КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-мировоззренческая позиция исследователя
Оо других терминов исследователю предстоит экспликация именно в связи с его пониманием объективных связей «экспликанда» (определяемого понятия) в системе функционирования журналистики. Это касается и «простых» понятий (таких, как «аудитория» или «жанр»), и «сложных» — например, таких, как «информационное пространство» или «информационная политика». Второе: раз принятое содержание понятия не должно меняться по ходу работы. «Плывущие», меняющие содержание понятия — крупная методологическая ошибка. Проблема терминологии (особенно категориальной) очень непроста, и не случайно по этому поводу возникает при оценке работ исследователей журналистики много вопросов. Первая проблема, требующая разрешения, — полное знакомство исследователя с тем, какие же имеются и как используются уже «наработанные» терминологические характеристики и их системы, критический анализ их и, как результат, выбор применяемого терминологического аппарата (с четкими определениями каждого термина) и одно-однозначное использование каждого термина на протяжении всей работы. Уже отмечалось недопустимое «разнообразие» использование термина «диалог». Строится ряд: монолог — диалог — полилог; и при этом путают приставки di (два), dia (через, пере). Тогда как ряд на самом деле таков: плюрализм — толерантность — диалог — моноплюрализм). Не лучше обстоит дело с термином «пропаганда». Исходно «пропаганда» (лат. propagare — распространение) означало «распространение христианского (с уточнением: католического) вероучения». Затем «пропагандой» стали называть любое «убеждающее воздействие». Используется термин и для обозначения деятельности по распространению научных знаний, художественных ценностей в целях просвещения общества. Рядом находится идеологическая «пропаганда» внедрение в массовое сознание фундаментальных политических, экономических, правовых, эстетических, философских идей. При этом силы, настроенные на подчинение аудитории своим интересам (независимо от реальных ее нужд) используют манипулятивные приемы, «черные технологии», и тогда «пропаганда» становится синонимом «обмана». И такую «пропаганду» начинают делить на «мягкую» и «грубую».
Ничего дурного в использовании терминов в разных значениях (а они фиксируются в этимологических, толковых и иного типа словарях) нет и быть не может. При одном условии — точного определения термина и однозначного использования его в каждом конкретном случае. И пояснений при переходе от одного значения термина к другому. Но это случается, к сожале- нию, редко. И ярче всего это, может быть, проявляется при обращении к термину «свобода». Тут диапазон приписываемых значений еще шире: от произволь- ного субъективистского решения («свобода = произвол») до гуманистических подходов с учетом и творческим использованием социально-исторических закономерностей; от свободы как отсутствия цензуры и всякого государственного (и иного, в том числе даже и редакторского) вмешательства до свободы как действования журналиста в жестко определенных властями рамках (пусть даже законодательно оформленных). И хотя есть уже теоретические характеристики концепций свободы (авторитарной, полной, ответственной) и существует разделение юридической, экономической, социально-творческой сторон и их взаимоотношений, «это сладкое слово "свобода"» в научном словоупотреблении редко оказывается точным. А уж в журналистском словоупотреблении понятия «диалог», «пропаганда», «свобода», «цензура» живут по воле автора, причем, разумеется, без каких бы то ни было пояснений. И необходимо настаивать — требуется принятие наиболее верной характеристики термина, точная его экспликация и последовательное применение в суждениях исследователя.
Вторая проблема заключается в том, что в ходе работы исследователь обнаруживает, что семантика очень многих терминов имеет «тройное» наполнение в зависимости оттого, кем и в каком значении термин используется. Во-первых, это смысл, которое вкладывает в термин (первоначально) исследователь. Во-вторых, это смыслы, в которых используется термин в той «литературе вопроса» (различных привлекаемых исследователем научных публикациях, публицистике, документальных источниках разных времен и разных по позициям авторов). В-третьих, это объективное значение понятия, адекватное содержанию реального явления того времени, которым занимается исследователь. Значит, исследователь неизбежно создает свой «герменевтический код», пригодный для понимания и трактовки этих субъективных смыслов и объективных значений, чтобы, разумеется, добиваясь адекватной трактовки, «присоединиться», изучив все возможные варианты и разобравшись в них, к последнему. Третья проблема терминологии — это не характер выбора и строгого использования уже наработанных определений, но формирование такого понятийного аппарата исследования, который приближался бы к единству вкладываемого смысла и объективного значения. Ведь и уже наработанная терминология, и первоначально принятая исследователем нуждается в уточнении, конкретизации, развитии. Так уже при выработке терминологического аппарата возникает проблема использования научной методологии. Несколько лет назад многие исследователи пытались выяснить строгое значение понятия «публицистика». Одни утверждали, что это выступления на общественно-политические темы, другие настаивали на том, что это полемические произведения и т.д. Был и еще один подход, который опирался на представление о том, что в реальности публицистика свою сущность проявляет в отношениях с общественным мнением. Кстати, терминологически понятие публицистики прямо связывается с англ. public opinion, а потому все ее основные черты прямо коррелируются со свойствами общественного мнения. Поэтому «внутреннее» наполнение термина таково: это тип творчества, рассчитанный на взаимодействие с общественным мнением.
Куда сложнее разработка строгого терминологического аппарата в еще неясных обстоятельствах функционирования журналистики, тем более в условиях серьезных социальных трансформаций. Это касается и теоретических, и исторических, и социологических исследований. Скажем, термин «либерализм» столь исторически текуч, что для каждой эпохи (для России ХУШ века или начала XIX, равно как и последующих эпох, в том числе особенно для современной ситуации в стране) нуждается в специальной разработке. Случайно ли, что термин «либерализм» для характеристики позиций современных СМИ все чаще заменяется термином «либертаризм», а рядом с опороченным в глазах исследователей термином «коммунизм» возник (на Западе) термин «коммунитаризм»? Социально-политические причины трансформации терминов понятны, но вот их содержание крайне неопределенно, и исследователям просто необходимо самим с учетом, разумеется, взглядов ученых других областей и несхожих позиций вырабатывать определения заново. Тем более что такого рода термины «прорастают» во все сферы исследуемых явлений СМИ (от характеристики социальной позиции и информационной политики до методологии создания текстов и проявления в их содержании). То же и в историческом исследовании. При изучении тех или иных этапов истории русской публицистики (а ее ярко проявившиеся письменные формы восходят к XI веку — временам Нестора и «Повести временных лет») использование современной концепции публицистики принесет реальную пользу, если будут изучаться и учитываться множественные модифицирующие факторы — уровень и характер понимания (рационального или интуитивного, явного или латентного) сущности типа творчества, его выявившиеся к тому времени формы, креативную мощь и манеру создателей текстов, их социальные ориентации, характер мировоззрения, общей образованности (светской и/или церковно-конфессиональной), влияние общественно-политического и художественно-творческого окружения и т.д. и т.п. Тогда только можно будет понять, почему публицистика XIV или XVIII, XIX или XX веков была именно такой и по социально-групповым пристрастиями, и по личностно-творче-
ским формам. Таковы требования к методологической строгости исследования с точки зрения принятой концепции журналистики и адекватного ей терминологического аппарата. Но это только одна сторона дела. Вторая составляющая методологии исследователя — это его социально-мировоззренческая позиция, предопределяющая особую сторону научной парадигмы исследования. «Второй слой» научной парадигмы исследователя, его социально-творческой позиции — система мировоззренческих ценностей — прямо связан с «первым слоем», т.е. научно-журналистской позицией исследователя, определяя ее характер, с одной стороны, а, с другой, задавая содержательное наполнение общей методологии. Мировоззрение как «картина мира», включающее ответ на вопрос, что им и в каком направлении «управляет», имеет принципиальное значение для исследователя и его работы. В наше время «не модно» указывать на мировоззренческую базу исследований в области журналистики. В лучшем случае перечисляются изученные труды мыслителей разных направлении, что будто бы должно свидетельствовать о социально-мировоззренческих знаниях исследователя. О знаниях — да, но о позиции — нет. Тут две стороны — социально-философская и социально-политическая. И каждая требует от исследователя ответа на свои вопросы. Первый: «живет» ли мир по объективными законам? Или все в мире происходит по воле стремлений и мнений «великих людей»? А как быть с идеей «народ — движущая сила истории»? Или может быть судьбами человечества управляет некая высшая сила? Если принимать «сторону» объективных законов, то исследователь должен ясно представлять себе, что их понимание становится все более глубоким. Взгляды классического (механистического) детерминизма оказались «частным случаем» диалектического (неклассического) подхода к природе и обществу, а в последние годы возникли новые аспекты понимания объективных законов на основе постнеклассических идей синергетики (греч. syn-ergetikos — совместный, согласованно действующий). Все три находятся в состоянии топологического единства, играют свои роли в разных предметных «пространствах» и в ряде случаев взаимодополнительны. Однако если первые два взгляда хорошо знакомы по систематическим курсам, учебникам, монографиям, то третий требует хотя бы тезисного изложения. Возникшая в естественнонаучной сфере, синергетика приобретает статус постнеклассической междисциплинарной области знания. Синергетика возникла как продолжение диалектического подхода, идей кибернетики и теории систем. Это наука об особом классе открытых сложных неравновесных систем, которым свойственны неустойчивые нелинейные процессы эволюции и самоорганизации. Синергетика вносит изменения и дополнения в научную парадигму в связи с идеей необходимости выхода на sustainable development — самподдерживающее развитие (часто обозначаемого в работах, написанных на русском языке, термином «устойчивое развитие»).
Рассматриваемые в синергетике системы неопределенно изменчивы (относится ли к ним журналистика?). Причем высшая точка порядка — предвестник хаоса в системе. Первоначальная организованность при входе в «перемешивающий слой» постепенно нарушается, и в результате раздробления в системе происходит накопление энтропии, внутри нее формируются фракталы (англ. fraction — дробь), а в результате возникает структурная неустойчивость частей и границ явления. Возникают диссипативные структуры (англ. dissipate — рассеивать, разрушать), и система «расползается», приобретает черты «динамического хаоса» (что вовсе не равно абсолютному разрушению системы), при котором система, не имея жестких детерминант, приобретает множество степеней свободы дальнейшего развития. «На краю хаоса» с приближением к точкам бифуркации (англ. bifurcation — разветвление) даже малые флуктуации (лат. fluctuatio — колебание) приводят к выбору одного из аттракторов (англ. attraction — тяготение, притяжение) — вероятного будущего состояния системы. Каждый аттрактор «притягивает» к себе систему, причем «противится» другим возможным путям развития. В этой «борьбе» формируется направление самоорганизующего движения от хаоса к порядку. Подход к точке бифуркации приводит к формированию режима с обострением, порождающего лавинообразный процесс при выходе на тот или иной аттрактор, и, затем, формирование в системе новых структур и связей, притом иных, чем прежде. Тут чрезвычайно велика роль случайностей, различного характера микрофлуктуаций — таких внутренних процессов и внешних воздействий, которые ускоряют или замедляют перестройку системы, выбор ею аттрактора и могут придать движению особый и необратимый негэнтропийный характер. При этом малые (резонансные, то есть соответствующие «требованиям» развития системы) воздействия извне способны — если известны оптимальные аттракторы («притягивающие точки») — привести к позитивным изменениям. Существует смелое сравнение объективно сущего аттрактора с субъективной пассионарностью и даже личностью пассионария (по Гумилеву). Во всяком случае знание оснований синергетики (еще слабо интерпретированной для гуманитарной сферы) может привести к трансформации методологии изучения журналистики. По-видимому, для социальных систем (и журналистики тоже) приближение к точке бифуркации требует повышенной ответственности человека (социального мыслителя — исследователя и политика прежде всего) за прогноз развития и «подталкивание» к аттрактору, «зов» и, затем, выбор которого, кажется, наиболее оптимальным для системы. Разрабатываются идеи «социокультурной синергетики» для открытых, || нелинейных, неравновесных и нестабильных систем, в том числе в «инфор- мационных средах». Большой объем разнонаправленной (в том числе мани- пулятивной) информации в условиях социального и идейного плюрализма при острой конкуренции подходов, оценок и предложений способен создать хаос в массовом сознании. Поэтому велика роль таких массово-информационных воздействий со стороны гуманистически и демократически ориентированных «информационных пулов» (не таковы ли общественные СМИ?), которые способны проводить резонансные воздействия, направленные на «новый выбор» и выход через точку бифуркации на такой аттрактор, какой соответствует нуждам негэнтропийного динамического развития общества. Отсюда, между прочим, значение «хорошей теории» и соответствующих ее требованиям целенаправленных действий в журналистике. Идеи синергетики подсказывают, что исследователю необходимо не только характеризовать текущее положение дел, но также «заглядывать» в будущее, ясно видеть при подходе к точке бифуркации, находящиеся «за» ней аттракторы и характер их «зова». И на этой базе создавать оптимальные прогнозные «модели» будущего, определять силы и средства, способствующие «выходу» на нужный аттрактор и блокированию движения на уводящие в сторону от «стрелы времени». Но надо иметь в виду, что наличие «странных аттракторов» (структурно неопределенных, «запутывающих» систему, если она «выбрала» странный аттрактор) не позволяет делать долгосрочные прогнозы развития. Использование идей синергетики, возможно, могут обогатить методологию исследования и способствовать высоким результатам научного поиска. Креативная активность, помноженная на недовольство собой, заставляет исследователя целенаправленно искать тот аттрактор, понимание которого дает возможность исследователю точнее видеть пути решения проблемы и активнее идти к цели. Причем поиск происходит в режиме обострения (дискурсивного и интуитивного), а результат приходит в результате малых резонансных изменений. Синергетические идеи, вероятно, могут быть использованы при разработке мировоззренческих основ научной парадигмы. Понимая журналистику как внутренне неравновесную, динамическую, самоорганизующуюся систему, открытую вместе с тем для значимой роли внешних воздействий, исследователи получают при верном понимании характера и роли аттракторов (и суператтрактора, по их представлениям), изучая роль диссипативных структур, определяя точки бифуркации получают возможность раскрыть, путем каких резонансных воздействий журналистика в тот или иной момент развития могла бы двинуться по пути, который исследователь считает оптимальным. И изучать нарастание негативных флуктуации, ведущих к деструктивным изменениям, чтобы указать пути содействия самоорганизации (и препятствующие дезорганизации) на следующем витке развития журналистики. И кажется допустимой такая синергетическая интерпретация одного давнего решения по поводу, представляется, одного из главных положений в теории публицистики. Давно известны свойства первоначального синкретизма U1 в осознании людьми окружающего мира. Возник вопрос: а нельзя ли рассматривать публицистику как современный (а может быть и «всевременный») синкретический подход к осмыслению действительности. Ведь общественное мнение, к которому обращена публицистика, совмещает рационально-понятийные и эмоционально-образные черты. И это только по форме. Но нельзя ли то же сказать и о содержании? В когнитивной психологии, теории познания, истории культуры и др. науках считается, что ход развития картины мира таков: после возникновения и укрепления представлений началось обобщение представлений, развивавшееся в двух направлениях — формирование научной и художественной ветвей отображения действительности. Но — возникает вопрос — а обыденное сознание? А общественное мнение? Их либо не берут для анализа, либо... Либо получается такая картина:
научное синкретическое мышление мышление в т.ч. публицистическое Не позволяет ли выдвижение идеи развитого «современного синкретизма» понять содержание и форму обыденного сознания, общественного мнения, публицистики... Путь же к этой идее — резонансные «малые изменения» в области теории публицистики. Второй: какие социальные группы и политические силы наилучшим образом способствуют благополучию человечества? Либералы? Консерваторы? Коммунисты? Социал-демократы? (Ряд может быть продолжен и разветвлен). Конечно, от этих вопросов можно отмахнуться и проводить «независимое» исследование, но каковы будут результаты? Конечно, в любом «независимом» исследовании так или иначе проявятся латентные (порой скрываемы исследователем даже от самого себя) мировоззренческие ценности. Не лучше ли для исследования перевести их в «ясное поле сознания»? При этом чрезвычайно важно уже на «образовательном» этапе подготовки к исследовательской деятельности овладевать широким спектром знаний о различных концепциях, характеризующих закономерности жизни общества, экономических, политических, правовых, этических, эстетических, религиозно-конфессиональных и др. формах сознания и поведения людей. Такая образованность «не помешает» никому, но для исследователя журналистики принципиально важна. И «выбрать» свою концепцию. Дело в том, что журналистика своими произведениями «вмешивается» во все сферы жизни общества. Поэтому чтобы квалифицированно и «в пользу человечества» вести анализ деятельности СМИ, необходимо владеть соответствующими знаниями и, более того, методами анализа (политического, экономического, правового, этического, эстетического и т.д.). Это важно для каждого исследователя, хотя не в каждом случае все подходы будут использоваться одновременно и тем более в «равных долях». А исследователям, занимающимся специализированными областями в деятельности СМИ (спортивными или медицинскими, научно-техническими или военными, строительными или космическими) нужна и специализированная подготовка. Широкая подготовленность, осознанные мировоззренческие ценности — основа исследовательских установок социально-философского характера, которые «переводят» разделяемые исследователем ценности в практически-деятельностный план. При этом важно сознавать, что однажды принятые, фиксированные установки (основанные, скажем, на либеральных или коммунистических ценностях) в условиях современной цивилизационной трансформации не могут застывать, поскольку происходят существенные и часто неожиданные социальные сдвиги. Отсюда — неизбежность изменения установок, переход их в динамические. Фиксированные установки в этих условиях часто ведут к догматической позиции, тогда как динамические (отнюдь не предполагающие полного пересмотра или тем более отрицания ранее сложившихся взглядов и подходов) предполагают творческий подход исследователя к своей позиции при изучении журналистики как прошлого, так и современности. В частности, нельзя не видеть, что установившиеся в XIX веке демократические ценности и, соответственно, принятые установки исследователя при изучении журналистики разных направлений неизбежно должны претерпевать изменения. Ведь концепция демократии и тогда развертывалась и углублялась постоянно, а в XX веке и при переходе в новое тысячелетие серьезно трансформировалась. Теперь она основывается на трех «китах» — это пар-тиципарная, делиберативная, диалоговая демократия. Если эта точка зрения на демократию принимается исследователем как мировоззренческая ценность, то тем самым формируется иная, чем прежде, установка на изучение любого этапа развития журналистики в аспекте ее демократизма. Динамическая установка прямо связана с формированием идеально-типических представлений о самых разных сторонах функционирования общества в целом и журналистики как одной из его «составляющей». И тогда исследовательская установка позволяет к любым явлениям журналистики далекого и недавнего прошлого, современному ее состоянию подходить с четко осознанными критериями, имея ясные «точки отсчета» суждений, оценок, интерпретаций и прогнозов. Разумеется, тут много трудностей и
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |