Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права»




В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

«Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права».

Модестин

1. Семья явилась и остается первичным коллективом человеческой цивилизации, в котором происходит воспроизводство самого человека и его социализация. В то же время семья представляет собой и хозяйственное образование, имеющее экономическое значение. В итоге семья – это уникальная организация людей, основанная на брачных отношениях и кровном родстве.

Регулированию брачно-семейных отношений придавалось первостепенное значение в правовых системах всех государств с давних времен. В Древнем Риме задолго до христианства возникла сакрализация брака и восприятие его как «единение божественного и человеческого права».

В Статуте Великого княжества Литовского 1588 г. регулированию брачно-семейных отношений отведены два раздела из содержащихся в нем четырнадцати: «О выдаче приданого и о вене» (Раздел 5) и «Об опеках» – (Раздел 6).

Национальные традиции народов наложили свой отпечаток на семейно-брачные отношения, в результате чего институты семьи и брака отличаются во всем мире большим разнообразием и несовпадением. Следствием этого является неразвитость международной унификации брачно-семейных отношений. В этой сфере преобладает коллизионный метод регулирования, иногда приводящий к возникновению такого явления, как «хромающие браки», т.е. браки, заключенные в одних государствах в соответствии с действующим в них законодательством, могут не признаваться в других государствах в силу противоречия публичному порядку этих государств.

Область брачно-семейных отношений лишь частично входит в объект регулирования международного частного права, поскольку значительную часть в этих отношениях составляют нормы административно-правового характера, устанавливаемые государством, на которые участники правоотношений не в состоянии повлиять, а лишь вынуждены им следовать. К таким нормам относятся нормы по государственной регистрации актов гражданского состояния, нормы, определяющие условия вступления в брак, снижение в определенных случаях брачного возраста и т.д.

Однако по сложившимся традициям в международном частном праве все нормы, регулирующие брачно-семейные отношения с иностранным элементом, рассматриваются как единые, без деления на собственно гражданско-правовые и административные.

2. Семейно-брачные отношения в международном частном праве – это отношения, которые возникают в результате заключения брака между гражданами разных государств. Такие браки в международном частном праве принято называть смешанными. История смешанных браков уходит в давние времена. Киевский князь Владимир в качестве условия принятия христианства потребовал от византийских императоров-соправителей Льва и Василия дать ему в жены их сестру Анну. Первоначально традиция заключения смешанных браков возникла между правящими домами европейских государств под влиянием как династических, так и политических расчетов: с помощью браков создавались политические союзы, присоединялись новые территории к государству.

В СССР отношение к бракам советских граждан с иностранцами было негативным, а в 1947–1953 гг. такие браки были запрещены по политическим мотивам. Запрет был введен в связи с компанией по борьбе с «безродными космополитами». При этом запрет носил не только административный характер, но его нарушителям грозила уголовная ответственность. В это время произошел случай, когда брак советской гражданки стал причиной серьезного обострения межгосударственных отношений между СССР и Чили.

В декабре 1946 г. советская гражданка Лидия Лесина, работавшая технической служащей в итальянском посольстве, вышла замуж за Альваро Круса – сына посла Чили в СССР Луиса Круса Окампо. В феврале 1947 г. вышел указ о запрете браков между советскими гражданами и иностранцами. К этому времени отношения между СССР и Чили обострились настолько, что в октябре 1947 г. оба государства отозвали свои посольства. Однако посол Чили Луис Окампо не мог покинуть Москву, поскольку не получила разрешение на выезд его невестка Л. Лесина, гражданка СССР. Посол и его семья не выходили из гостиницы «Националь». Летом 1948 г. по просьбе президента Чили Луис Окампо вернулся в Чили и был тут же назначен представителем Чили в ООН. Свою работу в новой должности Окампо начал с жалобы на СССР в Юридический комитет ООН. Лидия и Альваро Крус оставались в Москве, при этом Лидия не выходила из гостиницы «Националь». В итоге Совет Министров СССР принял секретное решение: Альваро Круса выслать из СССР, Лидию Лесину – арестовать. Только после смерти Сталина в августе 1953 г. Лидия Лесина и Альваро Крус прибыли в Чили.

Лидия Лесина доживает свой век в Сантьяго, но с журналистами встречаться наотрез отказывается, особенно с российскими, поскольку в перемены на родине не верит, считая, что страна, которая так с ней обошлась, измениться не может[149].

3. Основные различия в брачно-семейных отношениях связаны с тем, что в исламском мире, где живет около 1,5 млрд человек, освещены традицией и узаконены полигамный брак и полигамная семья.

Такие браки и семьи существуют в исламских государствах наряду с моногамными, но в последние годы происходит увеличение количества полигамных семей. Проблема нехватки женщин в исламском мире разрешается путем браков мусульман с представительницами других государств.

В связи с этим возникает проблема отношения к полигамным бракам в тех странах, где они не допускаются. Несомненно, что полигамный брак нарушает равноправие мужчин и женщин, существующее в условиях моногамного брака, и в этом основная причина негативного отношения к полигамии. Однако отрицательное отношение к полигамному браку не означает непризнания их юридических последствий, к которым относятся права женщин и детей, рожденных в полигамных браках.

Несмотря на общий консерватизм, присущий брачно-семейным отношениям, они также подвержены определенным изменениям. Для нашего времени характерно более «легкое» отношение к браку, в результате чего широкое распространение в ряде государств получил фактический брак, при котором супружеские пары не оформляют его юридически. Такой брак был известен еще в Древнем Риме, в результате чего в Дигестах Юстиниана была установлена норма: «Сожительство со свободный женщиной нужно рассматривать не как конкубинат[150], а как брак, если она не занимается продажей своего тела». Фактический брак в обиходе уже стали называть гражданским, но этот термин не совсем корректный, поскольку гражданским браком называется брак, зарегистрированный в государственных органах, в отличие от церковного брака. Это явление нельзя признать позитивным, но его распространение в мире способствовало исчезновению такого понятия, как «незаконно рожденные дети», существовавшего еще в начале ХХ века. В настоящее время права детей, рожденных в незарегистрированном браке, ничем не отличаются от прав детей, рожденных в браке, а в некоторых странах (например, Германия) внебрачные дети имеют значительные правовые преференции по сравнению с детьми, рожденными в браке.

Характеризуя современное состояние брачно-семейных отношений в отдельных странах, нельзя обойти и такую сложную проблему, как однополые браки, которые разрешены в ряде европейских стран. Это явление распространилось и в США, стране, которую основали пуритане и где в брачно-семейных отношениях всегда существовали строгие нравы. Правда, в ноябре 2008 г. жители Арканзаса и Калифорнии (штатов, где были разрешены однополые браки) проголосовали за их запрет, что вызвало судебные иски со стороны лиц, уже вступивших в такие браки. В отношении однополых браков, очевидно, наблюдается «легкое» отношение к браку не только граждан, но и государства. Опуская моральную оценку этих браков, следует отметить, что они порождают гражданские права и обязанности между лицами, их заключившими, в чем проявляется, на наш взгляд, единственное положительное значение таких браков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.