Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и религия




В научной и учебной литературе по теории государства и права существует множество дефиниций религиозных норм, что отражает многообразие авторских взглядов на понятие данного вида социальных норм. Приведем некоторые из них.

Е. И. Темнов: «религиозные нормы - правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии»[284].

В. И. Червонюк: «Религиозные нормы есть разновидность со­циальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру»[285].

Н. В. Путило: «Религиозные нормы представляют собой пра­вила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения»[286].

В. В. Оксамытный: «...нормы религии - совокупность принци­пов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного вероисповедания...»[287].

С. Н. Кожевников: «Религиозные нормы - это нормы, регули­рующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций»[288].

Как видно из приведенных определений, большинство авторов считают религиозные нормы правилами поведения, регулирующие отношения между людьми, исповедующими определенную конфессию с одной стороны и религиозными организациями, обществом, государством с другой.

Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе (язычество в первобытном обществе, христианство, ислам) или религиозных организациях («Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Адвентисты Седьмого дня» и др.), по форме фиксации (внешнего выражения) закрепляются в священных книгах (Веды, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд и др.), либо устной форме (шаманизм, язычество и т.п.); по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины (священнослужителей), по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, т.к. религия осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины, в т.ч. наступление санкций, носящих духовно-нравственный (выполнение возложенных обетов, чтение молитв, отлучение от церкви) или физический характер (самоистязание, соблюдение наложенного поста, выполнение различного рода работ в пользу церкви или религиозной общины), предусмотренных в каждой конфессии.



Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности (например, предусматривается уголовная ответственность за убийство человека – ст.105 УК РФ, за кражу – ст.158 УК РФ и т.д.). В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, Иджме, Киясе и других религиозных источниках, при этом в странах Ближнего Востока немаловажное значение для юридической практики играют адаты – религиозные обычаи. Нарушение норм шариата (свода мусульманских правил) влечет за собой серьезные наказания, вплоть до смертной казни (например, в 1997 г. по решению шариатского суда Чеченской республики (Ичкерии) было расстреляно несколько человек, включая одну женщину – казнь проводилась публично и транслировалась по телевидению).

Таким образом, воздействие религии на право сильнее всего сказывается в теократических и клерикальных государствах, и это воздействие менее интенсивно в светских государствах, где органы государства отделены от церкви и ни одна религия не является государственной или общеобязательной. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права.

Российская Федерация является светским государством, поэтому в нашей стране провозглашается свобода совести и вероисповедания. В соответствии со ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»: Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Кроме того, правовые нормы устанавливают равенство религиозных объединений (следовательно и религиозных норм) перед законом, а также необходимость государственной регистрации религиозных объединений и их учредительных документов[289].

Противоречия между правом и религиозными нормами в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства (например, призывают к насилию, национальной или религиозной дискриминации, неподчинению законным требованиям органов власти и должностных лиц, и т.п.). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.

Например, согласно ст. 239 УК РФ: «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»:

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граж­дан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совер­шению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи,-

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч руб­лей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденно­го за период до одного года либо лишением свободы на срок до двух лет.

В антидемократических государствах, где религиозные нормы с их принципиальной позицией по вопросам противостояния злу, социальной несправедливости, уважительного отношения к человеку и его правам, семейным ценностям также вступают в противоречие с правом и правящим режимом, поэтому деятельность церкви может быть ограничена, либо вообще быть запрещена (например, СССР в 1920-30-е годы).

В заключение следует отметить, что право в системе социального регулирования взаимодействует не только с моралью, обычаем, религией, корпоративными нормами. Немаловажное значение в регулировании общественных отношений отводится политическим нормам, т.е. правилам поведения, регулиру­ющим отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания государствен­ной власти. В политике имеются свои традиции, принципы, требования, образцы поведения, образующие в совокупности определенный кодекс политической этики, которого должны придерживаться все добросовестные политики (соблюдение требований закона, морали, служение общественным идеалам, уважение представителей других политических партий, добросовестное исполнение гражданских обязанностей, высоконравственное поведение в личной и семейной жизни, безупречная репутация и т.п.). Однако на деле большинство политиков не может похвастаться безупречной репутацией и добрым именем (коррупционные, политические, семейные, личные скандалы), во время предвыборных компаний мы наблюдаем многочисленное использование хитроумных и невсегда законных приемов, способов, средств (от использования услуг имиджмейкеров и пустых обещаний избирателям до клеветы в адрес оппонентов и прямого подкупа избирателей). Это придает политике в глазах граждан достаточно «грязный» и сомнительный характер, что вызывает недоверие к институтам государственной власти, праву и законам в частности.

Кроме политических норм, некоторые авторы в качестве социальных норм и регуляторов общественных отношений рассматривают семейные нормы[290], военно-технические нормы (правила использования военно­служащими военной техники и боевого оружия)[291], эстетические нормы[292], домовые обыкновения[293], деловые обыкновения[294] и др. Однако, несмотря на большой спектр социальных регуляторов, именно правовые нормы, вне всякого сомнения, занимают главенствующее место в системе социальных норм и являются наиболее эффективным инструментом в регулировании общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под социальным регулированием и ка­ковы его основные разновидности?

2. Что понимается под соци­альными нормами? Какие существуют социальные нормы, и какое место занимает право в системе социально-нормативного ре­гулирования?

3. Назовите основные черты индивидуального регулирования общественных отношений?

4. В чем состоит единство, различие, взаимодействие, противоречие права и морали?

5. В чем заключается единство, различие, взаимодействие, противоречие права и обычаев?

6. В чем выражается единство, различие, взаимодействие, противоречие права и корпоративных норм?

7. В чем проявляется единство, различие, взаимодействие, противоречие права и религии?

 

Глава 11. НОРМЫ ПРАВА

§1. Понятие и признаки нормы права

Как уже было рассмотрено в предыдущей главе, нормы права являются разновидностью социальных норм и наравне с нормами морали, нормами религии, обычаев призваны обеспечить регулирование существующих общественных отношений.

Учение о норме права (норма от лат. «norma» - «правило», «образец») является одним из основополагающих при изучении права, т.к. право, как уже было сказано выше, представляет собой совокупность норм и соответственно норма права является одним из ключевых его структурных элементов.

Существует множество определений нормы права, приведем некоторые трактовки данного понятия, встречающиеся в научной и учебной литературе по теории государства и права.

Так, например, О. Э. Лейст считает, что «Правовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения»[295].

Р. Т. Мухаев определяет норму права как «... правило пове­дения, которое определяет границы возможного, запрещенного и должного поведения индивида, организаций, государства»[296].

По мнению В. К. Бабаева: «Юридическая норма (норма права) — общеобя­зательное веление, выраженное в виде государственного предписа­ния и регулирующее общественные отношения»[297].

В. М. Сырых полагает, что «... норма права понимается как установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формаль­ной определенности и ясности»[298].

С точки зрения А. С. Пиголкина: «Норма права — это установленное и обеспе­ченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения»[299].

М. М. Рассолов дает следующее определение нормы права: «Норма права - это провозглашенное различными способами, очевидное для всех по результатам общественной практики и потому обязательное, руководящее начало построения устойчивых отношений между лицами с целью их самореализации путем примене­ния в конкретных делах данных от природы способностей»[300].

А. В. Мицкевич рассматривает в качестве дефиниции нормы права следующее определение: «Правовая норма — это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, обычно в письменной форме, и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения»[301].

Однако большинство авторов учебников по теории государства и права, дают определение нормы права близкие в той или иной степени по своему смыслу и содержанию. В качестве примера такой дефиниции, приведем определение А.Б. Венгерова, который считает, что «Норма права — это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспе­ченное возможностью государственного принуждения, регулиру­ющее общественные отношения»[302].

Данная формулировка нормы права вполне удобна для восприятия и, по мнению автора, может быть использована в качестве рабочего определения при изучении нормы права.

Исходя из рассмотренных трактовок понятия «норма права» можно выделить наиболее ее существенные признаки.

Признаки нормы права.

Нормативность. Данный признак сви­детельствует о том, что норма права рассчитана на применение не в конкретном (казуальном) случае, а в ряде сходных ситуаций, т.е. носящих общий (обобщенный) характер.

Общеобязательность. Данный признак указывает на необхо­димость соблюдения нормы права всеми участниками правоотношений и лицами попадающими в сферу ее действия.

Неперсонифицированность. Этот признак говорит о том, что норма права оказывает свое воздействие либо на всех лиц, либо на значительные группы людей, а не на конкретное лицо.

Системность. Данный признак показывает, что норма права не существует сама по себе (изолировано), а функционирует только в сис­темной связи с другими правовыми нормами, содержащимися в конкретной системе права.

Формальная определенность. Данный признак можно рассматривать как закрепление правовой нормы во внешне выраженной форме с соблюдением установленных формальных правил и процедур. Восприятие нормы права начинается после ее закрепления обычно в письменном источнике, имеющем офици­альный статус. Кроме того, определенность предполагает, что любой желающий может ознакомиться с нормой права, содержащейся в письменном официальном документе и узнать пределы действия нормы права, закрепленные в ней права и обязанности участников правоотношений, их ответственность и т.д. Однако стоит отметить, что данный признак присущ не всем правовым нормам, например, нормы правовых обычаев не обладают формальной определенностью и не выражены в письменной форме.

Многократность действия. Правовая норма рассчитана на неопределенное количество случаев, т.е. может быть реализована всякий раз, когда возникают соответствующие условия или обстоятельства, при этом не прекращает своего действия даже в случае ее исполнения.

Установление или санкционирование государством. Правовая норма устанавливается не произвольным субъектом правоотношений, а толь­ко компетентным, наделенным нормотворческими полномочиями: государством в лице его должностных лиц и органов государственной власти, либо государство санкционирует издание правовых норм органами и должностными лицами местного самоуправления, другими негосударственными организациями, народом (путем референдумов, собраний, сходов) и т. д.

Предоставительно-обязывающий характер. Данный признак указывает на то, что норма права, представляя одной стороне пра­воотношения определенное право, одновременно возлагает на другую сторону соответствующую обязанность.

Регулирование общественных отношений. Данный признак указывает, что правовая норма устанавливается или санкционируется государством с определенной целью – управление обществом, оказание воздействие на существующие общественные отношения для их упорядочения.

Обеспечение силой государственного принуждения. Правовые нормы, в случае их нарушения субъектами правоотношений, подле­жат защите со стороны государства с применением силовых методов и привлечением правонарушителей к юридической ответственности.

В юридической литературе можно встретить упоминание и о других признаках правовой нормы, например, таких как: общность; отвлечение от признаков индивидуа­лизации; находится под охраной государства[303]; моделирование общественных отношений; отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости[304]; властность, логичность[305]; ясность[306]; стабильность, государственно-властная обеспеченность[307]; микросистемность, связь с государством[308] и др. Однако при более тщательном рассмотрении, мы можем увидеть, что они являются авторскими вариациями уже вышеназванных признаков, либо являются производными от них.

На основании приведенных нами признаков можно сформулировать следующее определение нормы права.

Норма права есть нормативное, системное, общеобязательное, формально определенное правило поведения предоставительно-обязывающего характера, установленное либо санкционированное государством с целью регулирования общественных отношений, обеспеченное силой государственного принуждения.





Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.100.200
Генерация страницы за: 0.094 сек.