Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки функции государства




В теории государства и права вопрос о функциях государства одна из наиболее важных и дискуссионных проблем, имеющая как научно-теоретическую, так политико-практическую значимость. Правильное решение вопроса о функциях государства предполагает обозначить перспективу развития государственным органам, помочь должностным лицам, служащим государственного аппарата и общественности сосредоточить внимание на главных, решающих участках работы, свести к минимуму просчеты и ошибки в их повседневной деятельности.

Сформированное в советской юридической науке учение о функциях государства, позволившее решить многие вопросы, не утратило своей методологической значимости и по сей день. Вместе с тем, исходить из того, что проблема функций государства раз и навсегда решена, преждевременно. Функции государства, так или иначе отражающие внутренние и внешние противоречия, внутренние и внешние условия жизнедеятельности государства, нельзя рассматривать в застывшем и неподвижном состоянии.

Произошедшие за последние годы изменения в российской государственно-правовой действительности сказались на системе и содержании функций российского государства, предопределили появление новых, приоритетных направлений в его деятельности. Это обстоятельство обусловливает необходимость дальнейшей научной разработки проблемы функций государства.

Принимая во внимание многоаспектность и некоторую противоречивость в современной юридической науке категории «функции государства» (от лат function — исполнение, совершение) необходимо установить теоретико-правовую природу и значение данного понятия, определить его адекватность политико-правовой действительности;

Приведем основные трактовки понятия «функции государства», встречающиеся в современной учебной и научной литературе по теории государства и права.

В.С. Нерсесянц считает, что «функции государства – это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность»[52].

По мнению А.Б. Венгерова: «...функция государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении, и обеспечивающие ее средства и способы»[53].

С точки зрения М. И. Байтина: «функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение»[54].

Д. В. Пожарский определяет функции государства как «…основные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные направления фактической деятельности государства, обусловленные главными, объективно необходимыми целями и задачами, выражающие его сущность и социальное назначение»[55].

В. И. Червонюк рассматривает функции государства как «… основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе»[56].

Л. А. Морозова видит в функциях государства «... особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом»[57].

В. В. Оксамытный указывает, что: «функции государства — это основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации»[58].

А. В. Клименко, В. В. Румынина считают, что «функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества, а так же механизм государственного воздействия на происходящие процессы»[59].

М. И. Абдулаев, С. А. Комаров определяют, что «функции государства - это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением»[60].

В.С. Афанасьев рассматривает функции государства как «…главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе»[61]

Известный государствовед В. Е. Чиркин указывает, что «функция государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении, которые обеспечивают ее средства и способы»[62].

По мнению профессоров В. В. Лазарева и С. В. Липеня: «функции государства — это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач»[63].

Е. И. Темнов считает: «Функция государства — объективно необходимое, законодательно регламентированное направление деятельности государства, ориентированное на достижение поставленных задач и стратегических целей, выражающее его сущность и социальное назначение»[64].

С точки зрения А. В. Малько: «функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач»[65].

Н.А. Пьянов видит в функциях государства «…определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль общественной жизни»[66]

В. М. Корельский: «функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами»[67].

Проведя сравнительный анализ научной и учебной литературы по теории государства и права, мы можем выделить несколько значений понятия «функции государства»:

1. Функции государства – это предметно-политическая характеристика деятельности государства (А.И. Денисов)[68].

2. Функция государства – социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функции). (А.П. Глебов)[69].

3. Функции государства – это основные направления деятельности государства, по решению стоящих перед ним целей и задач, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе (В. М. Корельский, А. В. Малько, М. И. Абдулаев, С. А. Комаров и др.).

4. Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе (В.С. Афанасьев).

5. Функции государства – это определенные направления государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль общественной жизни. (Н.А. Пьянов)

6. Функции государства – это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность (В.С. Нерсесянц)

7. Функция государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении, которые обеспечивают ее средства и способы (В.Е. Чиркин, А.Б. Венгеров)

8. Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом (Л. А. Морозова).

Таким образом, следует констатировать, что несмотря на обилие определений функций государства, однозначного признания того или иного из них в качестве оптимального, бесспорного, универсального в научной и учебной литературе нет.

По нашему мнению, следует согласиться с большинством авторов и рассматривать функции государства как основные (главные) направления деятельности государства, определяемые его сущностью, социальным назначением и социальной ролью в обществе, стоящими перед ним целями и задачами.

Данный выбор можно обосновать тем, что рассмотренное определение более объемно охватывает категорию «функция государства» и отходит от определений, основанных на классовой, предметно-функциональной или иных более узких характеристик рассматриваемого понятия.

С учетом данного определения, выделим основные признаки функции государства.

Во-первых, это направления деятельности государства. В этом признаке выражается динамическая суть государства, определяющая его активность в различных сферах жизни общества.

Во-вторых, это основные направления деятельности государства. Данный признак детерминирован тем, что современное государство должно избегать всесторонней опеки над обществом и вмешательством в частную жизнь, что наблюдается в некоторых недемократических государствах и определить для себя приоритетные, наиболее важные сферы для своей деятельности (политика, макроэкономика, экология, охрана общественного порядка и т.п.)

В-третьих, в функциях раскрывается сущность государства, т.е. его глубинный смысл. Именно функции позволяют увидеть, как государство осуществляет публичную власть в обществе, управляет и регулирует общественные отношения.

В-четвертых, в функциях прослеживается взаимосвязь между деятельностью государства и стоящими перед ним целями и задачами. Цели и задачи государства многообразны и определяются множеством различных факторов: территориальными, национальными, культурными, политическими, экономическими и т.д., но при этом цели и задачи не тождественны функциям, т.к. достижение определенных целей или выполнении каких-либо задач, не всегда приводят к исчезновению данной функции (например, функции международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью), а, наоборот, к появлению новых функции (международное сотрудничество в сфере сохранения существующего климата (экологии), в борьбе с пиратством и др.).

В-пятых, функции государства выражают его назначение и социальную роль в обществе. При этом функции государства взаимозависимы от его социального назначения и роли в обществе, меняются вместе с ними на различных исторических этапах и под действием политических, экономических, культурных и иных общественных факторов.

В-шестых, функции государства – это понятия управленческие. В них конкретизируются задачи и цели государственного управления на каждом этапе развития общества[70].

В-седьмых, функции государства реализуются в определенных формах (правовых, организационных и др.) и с использованием различных методов государственного управления

В-восьмых, каждая функция государства имеет свой объект воздействия (определенную сферу общественной жизни - политика, образование, здравоохранение и т.п.), а также содержание (действия выполняемые в той или иной общественной сфере, система органов и должностных лиц, ответственных за реализацию этих действий, сроки, средства и т.д.).

В-девятых, функции государства носят комплексный характер, т.е. содержание функции включает в себя множество однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Кроме того, функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, предприятий, учреждений, т.к. последние через свои функции реализуют свою компетенцию, носящую более специализированный и узкий характер.

§2. Классификация функций государства

В теории государства и права устоялось мнение о том, что основная классификация функций государства основана на деление их по направлению деятельности государства (сфере распространения) на внешние и внутренние. Однако в настоящее время, деление функций на внешние и внутренние уже не удовлетворяет догме государства и права, т.к. вполне очевидно, что внутренние и внешние функции любого государства – в сферах политики, экономики, культуры, экологии – взаимосвязаны (например, развитие экономики внутри страны зависит от импорта современного оборудования и технологий, которые можно приобрести у более технологически развитых государств в результате экспорта сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, металлов и других ресурсов, добываемых национальной экономикой). Тем более учитывая политическую, экономическую, культурную интеграцию современных государств (Европейский Союз, Британское Содружество, Содружество Независимых Государств, Всемирная Торговая Организация, Таможенный Союз России, Беларуси, Казахстана и т.п.) данное деление утрачивает смысл. Поэтому при более детальном рассмотрении функций государства многие авторы выделяют различные основания для классификации и большое количество конкретных функций современного государства.

Приведем основные подходы к классификации функций государства, встречающиеся в современной учебной и научной литературе по теории государства и права.

Так, например, В. М. Корельский указывает на выполнение государством таких функций, как: экономическая; социальная; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная; обороны страны; интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества; обеспечения мира; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка[71].

По мнению Л. А. Морозовой государство осуществляет такие функции, как: экономическая; политическая; социальная; идеологическая; экологическая[72].

М. И. Байтин указывает на выполнение государством таких функций, как: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка; обороны страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка; сотрудничества и укрепления связей с другими странами СНГ; интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем[73].

В. В. Оксамытный рассматривает выполнение государством таких функций, как: политическая; экономическая; социальная; фискальная; правозащитная; правоохранительная; идеологическая; экологическая; защиты государственного суверенитета; сотрудничества с другими государствами; сотрудничества с международными организациями; сотрудничества в решении общемировых проблем[74].

А. В. Клименко, В. В. Румынина выделяют такие функции государства, как: охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов; политическая (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); экономическая (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.); социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.); экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей); идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.); защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.); взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.)[75]

С учетом многостороннего подхода к видам функций государства и плюрализма существующих мнений ученых, представляется возможным предложить классификацию функций государства, исходя из следующих оснований.

В зависимости от философского понимания сущности государства как социальной системы:

- адаптивная,

- целедостигающая,

- интерактивная,

- функция регулирования скрытых напряжений [76];

С учетом структура государства:

- общегосударственная,

- отраслевая,

- межотраслевая,

- отдельных органов,

- должностных лиц;

По направлению деятельности государства (направленность):

- внутренние,

- внешние;

С учетом особенности политического властвования (разделения властей):

- законодательная,

- исполнительная,

- судебная;

По продолжительность их реализации (осуществления):

- постоянные (например, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана жизни, здоровья, собственности своих граждан)

- временные (строительство крупных промышленных, медицинских, культурных, спортивных, транспортных и иных объектов, которые затем передаются в собственность муниципалитетам или общественным организациям);

В зависимости от их значимости:

- основные (оборона страны, экономическая: налогообложение, денежная эмиссия, экспорт и импорт энергоресурсов, систем вооружений, научных технологий и т.д.),

- неосновные (поддержка крупных коммерческих банков в период финансового кризиса, адресная социально-экономическая помощь конкретным гражданам – вручение президентом или премьер-министром многодетной семье Ивановых ордера на новую квартиру, студенту Петрову свидетельства на право получения президентской стипендии, рабочему Сидорову автомобиля «Лада-Калина» за отличную работу и т.п.);

По сферам общественной жизни (потребности общества):

- оборона страны;

- поддержание мира и международной безопасности;

- международная кооперация и экономическое сотрудничество (например, сотрудничество России с другими государствами в сфере космоса, атомной энергетики, строительства газопроводов «Северный поток», «Южный поток» и т.п.);

- экономическая (В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ: «В ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки»[77]);

- политическая (обеспечение народовластия, политического плюрализма, многопартийности и государственного суверенитета политическими средствами и методами);

- идеологическая (пропаганда определенных идей, ценностей, воспитание в духе официальной идеологии и т. д.);

- воспитательная (деятельность государства по правовому просвещению и воспитанию своих граждан в духе уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, социальной справедливости; формированию высокой правовой культуры и правосознания);

- социальная ( содействие развитию культуры, науки и образования, создание систем социальной защиты населения, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения);

- правоохранительная (охраны прав и свобод граждан, включая охрану правопорядка, борьбу с преступностью и поддержание режима законности);

- экологическая (деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а так же деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц),

- информационная (например. Ю. Г. Просвирин рассматривает информационную функцию российского государства как «... основное направление его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.»[78]).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.