Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и виды проблем




Si-со

OJ

Проблемная ситуация в СМИ и науке о журналистике

Источник и основание постановки проблемы — проблемная ситуация в объектно-предметной области. Проблемная ситуация, привлекшая внима­ние исследователя, — сильный психологический раздражитель, заставляю­щий сосредоточиться на ней и отвлечься от других областей научного инте­реса, мобилизовать и привести в «рабочее состояние» все релевантные составляющие научной парадигмы.

Проблемная ситуация с объективной стороны — это, во-первых, «сбои» в состоянии и деятельности СМИ, трудности и угрозы ее нормальному функ­ционированию и развитию в том секторе, который интересует исследовате­ля. Во-вторых, это недостатки (противоречия, лакуны, «разномыслие», не­адекватное (неполное, неточное, неверное и т.д.) осмысление в науке этого сектора явлений журналистики и/или несоответствие имеющихся концеп­ций фактам. С субъективной — осознание с позиции исследователя неурав­новешенности в интересующей его сфере журналистики, которая (неуравно­вешенность) в конечном счете порождена объективными нуждами развития СМИ (хотя объективные нужды могут приобретать в сознании исследователя в зависимости от его позиции самые разные формы). «Неуравновешенность» эта видится исследователем как совокупность «сбоев», угроз и трудностей, рассматриваемых как противоречие между потребностями нормальной (с его точки зрения) деятельности СМИ и их реальным состоянием. «Ликвидации» этих недостатков и противоречий можно добиться только с помощью нового знания о ситуации и, затем, разработкой предложений по оптимизации поло­жения дел как в науке, так и практике.

Обнаруживается проблемная ситуация как путем собственных наблюде­ний исследователя над журналистской практикой, так и через рассмотрение




имеющихся разработок, документальных источников, саморефлексии журна­листов, историографии.

Изучение «литературы вопроса» и журналистской практики в свете при­нятой исследователем научной парадигмы дает возможность зафиксировать представления о достоинствах, недостатках в имеющихся разработках, воз­никающих вопросах, проблемах и т.д. Для определения «проблемной ситуа­ции» при изучении «литературы вопроса» следует делать «заметки» по пово­ду позиций других исследователей, их методологических подходов, используемого эмпирического материала и его представления в работах, ин­терпретирующих характеристик и выводов, их прагматической ценности для современной науки, практики журналистики, преподавания. А затем систе­матизировать эти «заметки», не забывая о своеобразии (иногда разитель­ном) подходов и решений разных исследователей. Основные характеристи­ки можно представить в таком перечислении:

• Мера и характер определения исследователями актуальности темы,
предмета, проблемы исследования для современной журналистики
и преподавания различных дисциплин

• Особенности их понимания проблемной ситуации в науке и/или жур­
налистике

• Характер (и мера верности) исходных концептуальных подходов, цен­
ностных ориентации исследователей

• Знание и характер использования имеющихся по теме работ в их кон­
цептуальных и эмпирических сторонах

• Характер и форма постановки проблемы и определение теоретико-
методологических средств ее разработки

• Достоверность, полнота, валидность, надежность, репрезентативность
эмпирического материала

• «Работоспособность» принятых методологических средств, адекват­
ность их применения в анализе проблемной ситуации

• Приемы и ход интерпретации полученных результатов

• Своеобразие вед~ения темы, способы, достаточность и мера убеди­
тельности аргументации (концептуальной и эмпирической)

• Адекватность, ясность и непротиворечивость заключающей концепту­
альной разработки предметно-проблемной задачи исследования
в перспективе проникновения в сущность изучаемого предмета

• Вопросы, которые исследователи в силу тех или иных причин остави­
ли «открытыми» как бы в наследство продолжателям

Разумеется, в каждом конкретном случае результаты анализа «литерату­ры вопроса» по поводу «проблемной ситуации» могут привести к выдвиже­нию дополнительных характеристик (хотя меньше перечисленных их быть не может — иначе важные аспекты проблемной ситуации окажутся вне поля зрения исследователя). В частности, поскольку исследователь СМИ не может


обойтись без обращения к личностным характеристикам субъектов журна­листской деятельности, то важно понять, как по-разному трактовался в ис­следованиях вообще «человеческий фактор» и как рисовались и оценива­лись конкретные фигуры.

Рассмотренная через призму «литературы вопроса» и собственные на­чальные наработки «проблемная ситуация» в связи с особенностями разных подходов и решений дает возможность сначала по каждой отдельной рабо­те, а затем и в целом составить сводное представление о составляющих про­блемной ситуации как бы в виде матрицы:

 

 

составляющие проблемной ситуации суждения исследователей с комментариями
полож. отри цат. вопрос пробл. лакуна
           
           
           
.          
.          
п          

При этом различающиеся подходы и характеристики проблемной ситуа­ции в каждом из различных исследований важно постараться увидеть как структурно организованное представление того или иного исследователя. Это не всегда, правда, получится — как по причине отсутствия этой целост­ности в рассматриваемой работе, так и в силу собственной аналитической «недостаточности». И к любым «построениям» поначалу следует относиться толерантно, без предубеждений. Даже тогда, когда, кажется, случайности возводятся в ранг закономерностей (и наоборот), а кажущиеся ошибочными решения и поступки признаются необходимо верными. Все это трудно, по­скольку принятая парадигма «настраивает» на критику с самого начала. Но может быть в результате дальнейшего исследования нужно будет менять что-то и в своей исследовательской парадигме? Вместе с тем начальная то­лерантность — не вечна: исследование покажет, что стоит принимать, что от­вергать, а что трансформировать при построении своей концепции.

Характер осознания проблемной ситуации в практике и/или науке — ос­нование для выдвижения и формулирования проблемы. Понять проблему — значит выяснить, в чем затруднение для понимания сущности предмета.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.