Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример расчета и анализа показателей первичной заболеваемости населения и структуры заболеваемости




Условие задачи: получены данные статистического наблюдения: среднегодовая численность жителей города N в 2010 году составляла 300 тысяч человек. За год зарегистрировано 216 850 случаев заболеваний, в том числе по группам: заболевания органов дыхания – 92 000 случаев, болезни органов кровообращения – 82 000 случаев, травмы – 16 500 случаев, новообразования – 16 000 случаев, инфекционные болезни - 9000 случаев, прочие заболевания – 1350.[a3]

 

Задание: составьте макет статистической таблицы для расчета для вычисления интенсивных показателей и структуры заболеваемости жителей района N за 2010 год. Отобразите эти показатели соответствующими диаграммами. Сделайте вывод.

Решение: запустите программу Excel, откройте требуемый файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов», на листе «Отн_вел» этого файла введите условие задачи, в отдельных ячейках листа Excel наберите данные и создайте статистическую таблицу с решением, как показано ниже. Сохраните изменения файла и покажите результат работы преподавателю.

 

В программе Excel для вычисления относительных величин необходимо занести абсолютные данные из условия задачи в отдельные ячейки таблицы, а затем изготовить макет статистической таблицы и в соответствующих ячейках этого макета поместить расчетные формулы. Правила и результаты вычислений интенсивных и экстенсивных показателей заболеваемости представлен в таблице 5, а их графическое изображение на рис. 6 и рис. 7.

Таблица 5

Показатели заболеваемости населения города N за 2010 год

Заболевания Общая заболеваемость (%о) интенсивный показатель Структура заболеваемости (%) экстенсивный показатель
Органов дыхания 306,7 =92000/300000*1000 42,4 =92000/216850*100
Органов кровообращения 273,3 =82000/300000*1000 37,8 =82000/216850*100
Травмы 55,0 =16500/300000*1000 7,6 =16500/216850*100
Новообразования 53,3 =16000/300000*1000 7,4 =16000/216850*100
Инфекционные болезни 30,0 =9000/300000*1000 4,2 =900/216850*100
Прочие заболевания 4,5 =1350/300000*1000 0,6 =1350/216850*100
Итого: 722,8 =216850/300000*1000  

 

 

 


Рис. 6. Уровень заболеваемости по группам болезней жителей города N в 2010 году (интенсивные показатели, %о).

 


Рис. 7. Структура заболеваемости жителей города N в 2010 году

(экстенсивные показатели, %).

Вывод: заболеваемость в районе N характеризуется повышенным уровнем болезней органов дыхания и сердечно-сосудистой системы по сравнению с другими классами заболеваний, причем их доли в структуре заболеваемости приблизительно равны.

Пример расчета и анализа показателей динамики численности студентов в Волгоградской области.

Условие задачи: получены данные о численности студентов и населения Волгоградской области с 2004 по 2009 годы. В 2004 году число студентов составило 25 000 человек, в 2005 – 26 300 человек, в 2006 – 27 000, в 2007 – 26 800 человек, в 2008 – 28 300 в 2009 – 26 100 человек.

Задание: вычислить показатели динамики числа студентов, представить их графическим изображением, проанализировать и сделать вывод.

 

Решение: запустите программу Excel, откройте требуемый файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов», на листе «Отн_вел» этого файла введите данные и решение задачи, как показано ниже, сохраните изменения и покажите результат работы преподавателю.

 

В программе Excel для вычисления динамических величин необходимо занести абсолютные данные из условия задачи в отдельные ячейки таблицы, а затем изготовить макет статистической таблицы и в соответствующих ячейках этого макета ввести расчетные формулы. Принцип вычисления динамических показателей представлен в таблице 6, а графическое изображение динамики на основе показателя наглядности демонстрирует рисунок 8.

 

Таблица 6

Динамика количества студентов в Волгоградской области за 6 лет

  Годы Абсолют­ное значение числа студентов (чел.) Динамика числа студентов в показателях:
абсолют­ного прироста или убыли (чел.) нагляд­ности (%) роста/ убыли (%) прироста/ убыли (%)
  25 000 - 100,0 - -
  26 300 =26300-25000 105,2 =26300/25000 *100 105,2 =26300/25000*100 5,2 =1300/25000*100
  27 000 =27000-26300 108,0 =27000/25000 *100 102,7 =27000/26300*100 2,7 =700/26300*100
  26 800 -200 107,2 99,3 -0,7
  28 300 1 500 113,2 105,6 5,6
  26 100 -2 200 104,4 92,2 -7,8

 

 

 

Рис. 8. Динамика числа студентов в Волгоградской области

с 2004 по 2009 годы (показатель наглядности, %).

 

Вывод: изменение относительного числа студентов в Волгоградской области за 6 лет (с 2004 по 2009 годы) характеризуется увеличением до 2008 года с последующей тенденцией к снижению до уровня 2005 года.

 

ЗАДАНИЯ

Запустите программу Excel, откройте требуемый файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов», на листе «Отн_вел» этого файла решите требуемый вариант заданий, сохраните изменения и покажите результат работы преподавателю.

 

Вариант 1

а) в районе города N с населением 40 тысяч человек в 2010 году впервые зарегистрировано 35600 случаев заболеваний, в том числе заболеваний органов дыхания 14500 случаев, болезней органов кровообращения 8000 случаев, травмы 9100 случаев, новообразования 1350 случаев, инфекционные заболевания 1500 случаев прочие заболевания 1150 случаев. Составьте простую статистическую таблицу. Вычислите интенсивные показатели заболеваемости на 1000 жителей. Определите структуру заболеваемости по группам болезней. Представьте графическое изображение интенсивных и экстенсивных показате­лей заболеваемости населения.[a4] Сформулируйте вывод.

б) вычислите динамические показатели на основе данных таблицы 7, отобразите их графически, проанализируйте и сделайте вывод.

 

Таблица 7

Динамика заболеваемости населения района с 2006 по 2010 год

  Годы Число впервые зарегистри­рованных заболеваний Динамика заболеваемости населения в показателях:
абсолют­ного прироста/убыли (чел.) нагляд­ности (%) роста (%) прироста (%)
        - -
           
           
           
          [a5]

Вариант 2

а) в городе M с численностью взрослого населения 200 тысяч человек в 2010 году впервые установлена инвалидность 16300 жителям старше 18 лет, в том числе инвалидов 3-й группы 7500 человек, 2-й группы – 6200 человек, 1-й группы – 2600 человек. Составьте простую статистическую таб­лицу. Вычислите интенсивные показатели инвалидности на 10 тысяч жителей. Определите возрастную структуру инвалидности. Представьте графическое изображение интенсивных и экстенсивных показате­лей инвалидности. Сформулируйте вывод.

б) вычислите динамические показатели на основе данных таблицы 8, отобразите их графически, проанализируйте и сделайте вывод.

Таблица 8

Динамика инвалидности взрослого населения города М с 2006 по 2010 год

  Годы Число инвалидов Динамика инвалидности населения в показателях:
абсолют­ного прироста/убыли (чел.) наглядности (%) роста (%) прироста (%)
        - -
           
           
           
          [a6]

Вариант 3

а) в одном из районов города A с населением в 20 тысяч человек в 2010 году зарегистрировано 5650 обращений к варачам-эндокринологам, из них по поводу заболеваний щитовидной железы 1950 обращений, сахарного диабета 1330 обращений, нарушение питания и обмена веществ - 1420, других эндокринных заболеваний - 950 обращений. Составьте простую статистическую таблицу. Вычислите интенсивные показатели на тысячу жителей. Определите структуру болезненности по группам заболеваний. Представьте графическое изображение интенсивных и экстенсивных показателей болезненности. Сформулируйте вывод.

б) вычислите динамические показатели на основе данных таблицы 9, отобразите их графически, проанализируйте и сделайте вывод.

Таблица 9

Динамика обращаемости к врачам эндокринологам района с 2006 по 2010 год

  Годы Число обращений Динамика обращаемости населения в показателях:
абсолют­ного прироста/убыли (чел.) нагляд­ности (%) роста (%) прироста (%)
        - -
           
           
           
          [a7]

Вариант 4

а) в городе М с населением 500850 человек в 2010 году родилось живыми 5 870 детей, из них в возрасте до одного года умерло 103 ребенка, в том числе 8 смертельных исходов зарегистрировано от инфекционных и паразитарных болезней, от болезней органов дыхания умерло 13 детей, от врожденных аномалий и пороков развития - 25 детей, от состояний, возникающих в перинатальном периоде - 45 детей, от несчастных случаев - 5, от прочих заболеваний - 7. Составьте простую статистическую таблицу. Вычислите интенсивные показатели младенческой смертности на тысячу населения. Определите структуру смертности по группам заболеваний. Представьте графическое изображение показателей младенческой смертности. Сформулируйте вывод.

б) вычислите динамические показатели на основе данных таблицы 10, отобразите их графически, проанализируйте и сделайте вывод.

Таблица 10

Динамика заболеваемости новорожденных в городе М с 2006 по 2010 год

  Годы Число детей первого года жизни, заболевших в течение года Динамика заболеваемости новорожденных в показателях:
абсолют­ного прироста/убыли (чел.) нагляд­ности (%) роста (%) прироста (%)
        - -
           
           
           
          [a8]

 

 

Вариант 5

а) в города А с населением 1 100 450 человек в 2010 году впервые зарегистрировано 901 020 случаев заболеваний, в том числе заболеваний органов дыхания 200 300 случаев, болезней органов кровообращения 178 120 случаев, травм - 114 930 случаев, новообразований - 93520 случаев, прочих заболеваний - 120450 случаев. Составьте простую статистическую таблицу. Вычислите интенсивные показатели заболеваемости на 1000 жителей. Определите структуру заболеваемости по группам болезней. Представьте графическое изображение интенсивных и экстенсивных показателей заболеваемости. Сформулируйте вывод.

б) вычислите динамические показатели заболеваемости на основе данных таблицы 11, отобразите их графически, проанализируйте и сделайте вывод.

Таблица 11

Динамика заболеваемости населения города А с 2006 по 2010 год

  Годы Число впервые зарегистри­рованных заболеваний Динамика заболеваемости населения в показателях:
абсолют­ного прироста/ убыли (чел.) нагляд­ности (%) роста (%) прироста (%)
  890 000     - -
  878 000        
  890 000        
  892 340        
  901 020       [a9]

Вариант 6

а) в городе М с населением 1 500 850 человек в 2010 году родилось живыми 13 450 детей, из них в возрасте до одного года умерло 245 детей, в том числе 20 смертельных исходов зарегистрировано от инфекционных и паразитарных болезней, от болезней органов дыхания умерло 32 ребенка, от врожденных аномалий и пороков развития - 59 детей, от состояний, возникающих в перинатальном периоде - 95 детей, от несчастных случаев - 15, от прочих заболеваний - 24. Составьте простую статистическую таблицу. Вычислите интенсивные показатели младенческой смертности на 1 тысячу населения. Определите структуру младенческой смертности по группам заболеваний. Представьте графическое изображение интенсивных и экстенсивных показателей. Сформулируйте вывод.

б) вычислите динамические показатели на основе данных таблицы 12, отобразите их графически, проанализируйте и сделайте вывод.

 

Таблица 12

Динамика младенческой смертности в городе М с 2006 по 2010 год

  Годы Число детей, умерших на первом году жизни Динамика младенческой смертности в показателях:
абсолют­ного прироста/убыли (чел.) нагляд­ности (%) роста (%) прироста (%)
        - -
           
           
           
          [a10]

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Для чего применяются относительные величины?

2. Назовите основные типы относительных величин и методику их вычисления?

3. Принцип вычисления интенсивных показателей?

4. Как вычисляются экстенсивные относительные величины?

5. Особенности вычисления показателей соотношения?

6. Дайте определение динамического ряда.

7. Назовите основные показатели динамического ряда.

8. Для чего применяют графические изображения?

9. Перечислите основные виды графических изображений.

10. Какой тип показателей применяется для построения внутристолбиковой диаграммы?

11. Какие показатели принято изображать секторной диаграммой?

12. На основе каких показателей изготавливают столбиковые диаграммы?

13. Какие показатели изображают линейной диаграммой?

Рекомендуемая литература:

1. Информатика. Книга 2. Основы медицинской информатики: учебник / В.И. Чернов, И. Э. Есауленко, М В. Фролов и др. – М.: Дрофа, 2009. – 205, [3] с.: ил.

2. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практических занятий / под ред. В.З. Кучеренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru

3. Сабанов В.И., Голубев А.Н., Комина Е.Р. Медицинская информатика и автоматизированные системы управления в здравоохранении: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. – 144с.

4. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.: ил.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 11013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.