Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патриархальная теория происхождения государства




Теологическая теория происхождения государства

Основные теории происхождения государства

Вопрос о возникновении государства интересовал мыслителей всех времен и народов, поэтому не потерял и в наши дни своего значения и актуальности. В отечественной теории государства и права на данный момент преобладает плюралистический подход, поэтому до сих пор ни одной из теорий происхождения государства не отдается какого-либо существенного предпочтения. Ведя разговор о возникновении государства, рассмотрим наиболее известные теории о его происхождении.

Это одна из самых ранних теорий происхождения государства к ее представителям можно отнести Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Альберта Великого, Жозеф де Местра и др. Однако наиболее ярким представителем этой школы является теолог Фома Аквинский (Томас Аквинат, 1225 – 1274 г.г. Сочинения «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др.), который разработал целое научное направление на стыке античной философии и теологии, получившее в честь него название «томизм».

Суть теории заключается в следующем. Государство, как и весь окружающий человека мир создан богом. Государство это «промысел божий», оно существует до тех пор, пока это угодно богу. Государь (монарх, правитель) является проявлением бога на земле, и церковь подтверждает его божественное право на управление людьми. В ранних источниках права (законы Хаммурапи, законы Ману и др.) мы находим документальную аргументацию этому подходу. Считалось, что в монархе течет «божественная» кровь (фараон в Древнем Египте считался сыном бога Солнца – Ра, император Японии – сыном богини солнца Аматерасу, император Китая – сыном Неба), что давало им право осуществлять полноту власти на всей территории государства, не неся за свои поступки никакой юридической ответственности, кроме ответственности перед богом.

В данное время современная наука не признает, но и не отвергает существование Бога, но сама теория признана в отечественной теории государства и права ненаучной. В Европе теория получила дальнейшее развитие, т.к. во второй половине XX века французским философом и социологом Жаком Маритэном было создано новое научное направление «неотомизм», которое обосновывало происхождение и развитие государства, общества, личности с точки зрения христианских догматов.

Патриархальная теория происхождения государства была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. Ее представителями являются Платон, Аристотель, Конфуций, Фильмер, М.М. Покровский, Н.К. Михайловский и др.

Основателем данной теории по праву считается известнейший греческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который достаточно подробно рассмотрел проблему происхождения государства в своём сочинении «Политика».

Возникновение государства Аристотель связывает с инстинктивным стремлением людей к общению, обусловленным даром речи, служащим не только для выражения радости и печали, что свойственно животным, но и для того, чтобы «высказывать, что полезно и что вредно и также что справедливо и что несправедливо…». Поэтому государство, по мнению философа, является естественной формой общежития, так как человек по природе своей создан для сожития с другими, ибо он является «существом политическим», существом, гораздо более общественным, нежели пчёлы и все другие живые существа[17].

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Роберт Фильмерв работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (1642 г.) со ссылкой на патриархальную теорию происхождения государства доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечества, но и его властелином. Властители же, являясь прямыми потомками Адама, получают его власть над людьми по наследству.

Поэтому суть теории сводится к тому, что государство ассоциируется с разросшейся семьей, где монарх является главой этой семьи - «патриархом», обращающийся и управляющий своими подданными, как отец своими «детьми».

Если же оценивать патриархальную теорию применительно к объективному процессу происхождения государства, то выявляются, как и во всякой другой доктрине, свои плюсы и минусы. Изучение архаичных структур, сохранившихся до наших дней, позволяет, по мнению части специалистов, утверждать, что Аристотель и его последователи были во многом правы. Например, наблюдая за жизнью, бытом североамериканских индейцев, ученые пришли к выводу, что зачатки государственных структур у изучаемых племен, действительно, создавались по аналогии с семьей. В то же время, другая часть ученых доказывает утверждение о том, что основные положения этой теории убедительно опровергаются современной наукой, ибо якобы установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в ходе разложения первобытнообщинного строя.

Однако теория не может претендовать на универсальность, т.к. непонятно, как могли её создатели увязывать задачи государственного управления, прежде всего обороны и агрессии, с функциями семьи - воспроизводства потомства и совместного потребления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.