Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный и профессиональный кодекс практического психолога (по Смагиной С. Ю.)




Rfi

Примеры вопросов.

Корреспондент (В. Харькин, А. Гройсман)

Цель: рефлексия составляющих профессионального образа психолога, освоение «естественного» стиля профессионально го поведения.

Участники работают в парах. Один задает вопросы, другой отвечает: один ответ - как обычный студент, другой раз - как «психолог».

Почему люди лгут?

Зачем люди нужны друг другу?

Если человек плачет, можно ли ему верить?

Я боюсь некоторых вещей. Всем ли людям свойственно бояться?

Что такое любовь, кто знает?

Если ничего не хочется, что делать?

Меня часто обижают, а я не умею защищаться. Как быть?

Обсуждение: что отличает «обычного человека» от «психо­лога», какие свои установки проявились в общении, обнаружи­лись ли профессиональные стереотипы и деформации в комму­никации.

fi Гостиница

Цель: рефлексия образа профессионального психолога.

В гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание поселить в них психологов. Однако информа­ция, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни воз­раста, ни конкретной специальности психологов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для психологов».

Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу боль­шой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие заполучить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за психологов. Ему нужно быть начеку.

Один человек из группы выбирается администратором. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих психолога, они втайне назначены ведущим). Видя табличку, все начинают выдавать себя за психологов. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.

Обсуждение с видеопросмотром: группа анализирует, что было ключевым в оценивании человека как психолога. Какие при знаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль психолога? На что ориентировались психологи, воплощая этот образ?

Цель: рефлексия и вербализация жизненных и профессио­нальных ценностей и принципов.

Согласные и гласные русского алфавита (кроме Ё, И, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников -

«7

сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных или профессиональных правил, которые на­чинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. В за­вершение встречи группе предлагается организовать совместное прочтение правил. Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими законы. Так по­лучается единый жизненный и профессиональный кодекс прак­тического психолога.

• Авторитарность исключи, включи доверие с любовью.

• Быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей.

• Важно не то, что ты имеешь в виду, а то, как тебя понимают,

• Главное - быть человечным.

• Действовать достойно, давая положительный заряд клиенту.

• Ехать нужно прямо, с пути не сворачивая.

• Жизненный путь очень трудный, и пройти его надо дос­тойно.

• Знать, чтобы уметь, и использовать это во благо людей.

• Искать себя везде, искать себя всегда.

• Кроме войн и разрушений, в мире должны существовать любовь и счастье.

• Люби и уважай личность другого.

• Можно существовать, но жить - этому надо долго учиться.

• Никогда не решать свои проблемы за счет других.

• Овладевая знаниями в теоретическом курсе, не забывайте их применять на практике.

• Постарайтесь понять чувства, присущие другому челове­ку, и попытайтесь «влиться» в их глубину. Не обещать того, чего не сможешь выполнить. Переделывая мир, помни, каким он был.

• Результат зависит от твоих усилий и,твоего стремления к достижению цели.

И т. д.

Очень ничего

Цель: самоанализ уровня профессионализма и формирова­ние установки на его развитие.

Участников расспрашивают, какого уровня профессиона­лизма они достигли в ходе профессиональной подготовки.

Сторонники каждого уровня подсчитываются по поднятым рукам. Результаты фиксируются в виде следующей схемы:

Уровень профессионализма Число человек
Ничего  
Очень ничего  
Очень-очень ничего  

Вопросы для обсуждения: удовлетворены ли вы уровнем сво­его профессионализма? Считаете ли его достаточным? Долж­ны ли ваши клиенты быть удовлетворены этим уровнем про­фессионализма? Каковы главные помехи на пути повышения профессионализма? Что мы можем предпринять для повыше­ния профессионализма и качества психологических услуг? Об­судите с участниками группы, какие качества повышения про­фессионализма они используют. Знакомы ли эти средства всем участникам? Сформируйте небольшие группы для мозгового штурма по выявлению путей повышения профессионализма и повышения качества предлагаемых психологических услуг,

ж Кинорежиссеры (по Бабайцевой В. Ю.)

Цель: помочь «со стороны» посмотреть на профессию пси холога, оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане.

Участники разбиваются на несколько подгрупп. Каждая под­группа представляет собой кинорежиссеров какой-либо кино­студии. Перед каждой киностудией ставится задача подобрать актеров для съемки фильма о школе. Главные действующие лица фильма: учитель, работающий в этой школе, молодой пси­холог, начинающий свою работу в школе, пожарник, прове­ряющий состояние противопожарной безопасности данного учебного заведения. Кинорежиссерам предлагается опреде­лить: а) качества, необходимые для создания данных образов и б) качества, нежелательные для данных образов. Для облегче­ния работы командам кинорежиссеров предлагаются списки ка­честв, которые при необходимости можно дополнить. Списки требуемых и нежелательных качеств ведущим составляются за­ранее. Например:

требуемые качества: решительность, непоседливость, доб­рожелательный взгляд, уверенность в себе, мечтательность, изысканные манеры, усталый вид, спокойствие, строгий голос, человек, у которого можно многому научиться, признает, что порой недостаточно ясно выражается, доброжелательность, от­ветственность, юмор и т. д.;

нежелательные качества: упрямый вид, смешливость, экс­травагантная прическа, говорливость, сонливый вид, тревож­ные, бегающие глаза, невнятная речь, оттопыренные уши, вя­лость, думает, что он все знает, утверждает, что его неправильно понимают, категоричность, демонстративность и т. д.

Кинорежиссерам предлагается, опираясь на первый спи­сок, выбрать 3-5 качеств, без которых не могут обойтись глав­ные действующие лица и, опираясь на второй список, выбрать такое же количество качеств, которые ни в коем случае не должны присутствовать в данных образах.

Обсуждение: анализируется, почему участники выбрали именно эти качества, чем отличаются друг от друга обра­зы главных героев. Какие из этих качеств обнаруживаются у себя?

Плохой психолог

Цель: осознание своих недостатков в профессиональном становлении, в поступках, без перевода их на личность, уме­ние корректно выдавать и воспринимать критику.

Из числа участников выбирается студент на роль «плохого психолога» (в зависимости от группы и ситуации им может стать тот, кто действительно чувствует себя плохим психоло­гом, либо наоборот, тот, кто является успешным студентом и способен выдержать эту интервенцию). Остальные разбива­ются на две группы, примерно равные по количеству. Задача группы «обвинителей» - выделить негативную черту «плохого психолога» и описать ее проявления. Просто «оценочные» вы­сказывания, без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции «защитников» - найти объяснения про­явлению этой черты и дать другую, позитивную характеристику «плохому психологу», Высказывания говорятся в лицо «штохо-мупсихологу»,он должен видеть, кто говорит. Затем слово дает­ся герою. Он сам высказывается по поводу услышанного, выра-

жая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как «хорошего» психолога.

Обсуждение: умение осознавать свои слабости и недостат­ки, умение «держать удар».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.