Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка программы исследования




Оо


Программа исследования — это ясное (по возможности) представление о сущности и структурных частях предстоящей работы над конкретной те­мой. Формирование программы — непростая задача, решение которой свя­зано с умением предвидеть и рассчитывать свои действия, планировать ход работы в условиях неопределенности. А закончив работу, исследователь мо­жет признаться, что вначале он даже «сквозь магический кристалл» научной парадигмы очертания темы и пути ее разработки «еще неясно различал». Но тем важнее составить (и обсудить с коллегами, которым доверяешь) пред­варительный план работы. Впрочем, нельзя не заметить, что первоначальные «поисковые» усилия часто идут без «руля и ветрил» со смутным ощущением, что в этом направлении стоит работать.

Программированию «подлежат» весь цикл работ — от определения темы (сначала кажущейся достаточно ясной) до выводов, рекомендаций и внедре­ния результатов исследования (какими они будут, это представляется внача­ле совершенно неясным). При обдумывании программы, разумеется, активно «работает» принятая научная парадигма. Разработка и фиксация программы требует, представляется такого порядка:

• Общее видение темы, объекта и предмета исследования, его актуаль­
ности для развития научного знания;

• Характеристика сущности проблемной ситуации в науке и практике.
Важно в ситуации видеть свой конкретный предмет (иногда называе­
мого «агент») в широкой среде («реагентов») в их активном взаимо­
действии;

• Выдвижение проблемы, описание ее научной важности и практичес­
кого значения;

• Определение цели и задач («дерева целей») исследования, реализа­
ция которых позволит решить проблему и раскрыть сущность пред­
мета;

• Подбор «литературы вопроса» и ее освоение. Консультации у специа­
листов;

• Формирование предварительных концептуальных подходов;

• Работа с понятийным аппаратом в рамках своего концептуального
подхода («теории среднего уровня»);

• Выдвижение гипотез;

• Определение источников эмпирической информации;

• Выбор методов исследования и решения проблемы. Определение ме­
тодики, техники, процедур;

• Получение эмпирической информации («полевой этап»), ее система­
тизация;

• Концептуальный анализ полученной информации (проверка гипотез).


Мысленный (если возможно, реальный) эксперимент. Верифика­ция — фальсификация;

• Формирование выводов, рекомендаций, областей и путей внедрения
с учетом состояния изученного «агента» и «реагентов» в их взаимо­
действии;

• Характеристика вновь возникших проблем и дальнейших задач иссле­
дований в этой области;

• Создание итогового документа (текста отчета, статьи, диссертации, мо­
нографии);

• Обсуждение полученных результатов в научном сообществе и даль­
нейших шагов в исследовательской деятельности.

Конечно, данная характеристика программы — лишь определение прин­ципиальных «вех» на пути исследования. В ходе работы программа и поря­док ее реализации будут уточняться. При этом большую роль будет играть уточняющаяся научная парадигма исследователя.

Следующая методологическая проблема — группа вопросов о процессу­альной структуре исследования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.