Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности памяти детей младшего школьного возраста




ПАМЯТЬ

Методика для диагностики степени развития наблюдательности.

Надо приготовить две картины, которые должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных десяти различий.

При работе с классом эти картины должны быть большой величины и должны быть вывешены на доске на 1-2 минуты, при индивидуальной работе с ребенком можно использовать предложен­ные в книге задания (см. приложение). Ребенок младшего школьного возраста должен написать за­меченные различия.

Можно усложнить задание, убрав после 1—2-минутной экспозиции картины. А после этого по­просить учащихся записать отмеченные различия по памяти.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитают указанные ошибочно различия. Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности.


Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и органи­зованна, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они за­поминают конкретные предметы, лица, факты, цве­та, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в началь­ных классах дается очень много конкретного, фак­тического материала, что развивает наглядную, об­разную память.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объясне­ния. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует -развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логи­ческими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в зау­чивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники пред­почитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысли­ванию учебного материала.

В процессе обучения в начальном звене школы «память ребенка становится мыслящей» (Элько-нин Д. В.). Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух на­правлениях:

— усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

— ребенок овладевает возможностью сознательно уп­равлять своей памятью, регулировать ее проявле­ния (запоминание, воспроизведение, припомина­ние).

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и вос­произведению смысла, существа материала, доказа­тельств, аргументации, логических схем, рассужде­ний. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от моти­вации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться доль­ше, воспроизводиться точнее.

О развитии произвольного и осмысленного запоминания

У младших школьников первое время недостаточно развит самоконтроль.

Первоклассники проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке.

Приемы запоминания служат показателем произ­вольности. Сначала это многократное прочитывание всего материала, затем чередование прочитывания и пересказа.

Для запоминания материала очень важно опи­раться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Многие учителя считают самым эффективным сред­ством прочного запоминания любого материала его

повторение. Однако установлено, что большое коли­чество повторений одного и того же материала вы­зывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная задача.

Даже правила, законы, определения понятий, ко­торые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.

Установлено, что дети значительно лучше запо­минают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товари­щеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звездочку в тетради, хорошую отметку.

Продуктивность запоминания повышает также ос­мысливание запоминаемого материала. Пути осмыс­ливания материала различны. Например, для удер­жания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить пе­речнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» и т. д.

Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети таким образом учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.