова А.           17,5
продолжение таблицы
Иванова А. 14,5         15,5
Чернышова Э.   1,5       14,5
Сапон П.   3,5       15,5
Буда А. 19,5          
Средний показатель 14,8 3,7 25,6 15,5 11,9  

 

Далее после четырех месяцев занятий в экспериментальной группе по специально разработанным комплексам, было проведено повторное тестирование гибкости двух групп. Результаты представлены в таблицах 5 и 6.

 

Таблица 5

Тестирование уровня гибкости в контрольной группе после окончания эксперимента

 

№ п/п Тесты
Тест 1 Наклон вперед (см) Тест 2 Разгиба ние коленных суставов места (см) Тест 3 Перевод палки (см) Тест 4 Прогиба ние назад (см) Тест 5 Мост (см) Тест 6 Попереч ный шпагат (см)
Морозова А.            
Володина А.            
Харичева А. 13,5         14,5
Цибина А.            
Чугунова А. 13,5         13,5
Самойленко Т.            
Кузнецова П. 15,5          
Син С.            
Кантемирова Е.            
Кожевникова Т.   3,5        
Средний показатель 15,15 4,05   16,1 12,8 14,8

 

Таблица 6

Тестирование уровня гибкости в экспериментальной группе после окончания эксперимента

 

№ п/п Тесты
Тест 1 Наклон вперед (см) Тест 2 Разгибание коленных суставов места (см) Тест 3 Перевод палки (см) Тест 4 Прогиба ние назад (см) Тест 5 Мост (см) Тест 6 Поперечный шпагат (см)
Олифиренко Н.            
Алексеева Д.   3,5        
Егорова С.   4,5        
Глушкова Н.            
Теплова С.   5,5        
Иванова А.   2,5        
Иванова А. 14,5 3,5        
Чернышова Э.   1,5        
Сапон П.   3,5        
Буда А. 19,5 4,5        
Средний показатель 15,5   27,2 16,8 12,9 14,5

 

Сравнительный анализ по динамике развития гибкости показал, что в экспериментальной группе положительные изменения, то есть процентный прирост показателей во всех тестах выше, чем в контрольной группе. (Рисунок 2).

По каждому тесту были представлены следующие данные.

В тесте 1 (наклон вперед, с гимнастической скамейки) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе составляло 14,95 см, на конец эксперимента 15,15 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 1,3%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 14,8 см, на конец эксперимента 15,5 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 4,6%.

Результаты изменений в тесте 1 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 3.

В тесте 2 (разгибание в коленных суставах) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 3,95 см, на конец эксперимента 4,05 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 2,5%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 3,7 см, на конец эксперимента 4 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 7,5%.

 

 

Рисунок 2 Процентный прирост показателей в контрольной и экспериментальной группах

 

 

Рисунок 3 Динамика развития показателей наклона вперед, с гимнастической скамейки (см)

 

Результаты изменений в тесте 2 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 Динамика развития показателей разгибания в коленных суставах (см)

 

В тесте 3 (перевод палки) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 26,1 см, на конец эксперимента 27 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 3,4%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 25,6 см, на конец эксперимента 27,2 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 6,2%.

Результаты изменений в тесте 3 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 5.

В тесте 4 (прогибание назад в упоре лежа) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 15,7 см, на конец эксперимента 16,1 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 2,5%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 16,1см, на конец эксперимента 16,8 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 8,4%.

Результаты изменений в тесте 4 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 6.

В тесте 5 (мост) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 12,2 см, на конец эксперимента 12,8 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 4,9%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 11,9 см, на конец эксперимента 12,9 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 8,4%.

 

 

Рисунок 5 Динамика развития показателей перевода палки (см)

 

Результаты изменений в тесте 5 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 7.

 

 

Рисунок 6 Динамика развития показателей прогибания назад в упоре лежа (см)

 

В тесте 6 (поперечный шпагат) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 13,6 см, на конец эксперимента 14,8 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 8,8%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 13 см, на конец эксперимента 14,5 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 11,5 %.

Результаты изменений в тесте 6 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 8.

 

 

Рисунок 7 Динамика развития показателей моста (см)

 

 

Рисунок 8 Динамика развития показателей поперечного шпагата

 

Анализ результатов контрольных испытаний показал, что улучшены результаты в обеих группах (контрольной и экспериментальной). Значительно лучшие результаты были показаны девочками из экспериментальной группы – процентный прирост показателей выше, чем у контрольной группы.

Результаты эксперимента подтверждают гипотезу, о том, что за счет использования комплекса специальных упражнений, повысится уровень развития гибкости у девочек 6-8 лет.

 

 

2.4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГИБКОСТИ У ДЕВОЧЕК 6-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

 

 

Цель раннего обучения – создать прочную основу для воспитания здорового, сильного, работоспособного и гармонично-развитого молодого поколения.

Спортивная тренировка – специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высоких результатов.

Физическая подготовка бывает – общая и специальная. Общая физическая подготовка (ОФП) обеспечивает функциональное и морфологическое совершенствование организма. Этот процесс, направленный на гармоничное воспитание различных физических качеств, способствующих всестороннему физическому развитию личности.

Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП.

Средствами ОФП являются:

- строевые упражнения – выполнение строевых команд, построение и перестроение, передвижение по залу: в обход, противоходом, змейкой, спирально, по диагонали. При передвижении по залу используют маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма, скорости движения, различные прыжковые упражнения;

- общеразвивающие упражнения (ОРУ) – без предмета, с предметом, для определенных групп мышц: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для шеи и туловища, упражнения для ног, упражнения для развития силы, выносливости, ловкости, гибкости;

- игры, игровые упражнения – сюжетные игры, упражнения из других видов спорта.

Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс воспитания физических качеств обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для художественной гимнастики.

Основная цель СФП – развитие специальной выносливости, быстроты, прыгучести, гибкости, силы.

Средствами СФП являются:

- упражнения для развития специальной выносливости: челночный бег, иловые прыжки, подвижные игры;

- упражнения для развития равновесия: различные виды ходьбы (на носках, пятках, острый, перекатный), стойки на определенное время (на носках, поза цапли), выпады;

- упражнения для развития ловкости: жонглирование предметами в парах и группе;

- упражнения для развития гибкости: наклоны назад, в стороны, вперед, “мосты”, шпагаты, махи, удержание ноги.

К частным задачам гимнастики относят:

- воспитания умения произвольно регулировать силу (степень мышечного напряжения) движений в соответствии с их амплитудой, направлением, темпом, ритмом;

- воспитания умения придавать движениям разнообразную эмоциональную окраску;

- эстетическое воспитание на основе связи движения с музыкой и использование элемента танца.

Как показал анализ литературных источников, в художественной гимнастике, для достижения высокого уровня спортивного мастерства, необходимо развитие у занимающихся такого качества, как гибкость. Это положение подтверждается и нашими экспериментальными исследованиями. Следовательно, основной задачей педагогического эксперимента у нас являлось совершенствование методики развития гибкости.

Планируемая и проведенная методика развития гибкости предполагала принцип постепенности. Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости небольшая, но упражнения применяются систематически, на каждом занятии. Также эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику.

Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности суставов, проводится разминка для разогревания мышц.

Наибольший эффект от растягиваний заключается при их повторе до появления ощущения лёгкой болезненности.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных позах) характере.

Упражнения на растягивание выполняются как с отягощением, так и без него. Использование отягощений позволяет акцентированно развивать мышцы, обеспечивающие движения в суставах.

Комплексы упражнений, направленные на развитие подвижности в различных сочленениях опорно-двигательного аппарата, состоит из упражнений активных (максимальная амплитуда достигается самим выполняющим) и пассивных (максимальная амплитуда достигается с помощью дополнительных внешних усилий).

Нагрузка в упражнениях на гибкость на отдельных занятиях и в течение года увеличивались за счёт увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 секунду; при пассивных – 1 повторение в 1 – 2 секунды; удержание статических положений – 20-30 секунд.

При выполнении заданий на гибкость перед ребёнком ставится конкретная цель, например, дотянуться рукой до определённой точки или предмета. Подобный приём позволяет достичь большей амплитуды движений.

Основным методом развития гибкости повторный метод, где упражнения на растягивание выполнялись сериями по 10 – 12 повторений в каждой. Амплитуда движений увеличивается от серии к серии. Подобные упражнения дают наибольший эффект если дети ежедневно выполняли и дома и не пропускали тренировок. На тренировках 40 % времени уделяется развитию гибкости. Применялось следующее соотношение в использовании упражнений на развитие гибкости: 40% - активные; 40%-пассивные; 20%-статические.

Так как у детей 6-8 летнего возраста занятия проводились 3 раза в неделю, используется система домашнего задания, которая включает в себя: упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, в тазобедренных и голеностопных суставов, подколенных связок, а также, прыжки на скакалке.

Для развития гибкости в учебно-тренировочном процессе применяются упражнения скоростно-силового характера: пружинистые движения, махи с последующим удержанием ног. При этом если упражнения выполняются с отягощением, вес отягощения не должен снижать скорость выполнения махов или пружинистых движений (отягощения не превышало 2-3% от веса тела гимнастки).

В качестве методов совершенствования гибкости используется игровой и соревновательные методы, тогда занятия проходят интересно и весело (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая колени, сумеет поднять с пола обеими руками плоский предмет и т.д.).

Упражнения на гибкость выполняются в такой последовательности: в начале упражнения для суставов верхних конечностей, затем – туловища и нижних конечностей.

Условия выполнения упражнения значительно облегчаются за счёт опоры. Упражнения сначала выполняются у опоры, затем без опоры.

Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно.

Упражнения, применяемые для развития гибкости:

1. Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания. Н-Р: пружинящие наклоны вперёд.

2. Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде. Н-Р: наклоны назад и вперёд до отказа.

3. Инерция движений какой либо части тела. Н-Р: махи ногами вперёд или в сторону с постепенно увеличивающейся амплитудой движения.

4. Дополнительная внешняя опора. Н-Р: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельную часть тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.

5. Активная помощь партнёра.

Комплекс упражнений для развития гибкости

1. Наклон вперёд, сидя ноги врозь. Коснуться груди пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это нормативное требование, рекомендуется освоить следующие упражнения:

а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью тренера, который нажимает руками в области лопаток;

б) стоя в наклоне вперёд, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног;

в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперёд, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь всё глубже и глубже (ноги не сгибать);

г) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса (или груди)и, наклоняясь вперёд, стремиться грудью коснуться ноги;

д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперёд с помощью.

2. Мост из положения лёжа.

Умения выполнять мост имеет существенное значение не только для развития гибкости тела, но и для успешного вольными и акробатическими упражнениями.

Упражнения для овладения мостом:

а) наклоны назад, касаясь стенки руками;

б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться руками пола;

в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;

г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост;

д) лёжа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;

е) стоя, наклоном назад мост с помощью тренера.

3. Поднимание прямой ноги вперёд, в сторону (до высоты пояса, груди), назад (выше колена), стоя у гимнастической стенки и опираясь о неё рукой свободную руку на пояс:

а) махи нагой вперёд, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенке и опираясь на неё рукой (при махе ногой стопу поворачивать наружу, тело и голову держать прямо);

б) встать лицом (боком) к стенке и поставить прямую ногу на рейку на высоте пояса. Приседать на опорной ноге, удерживать прямую ногу на рейке;

в) стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, в сторону и назад с помощью тренера (не допускать болевых ощущений);

г) Стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, назад, в сторону с отягощением (мешки с песком весом 1 – 2 кг).

Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.

Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно выполнять следующие упражнения:

а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочерёдно, последовательно и одновременно;

б) тоже с булавами, гантелями, мешочками с песком;

в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;

г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.

Шпагат прямой.

Обучение шпагата рекомендуется начинать с выполнения упражнений, описанных в п.3.поднимание ног в сторону на 90 градусов, содействует хорошему выполнению прямого шпагата и исключает травматические повреждения. Кроме указанных упражнений рекомендуются следующие:

а) из упора лёжа ноги врозь по ширине, носки повёрнуты наружу, поворот туловища направо и налево, выставляя руки то в одну, то в другую сторону. Поворачиваясь налево, стремиться коснуться пола правым бедром, поворачиваясь направо, - левым бедром;

б) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;

в) тоже, но встать на 2 – 3 рейку;

г) стоя ноги врозь пошире, набивной мяч между ногами. Разводя ноги стремиться сесть на мяч;

д) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги и вернуться в И.П.

 

 

2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

 

 

Каждое занятие должно начинаться с разминки. Разминочные упражнения, выполняемые перед занятиями, улучшают физическую деятельность и снижают вероятность травм. Во главу угла всех разминочных упражнений нужно ставить их разогревающий эффект и проводить их следует до ощущения теплоты в теле, а не до чувства скованности и усталости. Обычно наибольший положительный эффект оказывает комплексная разминка, проводимая в течении 10-20 минут. Разминка вызывает повышение температуры мышц, снижение их вязкости, напряжения, а также увеличивает растяжимость тканей, что способствует достижению наибольших результатов в основной части урока, а также снижению болевых ощущений.

Проработка суставов должна идти сверху вниз. Любые упражнения на растягивание производятся в следующей последовательности, и она во многих видах спорта и искусства является стандартной:

- шейный отдел позвоночника;

- плечевые суставы;

- лучезапястные суставы;

- суставы пальцев рук;

- грудной и поясничные отделы позвоночника;

- тазобедренные суставы;

- голеностопные суставы;

- суставы пальцев ног.

Проработка суставов обязательно должна проводиться симметрично. Это значит, что дозировка упражнений на правую и левую стороны тела должна быть одинаковой. Если же суставы развиты неравномерно, что встречается довольно часто и является правилом, то дозировка в упражнениях должна быть увеличена в пользу суставов, отстающих в подвижности.

Растяжка не должна сопровождаться острыми болевыми ощущениями и при серийном выполнении комплекса растягивающих упражнений в промежутках рекомендуется использовать 1-2 минутное расслабление. Установлено также, что данное сочетание упражнений способствует повышению прочности мышечно-связочного аппарата воспитанника.

Сложность и амплитуда упражнений должны увеличиваться постепенно. Принцип «от простого к сложному» является самым фундаментальным принципом любого процесса обучения. Конечно, существует и другой альтернативный принцип «от сложного к простому», но невозможность его применения на данных занятиях очевидна. Практика показывает, что форсирование процесса развития гибкости обычно приводит к тяжёлым травмам.

Упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах, необходимо выполнять систематично. Данный принцип, как и предыдущий, является фундаментом любого учебно-тренировочного процесса. Перерыв в тренировочном процессе снижает показатели развития. Так, например, 2-х месячный перерыв в занятиях - ухудшает подвижность в суставах на 10-12 %.

Планируя тренировки по развитию подвижности в суставах необходимо помнить, что 3-х разовые занятия в неделю являются тем необходимым минимумом, при котором обеспечивается необходимый прогресс, но есть мнение и о необходимости ежедневных занятий.

Упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах можно и нужно систематически рекомендовать своим воспитанникам для использования их вне учебного процесса, а именно, в комплексе утренней гигиенической гимнастики, в комплексе выполнения домашних заданий, в подвижно-игровых моментах в период перемен или отдыха.

Развитие гибкости должно идти параллельно с развитием других физических качеств. Сама по себе гибкость не будет иметь ценности, если воспитанник не обладает некоторой ловкостью, быстротой, выносливостью и силой. Хорошая гибкость помогает придать определённую пластику танцевальным движениям, помогает раскрыть внутренний образ, создаваемый исполнителем на сцене.

Следует помнить, что растягивающие упражнения, вставленные в разные части урока по художественной гимнастике несут различное функциональное значение. Растягивающие упражнения, включённые в подготовительную часть урока, являются средством подготовки опорно-двигательного аппарата к активной мышечной деятельности, а растягивающие упражнения, которые применены в заключительной части урока, это связано в основном с процессами восстановления организма и активным отдыхом.

В процессе развития гибкости и развития подвижности суставов педагогу не стоит забывать о психологическом настрое воспитанника. Данный процесс достаточно сложный и болезненный и очень важно, чтобы у воспитанников от тренировки оставались положительные эмоции, а это, в свою очередь, будет положительно влиять на общее психологическое состояние обучаемых. Для этого педагогу необходимо грамотно ставить реальные задачи на каждом этапе тренировочного процесса. Умение правильно определить этапность освоения упражнений поможет сохранить положительную мотивацию у воспитанников в течение продолжительного времени обучения.

Для достижения воспитанниками хороших результатов в области развития гибкости и подвижности в суставах рекомендуется использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов. К таким упражнениям можно отнести:

- Гимнастические движения;

-Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

Приступая к тренировкам, тренеру стоит также более подробно остановиться и на некоторых аспектах, соблюдение которых не менее важно, чем все предыдущие рекомендации – это условия, необходимые для занятий гибкостью.

Занятия должны проводиться в помещении при температуре не ниже 16 градусов. На пол, надо положить небольшой коврик, на котором будут выполняться упражнения. Коврик должен быть не толстый и не тонкий, не жёсткий и не мягкий, самым хорошим вариантом является пенополиуретановый бытовой коврик.

Форма для занятий должна быть удобной, не стесняющей любые движения. Желательно, чтобы она была из ткани, способной растягиваться. Важным атрибутом для любой спортивной тренировки является обувь. По наблюдениям многих специалистов по современному танцу ученикам комфортнее всего заниматься в джазовках, т.к. они обладают хорошей эластичностью и препятствуют проскальзыванию ног (например, при выполнении упражнения «мостик»). Однако при выполнении «шпагатных» упражнений, лучше всего подходят носки или балетные тапочки, дабы уменьшить коэффициент трения между стопой и покрытием пола.

Эффективность занятий будет намного выше, если тренироваться с партнёром. Конечно, положительная мотивация и дух соревновательности, которые возникают в коллективе единомышленников, повышают коэффициент полезного действия каждого занятия, но всё же основная функция партнёра заключается в активных физических действиях, направленных на увеличение подвижности суставов того учащегося, которому он помогает. В данном случае речь идёт о принудительном растяжении, при котором используется сила вашего партнёра, т.е. развивается пассивная гибкость. Во время такой тренировки между партнёрами должно быть полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие. Практически любое упражнение на растяжку можно выполнять как самостоятельно, так и с партнёром.

Важно, чтобы все упражнения выполнялись в сопровождении музыки, которая должна быть правильно подобрана. Для одних типов движений музыкальное сопровождение должно быть достаточно ритмичным и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. В этом случае следование чёткой ритмической основе способствует развитию музыкальности и внутренней организованности.

При выполнении упражнений важно постараться сконцентрировать внимание воспитанников на тех частях тела, которые находятся в движении. Каждого ученика необходимо настроить, чтобы он научился прислушиваться к своему состоянию и мог чётко реагировать на любые изменения, протекающие в его организме для того, чтобы наиболее рационально спланировать тренировочную программу. Найти ту грань, через которую нельзя переступать, каждому ученику придётся самостоятельно, ведь у каждого она своя. Важно объяснить ученикам, что, только находясь около этой грани, они смогут раскрыть свой потенциал, переступив же её, они получат не только физические травмы, но и психологические, что гораздо хуже.

 


Заключение

 

Актуальность работы определяется поиском наиболее эффективных методик, направленных на развитие гибкости на этапе начальной специализированной подготовки и реализации ее при выполнении высокоамплитудных элементов в художественной гимнастике. Движимые проблемой современной ориентации художественной гимнастики на возросшие требования к амплитудам движений в теории и практике спорта, мы сформулировали научный аппарат исследования.

По исследуемой теме нам были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся физиолого-педагогических основ гибкости, средства и методы развития гибкости, методы измерения гибкости, в том числе педагогические тесты для оценки подвижности различных суставов.

Далее мы перешли к характеристике художественной гимнастики и роли гибкости с точки зрения теории и методики спорта. Гибкость как ценное физическое качество детально рассмотрено в рамках художественной гимнастики, а именно упражнений.

После этого мы узко подошли к нашему объекту исследования - девочкам 6 – 8 лет, занимающимся художественной гимнастикой. С этой целью мы рассмотрели возрастные аспекты воспитания гибкости, а именно анатомические и физиологические особенности, особенности высшейнервнойдеятельности детей младшего школьноговозраста. Было установлено, что у детей данного возраста имеются все предпосылки к приобретению гибкости: анатомические особенности опорно-двигательного аппарата (суставы наиболее подвижны, кости не до конца окостеневшие, мышцы эластичные), особенности высшей нервной деятельности (высокая степень сформированности состояния покоя как оптимального фона для приема и переработки внешней информации, главенство коры головного мозга).

Все это позволяет на занятиях художественной гимнастикой выполнять сложные специальные упражнения для увеличения подвижности в суставах, увеличения эластичности мышц. Для этого используются большей частью статические упражнения, также применяются эластичные резины, различные утяжеления, специальные тренажеры, упражнения могут выполняться при помощи партнера. Также используется повторный метод, с выполнением большего количества серий. Подвижность суставов связочного аппарата определяет скорость движений и технику исполнения. Естественный прирост подвижности суставов имеет наиболее высокие темпы от семи до десяти лет. При целенаправленной тренировке она может быть доведена до своего максимального предела. У детей данного возраста наиболее меньший болевой порог, и переносить нагрузки им намного проще, чем детям более старшего возраста. В этом и заключается особенность развития гибкости.

В опытно-экспериментальной части работы нами были определены исходные показатели гибкости у девочек 6-8 лет, разработан комплекс специальных упражнений для развития гибкости у гимнасток 6-8 лет, выявлена эффективность применения комплексов специальных упражнений для развития гибкости у гимнасток 6-8 лет. Для определения исходных показателей гибкости нами были использованы 6 тестов: наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке, разгибание в коленных суставах, перевод палки, прогибание назад в упоре лежа на бедрах, мост, поперечный шпагат.

Результаты эксперимента были подведены с помощью математической обработки (вычисление средней арифметической величины) [40].

В педагогическом эксперименте принимало участие 2 группы: экспериментальная и контрольная.

Первичная оценка показателей гибкости показала, что в тестировании гибкости девочки как экспериментальной, так и контрольной группы показали практически одинаковые результаты с небольшим преимуществом контрольной группы.

Так, среднее значение по тесту 1 в контрольной группе составляет 14,95 см, а в экспериментальной - 14,8 см. В тесте 2 среднее значение в контрольной группе - 3,95 см, в экспериментальной - 3,7 см. В тесте 3 среднее значение в контрольной группе - 27 см, в экспериментальной - 27,2 см. В тесте 4 среднее значение в контрольной группе – 15,7 см, в экспериментальной – 15,5 см. В тесте 5 среднее значение в контрольной группе - 12,8 см, в экспериментальной - 13,3 см. В тесте 6 среднее значение в контрольной группе - 14,15 см, в экспериментальной - 14,8 см.

После этого мы с группой испытуемых экспериментальной группы в течение четырех месяцев осуществляли педагогический эксперимент с использованием комплекса специальных упражнений для развития гибкости у девочек 6-8 лет. Контрольная же группа занималась по программе СДЮСШОР №1.

Каждый комплекс в экспериментальной группе неизменно использовался в течение четырех месяцев три раза в неделю. Они выполнялись в конце подготовительной части, и начале основной части занятия. В течение четырех месяцев комплекс не менялся. Экспериментальная группа занималась по разработанному нами комплексу специальных упражнений, направленных на развитие гибкости. Занятия проводились 3 раза в неделю по 1,5 часа.

После проведенной работы нами было проведено контрольное тестирование гибкости. Сравнительный анализ по динамике развития гибкости показал, что в экспериментальной группе положительные изменения, то есть процентный прирост показателей во всех тестах выше, чем в контрольной группе. Так, в экспериментальной группе в тесте 1 показатель улучшился на 4,6%, в тесте 2 на 7,5%, в тесте 3 на 6,2%, в тесте 4 на 8,4%, в тесте 5 на 8,4%, в тесте 6 на 11,5 %. Анализ результатов контрольных испытаний показал, что улучшены результаты в обеих группах (контрольной и экспериментальной). Значительно лучшие результаты были показаны девочками из экспериментальной группы – процентный прирост показателей выше, чем у контрольной группы.

Результаты эксперимента подтверждают гипотезу, о том, что за счет использования комплекса специальных упражнений, повысится уровень развития гибкости у девочек 6-8 лет.

В конце работы нами бы обобщены и систематизированы методические рекомендации по формированию гибкости и по организации тренировочного процесса у девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Планируемая и проведенная методика развития гибкости предполагала принцип постепенности. Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости небольшая, но упражнения применяются систематически, на каждом занятии. Также эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику. Планируемая и проведенная методика развития гибкости предполагала принцип постепенности. Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости небольшая, но упражнения применяются систематически, на каждом занятии. Также эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику. Нагрузка в упражнениях на гибкость на отдельных занятиях и в течение года увеличивались за счёт увеличения количества упражнений и числа их повторений. Основным методом развития гибкости повторный метод. Так как у детей 6-8 летнего возраста занятия проводились 3 раза в неделю, нами была использована система домашнего задания, которая включает в себя: упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, в тазобедренных и голеностопных суставов, подколенных связок, а также, прыжки на скакалке. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно.

Кроме того, нами были систематизированы методические рекомендации по организации тренировочного процесса. Отведена особая роль разминочным упражнениям, проработке суставов сверху вниз, симметричности проработки суставов, принципам растяжки. Нами еще раз было подчеркнут и подтвержден на практике факт того, что развитие гибкости должно идти параллельно с развитием других физических качеств, а также различное функциональное значение растягивающих упражнений, вставленных в разные части урока по художественной гимнастике. Немаловажным явилось и влияние психологического настроя воспитанника.

И наконец, ключевыми в развитии гибкости являются сами упражнения, воздействующие на подвижность всех основных суставов - гимнастические движения и общеразвивающие упражнения (ОРУ), условия проведения занятий.

Разработанный нами комплекс может быть использован учителями физкультуры на уроках и в работе секций, а так же тренерами на занятиях по художественной гимнастике для развития гибкости. Поставленная нами в начале исследования гипотеза о том, что специально разработанный комплекс на развитие гибкости девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, доказана и подтверждена.

 


Список использованной литературы

 

1 Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб.для ин-ов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с.

2 Матвеев Л.П. Вопросы формирования общей теории физической культуры // Общественные науки. М.: АН СССР, 1980. № 3. С. 31-41.

3 Лях В.И. Гибкость и методика ее развития – Физкультура в школе № 1 1999 – с.25

4 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта - М.: Академия 2003. - 480 с.

5 Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1988

6 Фарфель В. С. Методика определения тонуса симметрии мышц туловища. — М., 1960., 75 c.

7 Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека - М.: Физкультура и спорт, 1981. – 144 с.

8 Васильева В.В. Физиология человека. – М: Физкультура и спорт, 1984 – 319 с.

9 Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие. - М.: Просвещение 2002.- 240 с.

10 Харламов И.В. Педагогика. – М., 2000. – 519 с.

11 Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. Теория и методика физического воспитания. - М., 1990. - 287 с.

12 Варакина Т.Т. Художественная гимнастика. – М., 1973. – 188 с.

13 Зациорский В.М. Физические качества спортсмена – М., 1970 - 198 с.

14 Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств - М., 1994. - 368 с.

15 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений – М., 2009. – 480 с.

16 Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М., 1985. – 192 с.

17 Чикуров, В.И. Гибкость// Физическая культура и спорт. -2008. -№6.-С.9

18 Быков В.С. Развитие двигательных способностей учащихся. – Челябинск, 1998 – 314 с.

19 Волков В.Л. Методика воспитания физических способностей школьников. - Л.В.Волков. – К., 1980. – 103 с.

20 Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн., 1978. – 88 с.

21 Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. Теория и методики физического воспитания. - М., 1990. - 287 с.

22 Шипилина И.А. Хореография в спорте. - Р-н-Д., 2004. – 224 с.

23 Барышникова Т.Б. Азбука хореографии. – СпБ., 1996. – 142 с.

24 Гимнастика. – Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 448 с.

25 Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 448 с.

26 Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика – М: Физкультура и спорт, 1982 – 231 с.

27 Мавромати Д. Упражнения художественной гимнастики-М.: Физкультура и спорт, 1972. – 141 с.

28 Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224 с.

29 Орлов Л.П. Художественная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1975. – 208 с.

30 Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. – М., 2002. – 448 с.

31 Безруких М.М., Сонькин В.Д. Возрастная физиология. - М., 2003. – 416 с.

32 Фарбер Д.А., Корниенко И.А. Физиология школьника. – М., 1990. – 64 с.

33 Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. - М., 1992. – 175с.

34 Волков, Л.В. Обучение и воспитание юных спортсменов/Л.В. Волков - К.: Здоровье, 2008. - 140 с.

35 Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2002. – 376 с.

36 Смирнов В.Н. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2004. – 400 с.

37 Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. – М., 2002. – 448с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.