Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правового положения иностранцев




Общие вопросы

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

«Сперва поговорим о лицах, недостаточно ведь знать права, если игнорируются лица, ради которых они установлены».

Дигесты Юстиниана

1. «Частное право есть отражение национальности и ее конкретного представителя – личности»[62] – так определял содержание международного частного права еще в конце ХIХ в. М.И. Брун. Время не изменило справедливости приведенной оценки и в наши дни: важнейшим смыслом существования международного частного права остается защита прав личности.

Принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., закрепление важнейших прав в Международном пакте о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколах к нему, а также Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах привели в итоге к возникновению основного принципа международного права – принципа уважения прав человека и основных свобод. Отношения личности к государства в демократических странах в настоящее время строятся на равноправной основе, предполагающей всемерное соблюдение прав и свобод человека при неукоснительном исполнении последним своих обязанностей. Права человека распространяются не только на граждан данного государства, они действуют и в отношении иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь, согласно ст. 10 Закона «О гражданстве», признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Помимо иностранных граждан в государстве всегда имеется определенное количество лиц, не имеющих гражданства, или апатридов. Иностранные граждане и лица без гражданства образуют понятие «иностранцы» в широком смысле этого слова.

Следует отметить характерную тенденцию нашего времени, проявляющуюся в постоянном увеличении присутствия иностранцев в большинстве государств мира, что видно и на примере нашей страны.

В Республике Беларусь на 1 января 2011 г. постоянно проживало
140 тыс. иностранных граждан и около 8 тыс. лиц без гражданства. Более 500 тыс. иностранцев в 2010 г. находились на территории нашего государства временно.

2. Международное частное право регулирует правовое положение иностранцев в сфере имущественных, личных неимущественных, семейных, трудовых и процессуальных отношений. Деятельность государства в этой области включает: во-первых, защиту прав собственных граждан, находящихся постоянно или временно в зарубежных странах; во-вторых, соблюдение прав иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на их территории.

Применительно к иностранцам каждая страна разрабатывает свое законодательство, регулирующее их положение в данной стране.

Относительно места нахождения правовых норм, регулирующих положение иностранцев, можно выделить три группы государств. К первой группе следует отнести Францию и ее бывшие колонии, где эти нормы включаются в международное частное право. Вторую группу составляют страны, где право иностранцев составляет подотрасль административного права (ФРГ, Швейцария, Австрия и др.). Третью группу составляют страны, где нормы, касающиеся иностранцев, рассредоточены по разным отраслям права: государственному, административному, гражданскому, трудовому, брачно-семейному, процессуальному. К этой группе относится Республика Беларусь и большинство стран СНГ.

3. Основной привязкой, определяющей правовое положение иностранцев, является личный закон физического лица (lex personalis). На основании его определяется правосубъектность (право- и дееспособность) иностранных граждан и лиц без гражданства. Исторически сложились два варианта применения личного закона: закон гражданства (lex patriae) и закон места жительства (lex domicilii). Закон гражданства требует, чтобы вопросы правосубъектности иностранного гражданина решались согласно его гражданству. Такой подход наиболее соответствует духу международного частного права. Закон гражданства применятся в большинстве европейских стран, а также в Республике Беларусь и других странах СНГ.

В Великобритании, США, Канаде, Австралии и некоторых других странах законом физического лица считается закон места жительства (lex domicilii). При таком определении закона физического лица все правоотношения, в которые вступают иностранные граждане, регулируются по праву страны их местожительства. В качестве главного аргумента в пользу применения закона места жительства в отношении иностранцев выдвигался довод об интересах гражданского оборота при заключении различных сделок, поскольку они могут признаваться недействительными по причине недееспособности иностранца по его личному закону. В настоящее время эта проблема решается путем определения дееспособности иностранца при заключении сделок по месту их совершения. В отношении лиц без гражданства и лиц, получивших убежище, практически во всех странах применяется закон места жительства.

4. В ст. 11 Конституции Республики Беларусь содержится основополагающая норма, определяющая положение иностранцев в нашей стране: «Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Данная конституционная норма устанавливает для иностранных граждан и лиц без гражданства национальный режим, т.е. тождественный с режимом собственных граждан. Национальный режим установлен и ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК Республики Беларусь, где указано: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь».

Правовое положение иностранных граждан также регулируют Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» и Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г.

Основные принципы, которыми руководствуется законодательство Республики Беларусь в отношении иностранных граждан:

1) предоставление иностранным гражданам таких же прав и свобод, как и гражданам Республики Беларусь, за исключением законодательно установленных ограничений;

2) недопущение какой-либо дискриминации иностранных граждан по признаку расы, национальности, религии, пола, языка, образования и других отличий;

3) соблюдение взаимности в вопросе предоставления прав и свобод иностранным гражданам;

4) установление ответных ограничений прав и свобод граждан тех стран, где устанавливаются какие-либо ограничения в правах и свободах граждан Республики Беларусь.

Вопросы правового положения иностранных граждан, а также граждан Республики Беларусь в зарубежных странах регулируются в различных договорах, заключенных Республикой Беларусь с другими государствами. К таким договорам относятся консульские конвенции, договоры о правовой помощи, договоры об избежании двойного налогообложения.

 

§ 2. Порядок выезда граждан Республики Беларусь
за рубеж

1. Одной из наиболее реальных перемен, которая произошла с окончанием противостояния двух мировых систем, стала свобода передвижения людей из одной страны в другую. Только с окончанием «холодной войны» граждане Беларуси, как и других стран СНГ, смогли воспользоваться правом, которое было записано во Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» (п. 2 ст. 13). В части 1 ст. 10 Конституции Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства гражданам Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Белорусские граждане выезжают в другие страны в туристические поездки, на работу, учебу, лечение, отдых, служебные командировки, на временное и постоянное место жительства. Порядок выезда за границу определен Законом Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 3 Закона «Каждый гражданин имеет право выезжать из Республики Беларусь и въезжать в Республику Беларусь. Гражданин не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь и права на въезд в Республику Беларусь». В то же время граждане Республики Беларусь могут быть временно ограничены в праве выезда из страны. Основания для временного ограничения выезда указаны в ст. 7 Закона. К ним отнесены:

- осведомленность гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну - до истечения срока, установленного в договоре о допуске к государственным секретам;

- нахождение под подозрением в совершении уголовного преступления или предъявление обвинения по уголовному делу, - на срок установленный органом уголовного преследования, но не более чем до прекращения уголовного преследования либо до вступления приговора суда в законную силу;

- осуждение за совершение преступления, за исключением осуждения без назначения наказания или наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- установление превентивного надзора, - до прекращения превентивного надзора;

- не исполнение без уважительных причин имущественных, налоговых или иных обязательств перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленными вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами, - на срок, установленный судом, но не более чем до окончания исполнения обязательств;

- предъявление гражданского иска в суде, - на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу;

- наличие долговых обязательств по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицам в отношении должника – юридического лица, - с момента открытия конкурсного производства на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

- уклонение от явки на военную службу, службу в резерве, - до явки на военную службу, службу в резерве (ст. 7).

В соответствии со ст. 9 Закона гражданину, право на выезд которого из Республики Беларусь временно ограничено, в определенных случаях (необходимость лечения, смерть близкого родственника) может быть разрешен выезд из Республики Беларусь на определенный срок.

В случае утраты за границей паспорта, гражданину Республики Беларусь после установления его личности, выдается свидетельство на возвращение в Республику Беларусь, по которому он может однократно въехать в страну.

2. В Законе «О порядке выезда и въезда» подробно регулируется выезд из Республики Беларусь несовершеннолетних граждан. Это связно с тем, что в связи с распространением смешанных браков участились случаи незаконного вывоза детей одним из бывших супругов в другую страну.

Для предотвращения незаконного вывоза несовершеннолетнего его законный представитель (обычно это один из родителей) имеет право обратиться с заявлением об установлении иного порядка выезда несовершеннолетнего из Республики Беларусь. Если суд принимает решение по заявлению, сведения о несовершеннолетнем и об установленном порядке его выезда из Республики Беларусь включаются в базы данных о гражданах, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено (ст. 12).

3. В Законе «О порядке выезда и въезда» 2009 г. существенные изменения произошли в регулировании оформления постоянного проживания граждан за пределами Республики Беларусь.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона «О выезде и въезде» постоянное проживание граждан за пределами Республики Беларусь оформляется путем выдачи паспорта для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь и постановки на консульский учет в дипломатическом или консульском учреждении Республики Беларусь в стране проживания.

До оформления постоянного проживания за пределами Республики Беларусь граждане обязаны:

- исполнить налоговые обязательства;

- прекратить деятельность индивидуального предпринимателя, если осуществляется такая деятельность;

- получить согласие военного комиссариата на оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь (для призывников);

- исполнить алиментные обязательства в отношении физических лиц, либо урегулировать свои отношения с указанными лицами – для граждан, у которых имеются такие обязательства;

- возместить расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении – для граждан, которые обязаны возмещать такие расходы (ст. 20).

Граждане, получившие паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь обязаны стать на консульский учет граждан, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь в дипломатическом или консульском учреждении в государстве постоянного проживания. Граждане, возвращающиеся в Республику Беларусь на постоянное место жительства, должны сняться с консульского учета граждан, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь (ст. 21).

Граждане, временно пребывающие за пределами Республики Беларусь, вправе обратиться в дипломатическое или консульское учреждение Республики Беларусь в стране пребывания с заявлением о постановке на консульский учет граждан, временно прибывающих за пределами Республики Беларусь (ст. 22).

В действующем Законе отсутствует указание на сроки рассмотрения заявления на оформление документов на выезд за границу на постоянное и временное место жительства.

Въезд граждан Республики Беларусь в иностранные государства осуществляется при наличии действительного паспорта, оформленного для выезда за границу, и визы соответствующего государства.

В соответствии с действующими международными договорами граждане Республики Беларусь могут въезжать без визы на территории следующих государств: Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина, Китайская Народная Республика (при групповых туристических поездках), Корейская Народно-Демократическая Республика (служебные и туристические поездки), Республика Куба (до 30 дней), Македония (по паспортам и свидетельстве о приглашении или телеграмме, либо туристическому документу), Малайзия (до 30 дней при наличии подтверждения обратных билетов и средств для пребывания в стране), Монголия (по паспортам и свидетельстве о приглашении или телеграмме, либо туристическому документу), Сербия и Черногория (до 30 дней).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.