Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология. Запрос классного руководителя: «Посоветуйте маме забрать Дочь из гимназии».




Запрос классного руководителя: «Посоветуйте маме забрать Дочь из гимназии».

Запрос мамы: «Может быть, мне лучше забрать дочь из гимназии».

Данные, приведенные учителями.

Успеваемость удовлетворительная, единственная претен­зия - тройки по русскому языку. Вступительные экзамены сдала неровно: получила «3» за диктант, но понравилась учи­телю-словеснику хорошей речью. Зачислена с условием, что догонит класс по английскому. Учителей беспокоит ее дове­дение: она «не вписывается» в коллектив, настраивает одних девочек против других, иногда грубит старшим. Маша при­вирает, придумывая о себе «красивые» истории: однажды она заявила, что плохо себя чувствует, поэтому надо поручить од­ноклассницам провожать ее домой (школьный врач оценила ее жалобы как симуляцию). Данные, сообщенные мамой.

Нет усердия в учебе, часто «выкручивается». В начальных классах (в другой школе) была самой сильной по успеваемо­сти, правда, уровень преподавания был низкий. Маме каза­лось, что дочь способна справляться с более высокими требо­ваниями, поэтому Маша и поступила в гимназию. В прежнем классе отношения с одноклассниками и учителем были нор­мальные. Она жалуется, что в гимназии ее дразнят за «бед­ность». Ее родители развелись, когда девочке было 2 года, жи­вет Маша с мамой и бабушкой. Мама - инженер, зарплата скромная, вынуждена во многом отказывать себе и дочери. Возвращается мама домой поздно, общение с дочерью ограни­чивается занятиями английским языком. Мама - молодая ин­тересная женщина, но, по ее признанию, ни о какой личной жизни и речи быть не может, так как бабушка (70 лет, бывшая учительница) подавляет и дочь, и внучку. Бабушка не разре­шает Маше гулять после школы, боясь, как бы с ней что-ни­будь не случилось, в кружки внучку водить отказывается, ссылаясь на свое слабое здоровье. Mania и мама трогательно привязаны друг к другу, мама очень переживает из-за гимна­зических трудностей дочери.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Маша - миловидная, миниатюрная девочка. К обследова­нию отнеслась заинтересованно, внимание психолога было ей приятно. Очень словоохотлива, интересы инфантильные, доб­рожелательна к окружающим, ориентирована на поддержку

со стороны старших, ей свойственна некоторая демонстра-тивность поведения. Неудовлетворена своими оценками и отношениями в новом классе. В отсутствии подруг в гим­назии винит одноклассниц или обстоятельства. Жалуется на чрезмерную опеку со стороны бабушки, особенно обидно Маше, что бабушка даже днем не разрешает ей гулять во дворе.

Диагноз непсихолога.

Классный руководитель: «Плохое воспитание».

Мама затрудняется назвать причину дезадаптации.

Самодиагноз: «Недружныйкласс».

Резюме по феноменологическим данным.

Трудности адаптации в новом коллективе, черты демонст-ративности в поведении.

•/Случай 2,

Илья П., 10 лет, 5 класс. Октябрь 1992г. Феноменология.

Запрос классного руководителя: «Посоветуйте, как снять у ребенка двигательную расторможенность на уроках».

Данные, приведенные учителями.

Учится Илья удовлетворительно, иногда выступает с инте­ресными докладами по истории и литературе, но на уроках расторможен, постоянно что-то теребит в руках, часто отвле­кается, не следит за происходящим на уроке. Илья - добрый, вежливый мальчик. Учителя отмечают гиперопеку со сторо­ны мамы: она настояла, чтобы сын оставался в группе про­дленного дня вместе с третьеклассниками (для его сверстни­ков продленки нет). Каждый день мама сама забирает сына из ГПД, хотя живут они недалеко от школы.

Данные, сообщенные мамой.

Илья живет с мамой в коммунальной квартире. Родители мальчика развелись, когда ему исполнился год. Мама посто­янно переживает, что сын растет без отца. До сих пор она со­мневается в правильности своего поступка, расставшись с мужем по настоянию своего отца. Дед Ильи - крупный спе­циалист по военной технике - очень любит дочь и внука, помо­гает деньгами и, хотя живет в Подмосковье, часто их навеща­ет, отвозит мальчика на теннисный корт, занимается с ним

радиоконструированием. Соседка по квартире - пожилая, сердобольная женщина, часто по доброте своей пускает к себе пьяниц, поэтому мама и оставляет сына на продленке. Дед Ильи постоянно предупреждает дочь об опасностях, которые подстерегают детей, если они остаются без родительского над­зора. Все свободное время мама старается проводить с сыном, они очень привязаны друг к другу. Своих увлечений у нее нет, некогда заниматься собой: все домашнее хозяйство на ней. Илья самостоятельно не ходит даже за продуктами во избежа­ние неприятных происшествий. Его успеваемость не совсем удовлетворяет маму, ей кажется, что он вполне мог бы учить­ся на «4». Причина частых троек, на ее взгляд, -недостаточное прилежание сына и отсутствие у нее времени для проверки уро­ков. Жалобы учителей на расторможенность удивляют маму: дома Илья часами занимается радиодеталями, какие-либо нев­рологические заболевания отрицаются ею. Основным педаго­гическим методом является воспитательная беседа - «нота­ция», как призналась она сама. Наблюдение и беседа с ребенком.

В физическом развитии мальчик опережает сверстников, движения угловаты и плохо координированы. К обследова­нию отнесся очень настороженно, воспринял как ситуацию экзамена. После уроков любимое занятие мальчика - само­стоятельное техническое моделирование, а также он любит играть как на компьютере, так и с мягкими игрушками, ко­торые дарили ему в раннем детстве. Все свободное время Илья проводит дома. В воскресенье он выезжает с мамой в му­зей или с дедом на теннисный корт. У него один друг, сосед по подъезду, но он младше его на два года и учится во вторую смену, поэтому видятся они нечасто. Илья признается, что отношения с одноклассниками плохие, он чувствует себя в классе одиноким, но смирился с этим, объясняя свою изо­ляцию тем, что «не хулиган» в отличие от них. Мальчик рев­ниво следит за своими оценками, гордится, что не двоечник, последних он презирает. Считает, что может учиться без троек, но ему не хватает организованности. Находясь в шко­ле по 8 часов в день (продленка), очень устает от шума и суе­ты, но согласен посещать ГПД, так как опасается быть дома без матери. Беспокойное поведение на уроках объяснить не может.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель: «Что-то не в порядке с нервной системой».

Мама затрудняется ответить.

Самодиагноз: «Так получилось».

Резюме по феноменологическим данным.

Двигательная расторможенность на уроках при отсутствии неврологического и психиатрического анамнеза, нарушение отношений со сверстниками, предельно узкий круг общения вне школы.

SСлучай 3.

Аня Т., 10 лет, 5-й гимназический класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос учителя русского языка; «Как помочь ребенку не пе­реживать так сильно из-за оценок?»

Данные, приведенные учителями.

Аня - любимица многих учителей, преподающих в этом классе: отличница, добрая, умная, обаятельная, живая, симпа­тичная девочка. В этом классе, набранном по конкурсу, сильна конкуренция между детьми за положение ведущих учеников и за лидерство в коллективе, нередки конфликты между гимна­зистами, доходящие порой до драк. Однако Аню эти инциденты не касаются, более того, ее авторитет общепризнан. Учителя объясняют это удивительной ее доброжелательностью и тактич­ностью. Девочку выбрали командиром класса. В принципе, она справляется с этим поручением, но характер у нее явно не ко­мандирский. Ее душа не лежит к организаторской деятельно­сти. Она выполняет свои обязанности без желания, только бла­годаря своей исполнительности и чрезмерной ответственности. На будущий учебный год классный руководитель присматрива­ет другого командира. Практически у Ани хорошие отношения со всеми в классе. Ближе других ей Аня Р., ее соседка по подъез­ду, дружат и их родители. Аня растет в замечательной семье: ее Родители, инженеры, много внимания уделяют занятиям с доче­рью, по выходным выезжают за город или посещают музеи, вы­ставки. Одноклассники любят бывать у Ани в гостях, а день ее Рождения - это долгожданное событие для многих: всем весело, 8зрослые помогают дочери принимать гостей, живо участвуют

в детских играх и развлечениях, у Аниных родителей для каж­дого находится доброе слово, а если надо - и совет. Мама девоч­ки - завсегдатай классных «огоньков», много и охотно помогает учителям во внеурочной работе. Все было бы хорошо, если бы она не так сильно переживала из-за отметок. Изредка Аня полу­чает четверки: на глазах слезы и кажется, что это — самый несча­стный ребенок. Учителя стараются смягчить «удар», предваряя объявление результатов диктанта (контрольной) монологом о том, что оценка — это лотерея, что даже самые лучшие ученики могут плохо себя чувствовать, отвлечься на уроке или забыть ка­кую-нибудь мелочь и иногда получают четверки - но на девочку никакие уговоры не действуют.

Данные, сообщенные мамой.

Мама была удивлена приглашением к психологу: ей кажет­ся, что с ребенком все в порядке. Огорчения по поводу четве­рок для отличницы, с ее точки зрения, естественны. Навер­ное, Аня чересчур переживает, но мама не видит в этом ничего страшного. Родители не создают культ оценки, не ругают дочь за четверки, хотя им приятно, что Аня - отличница, и это от нее не скрывают. Единственное, что немного тревожит маму -уединенность дочери. Сами они - активные общительные люди, в школьные годы мама посещала несколько кружков. Аня же почти все свободное время проводит за чтением, ино­гда играет с любимыми куклами. С подружками она редко гу­ляет. Навязывать ей внешкольные занятия родители не ста­ли, понимая, что это не соответствует характеру девочки, но они прилагают массу усилий, чтобы она чаще бывала среди сверстников, этим и объясняется постоянное участие мамы в классных мероприятиях и активная помощь дочери в прие­ме гостей. Впрочем, признается мама, нам и самим нравится бывать в шумных веселых компаниях, пусть даже и детских.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Аня - симпатичная, хрупкая девочка с большими голубыми глазами, выглядит моложе своих лет. К обследованию отнеслась сдержанно. Говорит быстро, внимательно смотрит на собесед­ника, часто улыбается. Ей нравится учиться в гимназическом классе: хорошие учителя, интересная программа. Любимый урок - математика. Аню привлекает сам процесс решения за­дач, ее радует, что она всегда первой находит правильный ответ. Ее вполне устраивает новый коллектив: большинство девочек

учились вместе с ней в начальной школе, отношения с ними по-прежнему хорошие, обилие отличников по итогам первой четверти скорее радует Аню, чем огорчает: «Есть, с кем поспо­рить на уроках». Складывается впечатление, что характерная для одноклассников конкуренция ей не свойственна. Есть в школьной жизни и неприятные моменты, например, обязатель­ное питье молока на второй перемене: «Иногда надо повторить материал к следующему уроку, порой очень хочется попрыгать с девочками «в резиночку», а то и просто нет настроения идти в столовую, а ведь еда - дело добровольное!» Больше всего на све­те она любит быть с родителями: есть по выходным мамин пирог или гулять втроем. Объяснить свое особое отношение к пятеркам девочка затрудняется, просто ей приятно их получать и очень обидно, если оценка другая. В третьем классе за год у нее вышло несколько четверок (до этого были одни пятерки), в чем причина ухудшения успеваемости, она не смогла объяснить. В четвертом классе вновь была круглой отличницей.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель, учитель русского языка: «Чрез­мерная ответственность».

Мама: не видит поводов для беспокойства.

Аня: затрудняется с ответом.

Резюме по данным феноменологии.

Неадекватно сильная отрицательная эмоциональная реак­ция на «четверки».

S Случай 4.

Света Ю., 10 лет, 5-й класс.

Октябрь 1992 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.