Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в философию 13 страница




Рассмотренные выше два закона органически связаны с третьим законом отрицания отрицания, который раскрывает направление и преемственность в развитии.

Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: существует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли какая-либо направленность в бесконечном числе изменений мира?

На эти вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.

Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания".

Термин "отрицание" употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле - уничтожение.

Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т. е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения.

Сохранение старого в новом в "снятом", т. е. преобразованном виде выражается через категорию "преемственность" (преемственность в развитии научных теорий, например).

В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу "или" - "или". Этим страдала теория Пролеткульта, некоторые теории исторического круговорота.

В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.

Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Зародыш человека, например, в своем развитии как бы заново проходит основные вехи истории животного мира.

Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т. д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т. е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного входе отрицания одних предметов другими - не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой.

Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным.

Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.

Действие данного закона четко видно в периодическом законе химических элементов, в развитии живых организмов, в их онтогенезе и филогенезе, в общественной жизни - во взаимодействии производительных сил и производственных отношений. Действие закона отрицания отрицания можно проследить на примере теории света. Так, выдвинутая в начале XVIII века Ньютоном корпускулярная теория света была отвергнута в результате позднейших открытий в области оптики, где, как представлялось, полностью утвердилась диаметрально противоположная волновая теория света, просуществовавшая до конца XIX века. Позднее, благодаря теории квантов Планка и введению Эйнштейном понятия фотона, отвергнутые, казалось бы, раз и навсегда корпускулярные представления снова вошли в оптику, но уже на новой основе, в соединении с идеей о волновой природе того же света. (Луи де Броль).

Завершая анализ закона отрицания отрицания, следует отметить один важный момент. Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при превращении фотонов в пару электрон - позитрон и обратно. Следовательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона в переходе к более высокой основе, возвращение назад, повторение пройденного, но на новой ступени, т. е. как бы по спирали.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и научным методом познания, позволяющим вскрывать сущность явлений и процессов.

7. 5. Категории диалектики.

Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентрируют в себе и выражают достигнутые знания.

Изучение темы можно начать с выяснения взаимосвязи философских законов и категорий, их особенностей, что и отделяет их от понятий и законов других наук. Философские категории отражают стороны, свойства и отношения, присущие всем формам движения материи, всем процессам и явлениям, то есть они имеют всеобщий характер. И как все элементы диалектики, обладающие мировоззренческими, методологическими, гносеологическими и логическими функциями, они не только концентрируют в себе ранее полученные знания, но и выступают в качестве орудия дальнейшего познания и форм абстрактного логического мышления.

Законы, изучаемые философией, тоже всеобщи, действуют во всех областях действительности, явлениях и процессах, обладают такими же функциями, как и категории. Этим они отличаются от законов частных наук. А каково соотношение законов и категорий философии?

Здесь следует иметь в виду различие между объективными законами и законами науки, которые представляют собой отражение объективных законов, являются идеальными и относятся к сознанию. Будучи понятиями категории, как и законы науки, тоже относятся к сознанию. Таким образом, можно сказать, что все законы и категории субъективны по форме и объективны по своему содержанию.

Большая часть категорий отражает всеобщее в отдельных сторонах и свойствах предметов и процессов. Например, качество, противоположность, содержание, форма и т. д. Законы выражают связи между сторонами и свойствами явлений. Некоторые категории тоже выражают связи: причинность, противоречие и др. Но их взаимосвязанность носит по существу характер закона. Отдельные категории чрезвычайно объемны, они обозначают формы существования материи, ее коренные свойства. Это - "движение", "развитие", "пространство", "время". Категория "материя" - предельно широкое понятие. С помощью категории выражается содержание и формулировка законов. Поэтому законы и категории должны изучаться совместно. Рассматривая тот или иной закон, мы одновременно усваиваем содержание категории, которые его выражают. А изучая категории, раскрываем законы диалектики. Так это присходит, например, при изучении категорий "причинность" и "противоречие". Это станет еще очевиднее, если принять во внимание, что взаимосвязь парных, соотносительных категорий точно отражает законы диалектики - закон единства формы и содержания, сущности и явления и др., которые в литературе называются не основными законами в отличие от трех основных законов диалектики. После сделанных замечаний и уточнений перейдем к непосредственному рассмотрению парных категорий диалектики.

_Единичное, особенное, общее.

Рассмотрение данной темы следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единого и общего.

Отдельно - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного как предмета. вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Так, скажем, каждое дерево береза есть отдельное. Ей свойственны единичные черты и признаки, присущие только ей и отличающие ее от всех других берез. Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, которые есть и у всех других берез, т. е. она обладает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного, то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством переходов связано с другого рода единичным. Например, Иван - человек. Иван уникален, неповторим, хотя бы по отпечаткам своих пальцев. Но он носитель тех черт, которые присущи всем людям, в частности, конкретному Петру. С другой стороны, всякое общее есть частичка, сторона единичного. Понятие береза отражает и то, что присуща каждой березе (цвет коры, узоры листьев, генетический год и т. д.). Общее так же объективно, как и единичное.

Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитающее, животное, живое существо, материальное образование.

Предельно широкое общее называется всеобщим. Из сказанного можно установить, что единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее, по отношению к меньшей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенной. Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Так, понятие русский является общим по отношению к понятию Иван, но в то же время понятие русский есть единичное по отношению к понятию славянин. Здесь понятие русский, есть особенное.

Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным.

В этой теме необходимо критически проанализировать понимание общего метафизиками и идеалистами. Абсолютизация единичного, общего и отрыв их от вещей и материи служат одним из главных гносеологических источников идеализма. Этого вопроса мы касались при рассмотрении реализма и номинализма.

Рассматриваемые выше категории помогают понять процессы и явления реальной действительности и познания, в частности, проблемы, связанные с соотношением общих и специфических законов, общих законов и особенностей их действия в различных условиях. Примером этого является вопрос о соотношении общих для всех стран законов рыночной экономики и их конкретного проявления и особенности применения в разных странах. Общие законы имеют главное, решающее значение для становления нового общественного строя, но действуют они в разных странах с определенными особенностями, в специфических формах, так как общественно-исторические условия в разных странах различны. Без использования общих законов рыночная экономика не сложится. Но при этом необходимо вскрывать и учитывать особенности каждой страны, без чего неизбежны серьезные ошибки как догматического, так и волюнтаристского характера.

Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания. А именно, действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т. е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания.

_Причина и следствие.. Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина - то, что вызывает следствие, следствие - результат действия причины. Но как правильно понимать причину? В учебной литературе она часто определяется так, что оказывается внешним явлением, которое вызывает другое явление. В некоторых простых случаях это имеет место, и в обыденной жизни такое понимание причины может удовлетворять. Однако в решении сложных проблем современной науки, которая все более сталкивается с методологическими трудностями, оно неприемлемо, потому что не учитывает реакции того явления, на которое воздействует другое явление, называемое причиной. Но от этой реакции сильно зависит следствие. Подобное определение причины неприемлемо потому, что оно рассматривает причину только как внешнее явление, хотя известно, что главные глубокие причины изменения систем, протекания процессов находятся внутри их и чаще всего бывают взаимодействием элементов или сторон изменяющихся систем, процессов.

Следовательно, причиной явлений правильно считать не какой-либо отдельный фактор, а в конечном счете взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов, сторон процессов и систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изменения, исчезновения явлений, т. е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия. При этом вспомним, что важнейшим видом взаимодействия выступает противоречие - источник изменений.

Еще одна трудность в понимании причинности связана с тем, что традиционно-механическую причинность, действующую в механике макротел и связанную с динамическими закономерностями, продолжают отождествлять с причинностью вообще. Это является пережитком того времени, когда других видов причинности не знали. Современная наука установила, что механическая причинность не универсальна; в других условиях могут существовать и действительно существуют другие виды причинности. В микромире, например, действует особого рода причинность, связанная с действием статистических закономерностей и необходимостью учета действия приборов. Однако, некоторые философы и физики, обнаружив, что в микромире нет механической причинности, стали отрицать здесь наличие причинности вообще.

Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами. Она объективна - существует в самой действительности независимо от сознания. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие.

Причина отличается от условий, т. е. совокупности внешних причин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему.

Среди внешних причин может существовать такая причина, которая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Играет роль своего рода спускового крючка. Эту внешнюю причину называют поводом. Например, поводом ссоры людей в трамвае может служить случайный толчок одним другого. Хотя истинная причина ссоры - плохая работа транспорта и вызванная этим напряженное состояние людей.

Повод можно искусственно создать. Мастером таких провокаций был в свое время Гитлер, создавший повод к второй мировой войне, спровоцировав нападение на радиостанцию в Глливице.

Наиболее сложный характер имеет причинная детерминация в обществе, где связь явлений и процессов усиливается деятельностью людей, их интересами, мотивами, целями, идеалами, волей, эмоциями. Но связи между причинами и следствиями могут носить не только необходимый, жестко обусловленный, но случайный характер. Познанию вероятностных причинно-следственных связей помогают диалектические категории: необходимость и случайность, возможность и действительность.

По вопросу о причинности постоянно происходила и происходит борьба между основными философскими направлениями. Материалисты отстаивают принцип детерминизма, утверждающего всеобщий и объективный характер причинности. Субъективные идеалисты стоят на противоположной точке зрения, на позициях индетерминизма, отрицающего всеобщность и объективность причинности (Юм, Кант, Мах). Объективные идеалисты (Гегель) как будто бы не отрицают причинность, но причины у них - идеальные, сверхъестественные, божественные явления. Но вся общественно-историческая практика, данные науки подтверждают принцип детерминизма, его материалистические основания..

_Необходимость и случайность

Изучение данных категорий важно для правильного решения ряда теоретических проблем, для обоснования научной позиции в дискуссии с представителями идеализма и метафизики, неверно толкующих, а то и прямо отрицающих необходимость, извращающих соотношение необходимости и случайности.

Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи.

Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность* необходимость связана с общим.

Случайность. существующая вместе с необходимостью, есть явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным. Как и все явления, случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, сделавшего открытие, обычно показывают, что он пришел к нему не случайно, оно оказывается необходимым результатом его воспитания, интересов, целеустремленной работы. Да и общая тенденция развития данной науки определяет эту необходимость. Часто случайность возникает при пересечении двух или нескольких необходимых цепей причинных связей. В приведенном примере случайность возникла в точке соприкосновения двух или более линий связи, каждая из которых необходима.

Таким образом, случайность есть внешнее по отношению к данному процессу явление, возможное, но обязательное для него, хотя оно имеет причину, связано с сущностью других процессов и необходимо в них.

Рассмотрев связи и взаимопереходы необходимости и случайности, следует уяснить положение о том, что случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает. Необходимость не только сопровождается и дополняется случайностями, но и проявляется через них.

Категории необходимости и случайности помогает понять смысл деления законов на динамические и статистические, их различие и сходство. Законы являются конкретным выражением необходимости, но это выражение может быть различным в различных процессах. Динамический закон применим к каждому в отдельности явлению из числа охватываемых им. К динамическим относятся, например, законы механики макротел, в соответствии с которыми точно рассчитывается проектория движения тела, если известны необходимые исходные данные.

Статистические законы действуют там, где имеют место массы случайных явлений. Опираясь на них, нельзя точно предсказать, поведение отдельных элементов некоторой совокупности, подчиненной статистическому закону; это можно сделать лишь с известной степенью вероятности, но можно точно предсказать поведение всей совокупности. Нельзя, например, точно определить поведение каждой молекулы газа в сосуде, вместе с тем результат совокупного действия молекул строго определен.

Очевидно, неправомерно чрезмерно противопоставлять динамические и статистические законы. Динамические законы являются предельными случаями статистических, когда вероятность осуществления события близка к единице. Интересно и важно с этой точки зрения проанализировать законы общественного развития. В результате такого анализа можно убедиться, что они обладают свойствами и динамичности и статистичности.

_Содержание и форма.

Предметы и явления действительности имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутрення и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например, - определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений.

Необходимо иметь в виду, что в связи с развитием системного подхода и структурно-функционального анализа активно разрабатываются понятия элементов и структуры. Эти понятия близки понятиям содержания и формы, но не совпадают с ними и не заменяют их. Понятие "элемент" отражает то, что входит в "содержание", но не совпадает с ним уже потому, что набор элементов без взаимодействия между ними еще не составляет содержание. Понятие "структура" соответствует понятию "форма", но к последней относится и внутреннее и внешнее строение, организация вещи, а к структуре -только относятся внутренние связи.

Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа.

Сами же стороны отдельно существовать не могут, так как, скажем, разрозненные, не связанные между собой элементы еще не содержание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются, вступают во взаимосвязи между собой. Короче говоря, содержание не может существовать без формы и, наоборот, форма не может быть безсодержательной.

Например, элементы производительных сил - люди и средства производства составляют содержание способа производства лишь тогда, когда они взаимодействуют и функционируют. В социально-экономическом смысле они соединяются посредством определенной формы собственности, которая суть, основа производственных отношений, общественно-экономической формы производства. Иначе говоря, производительных сил не может быть без производственных отношений и наоборот.

Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком.

Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы.

Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы. Зная диалектику содержания и формы можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей.

_Целое и часть, элемент и структура

Рассматривая содержание и форму, мы представляем предметы как нечто целое в единстве всех составляющих его.

Но в процессе познание бывает необходимым детальнее рассмотреть то, из чего состоит содержание. В этом случае мы оперируем категориями "часть" и "целое".

Частью называется предмет, процесс, явление, входящие в другие предметы, процессе, явления и некоторые являются сторонами содержания.

Целым называется предмет, процесс, явление, которое включает в себя другие предметы, процессы, явления, и свойства которого не совпадают со свойствами составляющих частей.

Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть целого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В тоже время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим.

По своему строению можно выделить следующие три вида целостности. Первый вид это неорганизованная целостность или конгломерат. Здесь свойства целого во многом совпадают со свойствами частей. Например, куча камней. Удаление большого числа частей не меняет сущности кучи, конечно до известной меры, с нарушением которой, куча как определенное качество исчезает.

Второй вид целого - организованное целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствами частей.. Так, водород горит, кислород поддерживает горение, а молекулы воды в своей совокупности гасят огонь. Примерами организованного целого являются федеративные государства и т. д. В организованном целом выделение частей не означает еще их уничтожение, они могут существовать и самостоятельно. Хотя целое при этом может и качественно измениться. Так, выделение республик, хотя и привело к исчезновению Советского Союза, но отдельные республики продолжают существовать как суверенные государства.

Другой пример, можно выбить электрон из атома и он будет самостоятельно существовать, однако вместо атома получится положительно заряженный ион.

Третьим видом является органическое целое, в котором внутренние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение может привести к гибели и целого и частей. Примерами такого целого являются главные самоорганизующиеся системы.

Надо сказать, что в микромире понятия "часть" и "целое" теряют свой смысл, т. к. нельзя говорить, что элементарные частицы состоят из других элементарных частиц, хотя и происходят их взаимопревращения при взаимодействиях. Например, нейтрон распадается на протон, электрон и антинейтрон. Однако отсюда не следует, что протон по своим размерам меньше нейтрона, более того, их массы примерно равны. Это связано с особой природой элементарных частиц, которые не имеют каких-то застывших и неизменных размеров, что определяется их корпускулярно-волновой сущностью.

В процессе познания, перехода от сущности первого порядка к более глубокой, часто приходится обращать внимание на характер внутренних связей внутри целого. Частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если же мы обращаем в процессе познания внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого. Структура - это связь, способ организации целого. В этом случае части, между которыми осуществляются указанная организация называются элементами.

Единство элементов и структуры называется системой. Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы.

Системный подход в процессе познания состоит в понимании того, что для более глубокого познания данной системы необходимо бывает выйти за ее рамки и рассмотреть взаимодействие данной системы с другими. Этого требует диалектический, методологический принцип учета всеобщих связей для всестороннего познания конкретных материальных образований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.