Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

БИОСФЕРА 3 страница




Вопросы рационального природопользования решаются по-разному в разных странах в зависимости от целого ряда факто­ров — экономических, нравственных, социальных. К сожалению, в нашей стране допущены серьезные нарушения принципов ра­ционального природопользования, приведшие к неблагоприятным последствиям в области охраны природы. Во многих районах воз­никла весьма сложная экологическая ситуация. Очень серьезно стоят вопросы о судьбе наших водоемов, о загрязнении воздуха в городах, далеко не всегда правильном использовании минеральных удобрений и химических средств защиты растений, неполноте извлечения из недр полезных ископаемых и многие другие вопро­сы. Вот почему осуществляемая в настоящее время в стране пере­стройка одной из важнейших своих задач считает решение проб­лем охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

 

Вопросы и задания:

1. Что такое географическая среда, и какова ее роль в развитии человеческого общества?

2. Что такое природные ресурсы и как они классифицируются?

3. Что понимается под охраной природы и рациональным природополь­зованием?

4. В настоящее время охрана природы превратилась в глобальную, общечело­веческую проблему, ей отдается приоритет перед проблемами социальными. Объ­ясните, почему это произошло. Приведите соответствующие факты.

 

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

1. Выберите правильный и наиболее полный ответ:

География — это наука...

а) о живой и неживой природе;

б) о природе земной поверхности, о населении и его хозяй­ственной

деятельности;

в) о природе земной поверхности и причинах ее разнообра­зия, о населении и его

хозяйственной деятельности;

г) о строении, составе и истории земной коры и Земли.

2. Где на Земле из четырех основных сторон горизонта име­ется только одна?

3. Есть ли на Земле точка 0° широты и 0° долготы?

4. Где холоднее — на Северном или Южном полюсе? Свой ответ объясните.

5. Какой самый холодный материк? Почему?

6. Сколько раз в году и когда Солнце в полдень находится в зените на Южном тропике?

7. Закончите определение:

Точка, с которой проводится визирование на предметы мест­ности при полярной съемке, называется....

8. Как называется простейший прибор для определения от­носительной высоты места?

9. Закончите предложения:

1) Место на поверхности Земли, расположенное над очагом землетрясения,

называется....

2) Воронкообразное углубление на вершине вулкана, из ко­торого изливается

лава, называется....

3) Магма, излившаяся из кратера или трещин в земной коре на поверхность,

называется....

4) Внутренняя часть Земли, расположенная под мантией, на­зывается....

5) Горячие источники, периодически бьющие в виде фон­танов, называются....

10. Закончите предложения:

1) Минеральные массы, слагающие земную кору, называ­ются....

2) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной маг­мы при ее остывании,

называются....

3) Горные породы, образовавшиеся на поверхности Земли в результате оседания

и накопления осадков на дне водоемов и на суше, жизнедеятельности

организмов, называются....

11. Назовите районы России, где необходимо строить сей­смостойкие дома и сооружения.

12. Выберите правильный ответ:

Самая восточная точка на Земле — это...

а) любая точка на нулевом меридиане; б) любая точка на 180-м меридиане; в) мыс Дежнева; г) такой точки не сущест­вует.

13. Выберите правильный ответ:

Самая западная точка на Земле — это...

а) любая точка на нулевом меридиане; б) любая точка на 180-м меридиане; в) полуостров Аляска; г) такой точки не су­ществует.

14. Знаете ли вы заливы, которые больше морей?

15. Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте? Выпишите правильный ответ:

а) моря и океаны; б) реки, озера, болота; в) ледники; г) подземные воды; д) водяной пар в атмосфере.

16. Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, вы наблюдаете в природе?

17. Назовите страны и их столицы, которые одновременно находятся в разных полушариях.

18. К каким океанам относятся моря, вдоль которых про­ходит морская граница нашей Родины?

19. Назовите государства и их столицы, которые имеют толь­ко сухопутные государственные границы.

20. Назовите государства и их столицы, которые имеют толь­ко морские границы.

21. Где берет начало и куда направляется течение Куросио?

22. Знаете ли вы, когда был построен Волго-Балтийский канал? Всегда ли он так назывался? Перечислите все водные объекты, входящие в эту систему.

23. Из Москвы вылетел самолет и пролетел 1000 км на се­вер, потом столько же на восток, на юг, на запад. Вернулся ли он в Москву? Свой ответ объясните.

24. Какая местность расположена «под вами» в другом по­лушарии, в месте, диаметрально противоположном тому, в ко­тором вы живете?

Вы житель Москвы (Вашингтона, Владивостока, Бразилии, Сиднея).

25. Определите и подпишите географический объект, коор­динаты которого 66° с.ш. и 19° з.д. Какими природными явле­ниями он известен?

26. Столица какого государства находится севернее всех сто­лиц мира? Назовите ее координаты.

27. Столица какого государства находится южнее всех дру­гих столиц мира? Назовите ее координаты.

28. Вычислите протяженность Евразии в градусах и кило­метрах по 80-му меридиану.

29. Вычислите протяженность Евразии по 50° с.ш.

30. Вычислите протяженность Африки по 35° в.д. и по 10° ю.ш.

31. Каково расстояние по карте от Скандинавского полуос­трова до Гренландии? Каково это расстояние по глобусу? Срав­ните результаты.

32. Как называется кратковременное поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега или обильных осад­ков? Подчеркните правильный ответ:

половодье, ледостав, паводок.

33. Правильно ли утверждение: «Финский залив замерзает зимой»? (Да, нет.)

34. Какой полуостров самый большой на земном шаре? Где он расположен? Определите координаты его южной точки.

35. Какой полуостров омывают воды двух океанов? Опреде­лите его координаты.

36. Какой самый высокий действующий вулкан в России? Где он находится? Определите его координаты.

37. В каком государстве наиболее часто происходят земле­трясения? Назовите его столицу и ее координаты.

38. Определите координаты Владивостока. К чему он бли­же: к экватору или к Северному полюсу?

39. Как определить расстояние от Москвы до Северного и Южного полюса?

40. В Африке около экватора есть гора Килиманджаро. Оп­ределите ее координаты. Как вы думаете, ее вершина покрыта снегом или нет? Свой ответ объясните.

41. В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Путешес­твие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом трол­ле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу — пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу: он собирал по­всюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из кам­ней поднялась чуть не до самых туч.

— Вот теперь, пожалуй, хватит, — сказал тролль. — Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну!

Тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он ле­зет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, — думает, — отсюда до Солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Так этот глупый тролль и за­мерз».

Как вы думаете, почему замерз тролль?

42. Правильно выберите масштаб карты, если на ней рас­стояние между двумя населенными пунктами 5 см, а на мест­ности — 5 км:

а) 1:5000; б) 1:1000000; в) 1:10000; г) 1:100000; д) 1:10.

43. Выберите вид карты, с помощью которой можно опре­делить преобладающие в данной местности формы рельефа:

а) климатическая; б) физическая; в) политическая; г) эко­номическая.

44. О чем идет речь в приведенном ниже отрывке? «В океане есть река. Она не пересыхает и в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных навод­нениях. Ее берега и ложе из холодной воды, а ее стремнина — из теплой. Истоком ее служит Мексиканский залив, а усть­ем — Атлантический океан... Нигде в мире нет более величест­венного потока вод». (М. Ф. Мори.)

45. Толщина верхнего плодородного слоя, содержащего гу­мус, во многих типах почв редко превышает 20 см. На его об­разование природа затратила не менее 2—7 тыс. лет. При нера­циональном пользовании полное разрушение гумусового слоя происходит через 10—30 лет, а нередко он смывается за один только ливень или сдувается за одну пыльную бурю. Какие меры необходимо предпринять для сохранения гумусового слоя? А какую помощь можете оказать вы?

46. В самом низком месте земной суши находится озеро, именуемое Мертвым морем. Определите его координаты. В ка­кой стране оно находится? Почему так называется?

47. Каково значение ветра в Мировом круговороте воды? Ответ дайте в виде схемы.

48. Назовите полуострова Европы и Азии. В чем их сходст­во и различие? Объясните.

49. Какое полушарие Земли более океаническое — север­ное, южное, восточное, западное?

50. На китайском языке говорит пятая часть населения мира. Можно ли назвать его самым распространенным? Как вы ду­маете?

51. Как вы думаете, почему английский язык самый рас­пространенный?

52. Как вы думаете, где находится граница материка:

а) там, где материковая суша встречается с водами Миро­вого океана;

б) на дне Океана;

г) проходит по материковому склону?

53. Около острова Ньюфаундленд (Северная Америка) встре­чаются два течения. Назовите их. Объясните, почему это одно из самых опасных мест в Атлантике.

54. Как вы думаете, в каком из перечисленных портов са­мая длительная и самая короткая навигация — Мурманск, Аст­рахань, Магадан, Владивосток? Свой ответ объясните.

55. Каково значение атмосферы в Мировом круговороте воды? Ответ дайте в виде схемы.

56. Почему за чистоту атмосферы должны бороться все стра­ны мира?

57. Объясните в виде схемы, как Мировой океан участвует в образовании подземных вод.

58. Как вы думаете, если бы форма Земли была другой, от­разилось бы это на устройстве земной поверхности? На про­цессах, происходящих на ней?

59. Писчий мел — горная порода. Каково его происхожде­ние? Что общего между мелом и мрамором?

60. Почему горные породы называют каменной летописью Земли?

61. Ниже приведены несколько определений вулканов, ко­торые давали ученые разных времен. Выберите наиболее пра­вильное.

1) Вулкан — это гейзер, в котором движущей силой явля­ются пары воды. (М.

Аррениус.)

2) Вулкан — это место, где происходит извержение. (А.Штюбем.)

2) Вулкан — это аппарат, через который Земля периодичес­ки теряет тепло. (Г.

Тиррель.)

3) Вулкан — это окно, благодаря которому мы познаем со­став глубинного

вещества. (П. Макдональд.)

4) Вулкан — это место на поверхности Земли, где магма­тический материал

извергается и извергался в прошлом. (А. Риттман.)

6) Горы, извергающие огонь, дым, мелкие обломки пород и излившуюся лаву —

расплавленную каменную породу, называ­ют вулканом.

Свой выбор ответа объясните.

62. Совершите воображаемое кругосветное путешествие, на­чальный пункт которого — Севастополь, конечный пункт — Санкт-Петербург. Маршрут выберите самостоятельно. Назови­те океаны, моря, заливы, проливы, каналы, по которым и мимо которых вы проплывете.

63. Совершите воображаемое путешествие вокруг Евразии. Пункт отправления выберите сами. Назовите моря, океаны, заливы, проливы, каналы, по которым или мимо которых вы будете проплывать.

64. Это самое глубокое озеро в мире. По объему содержа­щейся в нем воды оно уступает только Каспийскому морю. Окружено оно высокими горами, богатыми залежами железной, марганцевой руд, графита, мрамора, слюды, огнеупорной гли­ны и других полезных ископаемых. Прозрачные пресные воды озера очень холодные, но по берегам его очень много горячих источников. Вместе с пресноводной фауной его населяют и та­кие морские животные, как тюлень (нерпа), губки. Местные жители так говорят об озере: «Сколько богатства ни приносят ему его сыновья, разоряет дочка старика».

Как называется это озеро? Нет ли связи между глубиной озера и горячими источниками на его берегах? О каких сыновь­ях и дочери идет речь?

Какую роль играют леса в сохранении чистоты вод озера?

65. Почему исследователи, находящиеся на Северном по­люсе, ближе к центру Земли, чем исследователи, спустившие­ся на дно Марианской впадины?

66. В этой удивительной стране реки без устьев, озера без стока, леса без тени, деревья без листьев, «сухие дожди», не смачивающие земную поверхность. Как вы думаете, о каком районе Земли идет речь? Объясните взаимосвязь компонентов этого природного комплекса.

67. Те, кто побывал в высоких широтах, отмечают здесь лю­бопытную особенность лучей летнего Солнца. Лучи его слабо греют Землю, зато оказывают неожиданно сильное воздейст­вие на предметы, стоящие отвесно. Заметно нагреваются кру­тые склоны скал и стены домов, быстро тают ледяные горы, растапливается смола в бортах деревянных судов, обжигается кожа лица и т. д.

Чем объяснить подобное действие лучей полярного Солнца на вертикально стоящие предметы? Свой ответ объясните с помощью рисунка.

68. Леса — «легкие» планеты, производящие кислород и по­глощающие углекислый газ. Они поддерживают баланс атмо­сферы. Аккумулируя солнечную энергию, леса являются основ­ным источником органических веществ. Сохраняя влагу в поч­ве и поддерживая полноводность рек, останавливая ветры, пески, задерживая эрозию почв, леса верно служат человеку в борьбе за урожай.

Почему ученые проявляют беспокойство о зеленом наряде нашей планеты? А что можете сделать вы, чтобы сохранить и приумножить лесные богатства?

69. Чрезмерное осушение болот может привести к сниже­нию продуктивности не только почв, но и лесных угодий. Как вы думаете, почему? Почему М. М. Пришвин называл болота «кладовой солнца»?

70. Северо-Атлантическое течение «отапливает» часть Ба­ренцева моря. Представьте, что при помощи гидротехнических сооружений мы направим эту ветвь вдоль северного побережья России. Расскажите, как изменится тогда природа побережья и России в целом.

71. Что изменилось бы в природном комплексе ва­шей местности, если бы климат стал более сухим? Объяс­ните.

72. Что изменилось бы в природном комплексе вашей мест­ности, если бы климат стал более влажным? Объясните.

73. Нефтеналивное судно потерпело катастрофу. Судно со­общило свои координаты — 13° с.ш. и 143° в.д. В какой точке Мирового океана находится это место?

74. Подумайте и объясните, какие последствия для челове­ка имеют:

а) кислотные дожди; б) парниковый эффект; в) разрушение слоя озона.

75. Дождевые и талые воды стекают в реки и каналы, а за­тем попадают в море. Эти воды содержат вредные для здоровья человека вещества — свинец, нефтяные отходы, соли и др. Как вы предлагаете решить эту проблему?

76. Как вы думаете, можно ли в вашей местности использо­вать ветер для постройки ветряных мельниц, ветровых элек­тростанций? Почему?

77. Расскажите, как изменится климат в вашей местности, если направление преобладающих ветров сменится на проти­воположное.

78. Изменится ли климат Европы, если температура вод Северо-Атлантического течения понизится? Свой ответ объяс­ните.

79. Известно, что искусственные водохранилища вызывают изменения в климате окружающей местности. Как вы думаете, какое из приведенных ниже изменений климата верно для дан­ного случая:

а) происходит охлаждение воздуха, особенно летом и вес­ной;

б) уменьшается континентальность климата;

в) повышается влажность воздуха;

г) происходит потепление климата? Свой ответ объясните.

80. Для каких равнин — плоских или холмистых — харак­терно образование оврагов? Свой ответ объясните.

81. Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» и по данному в нем описанию вы­чертите схематический план местности:

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые лучи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда.

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты.

82. Посмотрите на карту. В Казахстане есть большое озеро Балхаш. Помимо прочих достопримечательностей оно интересно тем, что вода в восточной его части соленая, а в западной - пресная. Как вы объясните подобное явление?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.