Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество и государство




Проблема становления и функционирования гражданского общества, его взаимоотношений с государством всегда находилась в центре внимания философов, политологов, социологов и юристов. Сегодня понятие "гражданское общество" стало своего рода символом современной эпохи, показателем демократической трансформации общества и построения новых отношений между обществом и государством, где центральное место занимает человек, его права и свободы.

Происхождение термина «гражданское общество» (civil society) берет свое начало от латинского civitas (гражданская община, сообщество римских граждан) и его употребление относится еще к временам античности. Однако на этом этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством, т.к. Платон, Аристотель и другие античные авторы рассматривали государство как общество свободных и полноправных граждан.

Зачатки идеи гражданского общества проявляются и в период разложения феодализма, т.к. в обществе формируются процессы высвобождения сферы частных интересов от прямого воздействия сложившейся при феодализме абсолютной политической власти, постепенного раскрепощения индивидов и превращения их из подданных государства в свободных (социально активных) собственников.

Однако, основы учения о гражданском обществе были заложены в период Нового времени, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г.Гегеля и др. Не отрицая значения частной собственности на возникновение гражданского общества, ставшей стимулом для творческой деятельности человека, его заинтересованности в развитии производства, возникновения среднего класса, в философской мысли того времени четко прослеживалась идея различия между общественными и государственными институтами.

Особая заслуга в становлении и развитии концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который писал, что «гражданское общество - это такая связь людей, которая основана на их равенстве как субъектов права, индивидуальной частной собственности, юридической, в том числе договорной, свободе, охране прав и упорядоченном законодательстве»[594].

В настоящее время в теории государства и права можно выделить два основных подхода в понимании гражданского общества. Первый основывается на противопоставлении гражданского общества и государства, т.е. противостоянии между гражданскими и государственными институтами. Второй подход рассматривает гражданское общество как совокупность разнообразных общественных отношений, независимых от государства и способных воздействовать на него, для удовлетворения интересов и потребностей индивидов, их групп и объединений. Большинство авторов придерживается второго подхода, но существует дискуссия в определении понятия «гражданское общество», что вызывает многочисленные его трактовки. Например, можно выделить следующие:

1. Гражданское общество - это свободное, плюралистическое, рыночное общество, исключающее режим личной власти, тоталитаризм, насилие над людьми, уважающее закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости, где центральное место занимает человек[595].

2. Л.С. Мамут считает, что в основе гражданского общества лежат экономические, исторические, социокультурные, языковые, этнические, конфессиональные, территориальные, этические отношения, т.е. условия жизни людей, в которых происходит реализация их партикулярных интересов и где нет места субординации [596].

3. В.А. Четвернин полагает, что «гражданское общество - это сфера свободной, автономной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие свои частные цели и интересы, и что отношения между ними не опосредованы публичной властью»[597].

4. Другие представители современной науки высказывают предположение о том, что гражданское общество есть не что иное, как определенный коммуникативный процесс между государством и гражданином, т.е. деятельность гражданина в различных общественных организациях и институтах[598].

5. По мнению пятых, гражданское общество - это система самоорганизующихся медиаторных (посреднических) групп, которые, во-первых, относительно независимы как от государственных, так и негосударственных единиц производства и воспроизводства, во-вторых, способны осуществлять коллективные акции по достижению и защите своих интересов, в-третьих, не стремятся подменять собой ни государственные, ни частные структуры и, наконец, действуют исключительно в рамках правовых норм[599].

6. Следует отдельно выделить точку зрения, согласно которой гражданское общество «есть объективно складывающийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Отсюда в основе гражданского общества лежит идея права как высшей справедливости и меры свободы, позволяющая определить нормативные модели поведения всех субъектов гражданского общества независимо от их государственного признания и закрепления в законе»[600].

7. Еще одно представление о гражданском обществе принадлежит, в частности В.К. Бабаеву. По его мнению, гражданское общество – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, в то время как публичная власть (т.е. государственная) не противостоит населению и полностью совпадает с ним[601].

Существуют и другие трактовки понятия «гражданское общество», что говорит о многогранности и сложности рассматриваемого феномена.

Несмотря на множество существующих определений, по нашему мнению правы те авторы[602], которые рассматривают гражданское общество в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество – это определенный тип общества, находящийся на высоком уровне политического, правового, социально-экономического развития. В узком смысле – это совокупность не опосредованных государством взаимоотношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных) между свободными и равноправными индивидами, в т.ч. их объединениями.

Среди основных признаков характеризующих гражданское общество как высокоразвитый тип общества, т.е. в широком его значении, можно привести следующие:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода слова и печати, независим ость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственнсть;9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей[603].

Подводя вывод о соотношении гражданского общества и государства, хотелось бы отметить, что нет необходимости противопоставлять данные категории, т.к. гражданское общество и государство, взаимосвязанные политико-правовые явления, части общей социальной системы (социума), где ведущая роль принадлежит гражданскому обществу, ибо оно выступает источником государства. При этом становление и развитие гражданского общества ведет к изменениям государства, но и государство оказывает определенное воздействие на развитие гражданского общества через свои политические институты.

Государство представляет собой часть гражданского общества. Обладая аппаратом управления и принуждения, соответствующими ресурсами оно поддерживает стабильность и порядок в сложившихся общественных отношениях. И чем активнее государство представляет и защищает интересы своего населения, тем с большим основанием можно говорить о существовании развитого гражданского общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.