Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирические данные и научные факты




НАУЧНЫХ ФАКТОВ

ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ

Работа исследователя — движение по очень сложной «траектории». В общем виде это движение от явления к сущности, от эмпирических данных к концепции. Поэтому особую и весьма значимую сторону научной парадиг­мы исследователя, его методологического вооружения составляют методы получения эмпирической информации как системы фактических сведений. При этом как фактические сведения следует рассматривать и «событийное» знание, и зафиксированное в «литературе вопроса» знание концептуальное (характеристики и оценки, даваемые другими исследователями журналист­ским явлениям). Поскольку факты — воздух исследователя, то — при неко­торых различиях в отношении и формах работы с фактами теоретиков, исто­риков и социологов — любой исследователь должен владеть эмпирической методологией, начиная с понимания того, что нужно разыскивать, а затем — где искать эмпирический материал и, наконец, как работать с ним.

Факт (лат. factum — сделанное, произошедшее) вовсе не такое простое явление, как порой кажется. И до сих пор (может быть, так будет всегда в си­лу сложности проблемы) семантическое наполнение термина «факт» много­значно. Для исследователя журналистики важны такие его характеристики:

1. Онтологический факт — реальное явление журналистской и околожур­
налистской действительности — все реально бывшее, произошедшее,
все, что есть в действительности, и касается предмета исследования.

2. Документальный факт — онтологический факт, зафиксированный
в каком-то источнике, несущем знание об этом онтологическом фак­
те. Источниками служат разного типа документы — архивные матери­
алы разного характера, публикации воспоминаний, дневников, дан­
ные социологических исследований и т.д. Наряду с этим источниками
концептуальных «фактов» является историография по теме.

3. Гносеологический факт — представление исследователя о «событии»,
зафиксированном в источнике, независимо оттого, сам ли исследова­
тель их получил с помощью тех или иных методик, почерпнул в источ­
никах или работах предшественников. Адекватность этих представле­
ний (соотношение онтологического и гносеологического фактов)
в зависимости от взглядов создателя источников, позиции предшест­
венников и самого исследователя, разумеется, располагается в конти-


нууме от ложного до относительно истинного. «Факты» в источнике могут быть существенными и незначительными, слухами, придуманны­ми, фальсифицированными, пристрастно поданными, смещенными по времени и месту и т.д. и т.п. Особенно это касается исторических све­дений, но не только. Даже социологические данные могут давать не­верную картину.

4. Концептуализированный «факт науки» — отобранные, проверенные и принятые «к работе» как истинные фактические сведения о предме­те исследования. Фактами для исследователя также являются и все оценки, суждения, предложения, содержащиеся в «литературе вопро­са». Они используются (в вариативном соотношении верного, предпо­ложительного, ложного) как «эмпирический «материал», необходи­мый для разработки проблемы и уяснения сущности предмета. Особенно важно знание научно-концептуального характера, призна­ваемое исследователем истинным, на которое можно опереться и ис­пользовать в ходе работы.

Таким образом, в арсенале («под руками») исследователя «на фоне» уже ему известного ранее в ходе исследования обнаруживаются, как иногда го­ворят, «контрфеномены» — данные, не укладывающиеся в известную кон­цепцию; «комплементарные феномены» — вроде бы аномальные данные, но дополняющие картину изучаемого как естественно внутренне им противо­речащие; наконец, полученные самим исследователем абсолютно новые дан­ные — «экстрафеномены».

Взаимосвязь всех «фактических данных» можно представить в таком виде:

онтологический факт— событие

документальный факт— источник

представление исследователя о событии

гносеологический факт —

представления других иссл-ей о событии

отобранные исследователем факты, в том числе и мнимые

концептуализированный (принятый к «работе») факт науки —

Все это — итог источниковедческой работы и изучения историографии, >-* а также, разумеется, самостоятельного эмпирического исследования. База w исследования — все те сведения эмпирического и научно-концептуального II


характера, которые отобраны и осмыслены исследователем со своей пози­ции, и адекватно (или неверно), характеризующие структурные составляю­щие предмета исследования. Научные факты дают основания для уточнения поставленной вначале проблемы, трансформации задач и доформулирова-ния гипотез, а затем являются «базой» и «строительным материалом» при разработке концептуальных выводов.

Таким образом научный факт — граничное образование между собран­ными эмпирическими данными (часто статистически осмысленными) и буду­щим концептуальным осмыслением (решением проблемы и раскрытием сущ­ности предмета). И вся работа исследователя с эмпирическим материалом — определение источников, сбор данных, работа с ним — направлена на уста­новление системы научных фактов, полно представляющих предметную об­ласть и позволяющих решить проблему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.