Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанровые формы представления результатов




Oo

Л

Оо



Поэтому-то издаются реферативные сборники (институтами научной инфор­мации, библиотеками, другими организациями, имеющими доступ к необходи­мой специалистам «литературе вопроса»). Существуют и в научных журналах разделы, где реферируются книги и статьи по их профилю. Разумеется, каж­дый раз дается точное библиографическое описание реферируемой литера­туры. Специалист, знакомящийся с грамотно составленной реферативной ин­формацией, имеет возможность использовать ее как непосредственно (с соответствующими ссылками), так и обратиться к первоисточникам, если они ему полезны для работы, но неизвестны по том или иным причинам.

Дискуссионное (лат. discussio — рассмотрение, исследование) изложе­ние — представление собственных разработок (прямого изложения) с де­монстрацией результатов тщательного анализа «литературы вопроса» при ак­тивном — рецензионного типа — обсуждении достоинств и недостатков работ коллег, часто в споре с ними. Такое изложение также содержит много ссылок и прямых цитат из «чужих» работ. Но главное — представление и обоснование собственной концепции. При этом в «свой» текст включаются «чужие» позитивные наработки при критическом «отсечении» негативных. Сточки зрения разработанной концепции исследователя критически рассма­триваются иные парадигмальные подходы и, соответственно, представленный в этих разработках характер и состав эмпирического материала, интерпрета­ция фактов, предлагаемые характеристики и оценки сущности изучаемого яв­ления журналистики, выводы и рекомендации для теоретического и практи­ческого использования. Разумеется, критика должна быть конструктивной, а отношение к коллегам максимально толерантным. Спор «наотмашь» в прин­ципе недостоин серьезного исследователя за исключением редких случаев, когда приходится сталкиваться с нарочитой недобросовестностью.

Проблемное изложение (в каком-то смысле близкое к дискуссионному) предполагает акцент на демонстрацию «приключений мысли» исследователя. Основа — изложение путей, которым он шел к формированию своей концеп­ции и выработал свой взгляд на сущность предмета изучения. Тут требуется смелость в показе перемен своего видения проблемной ситуации, в определе­нии и трансформации проблемы, системы гипотез, отборе и применении ме­тодологии, методики и техники исследования, движении эмпирических про­цедур и интерпретации полученных данных. Важно показать, как двигалась собственная мысль в ходе солилоквиума, самокритики и аналитической рабо­ты с «литературой вопроса». Исследователям далеко не всегда хочется «от­крывать» для «других» внутренний процесс работы. Но присущая такому типу изложения самокритичность в сочетании с возможными и часто необходимы­ми изменениями (+ на - и наоборот) в критическом отношении к работам кол­лег чрезвычайно полезна для науки. Проблемное изложение обладает боль­шей убеждающей силой, а кроме того указывает на «тупики», которых могут избежать идущие вслед исследователи. И является своего рода «учебным


 


пособием» для них. Конечно, это самый сложный по выполнению и требую­щий большого объема способ изложения. Но едва ли не самый ценный.

Разумеется, «чистые» типы изложения встречаются чрезвычайно редко. Каждая серьезная работа уникальна, и тем значительна. И исследователю каждый раз приходится решать, как именно представить полученные им ре­зультаты. Это тоже творчески-методологическая проблема.

Жанровые формы представления результатов исследования также мно­гообразны. «Выход» исследователя с полученными в ходе работы материала­ми «на аудиторию» происходит как в устном, так и в письменном вариантах

предлагаемого текста.

Устные выступления по результатам исследования имеют своей основой, разумеется, какие-то письменные тексты различного характера.

Сообщения, выступления, доклады родственны между собой, хотя каж­дый имеет свои особенности. Сообщения делаются в кругу коллег по относи­тельно частному вопросу исследования — по его теме или замыслу, источни­кам (историографии) или подходам, собранным эмпирическим данным или разрабатываемым идеям. Как и другие устные формы, чаще всего сообщение рассчитано на «отчетное» информирование коллег и их замечания и оценки, чтобы продолжение работы шло с их учетом. Для работников, принадлежа­щих к кругу общения исследователя (и вообще специалистов данной сферы), важны даже такие «частные» сообщения, в которых обсуждается использо­вание (тут часто царит произвол) и определяется хотя бы «рабочее» содер­жание терминов. Например, «модным» понятием стала «интеграция», но ис­пользуется оно без определения и произвольно. То же касается понятий «манипуляция», «коммуникация», «пропаганда», даже «информация» и мн. др. Доклады имеют более широкую базу и завершенный характер — это краткое изложение (экспозе) всех сторон проделанной работы — от поста­новки темы и проблемы до концептуальных выводов и рекомендаций. Они делаются как «в своем кругу» (на заседании кафедры, отдела, лаборатории, совета), так для более широкого круга аудитории — на конференциях, сим­позиумах, других ученых собраниях. Доклады при хорошей организации ра­боты собрания вызывают вопросы, реплики, замечания, предложения, и в ре­зультате как позитивные наработки, так и нерешенные проблемы, обозначенные докладчиком и выступавшими в ходе обсуждения, оказывают­ся достоянием научного сообщества, полезными как исследователю, так | и коллегам, работающим в этой или близких сферах исследований журналис- i-> тики. Обязательны доклады (разных уровней) при подготовке курсовых --J и дипломных работ, диссертаций. Выступления, основанные на накопленных II


 


знаниях исследователя, чаще всего связаны с «вмешательством» в обсужде­ние докладов других исследователей и содержат вопросы, критические и по­зитивные замечания, конструктивные предложения по обсуждаемой теме. Впрочем, выступления могут носить и самостоятельный характер (близкий сообщению и докладу). Особенно часто выступления оказываются своего рода «предисловиями» и «послесловиями» при защите дипломных и диссер­тационных работ, рукописей книг и монографий. Выступления всех участни­ков в таких ситуациях учитываются при итоговой оценке защищаемой рабо­ты, поэтому и требуют особенно обдуманного характера.

К устным формам относятся и выступления в ходе дискуссий (лат. discus-sio — рассмотрение, исследование) — внутриорганизационных и публичных обсуждений актуальных и недостаточно проясненных проблем журналисти­ки. «Нужно ли журналистам геополитическое мышление и в чем оно заклю­чается?» «Какова сущность и как определить пути оптимизации информаци­онного пространства?» «Что такое "диалогическое взаимодействие" в журналистике и каковы теоретические, логические, психологические осно­вы и трудности ведения диалога?»

Дискуссии могут быть спонтанными, возникать в ходе обсуждения докла­дов, курсовых, дипломных, диссертационных работ, если участники заседания наталкиваются на непреодоленные трудности и неартикулированно представ­ленные проблемы и их решения. Хорошо организованные дискуссии обычно начинаются со специально подготовленных и полемически выстроенных до­кладов и содокладов, дающих пищу участникам для размышления, сопоставле­ния со своими представлениями и целенаправленного обсуждения на базе во­просов, реплик, выступлений. Ход такой дискуссии есть своего рода brain attack — «мозговой штурм» участников. При этом не только допустимы, но и приветствуются «вольные» суждения, фантастические предложения, идеи от «адвоката дьявола», лишь бы они способствовали раскованности и активно­сти мыслительного процесса у дискутантов, вынужденных ввязываться в поле­мический «бой», и стимулировали поиски решения поставленной проблемы. Важна открытость мысли и слова участников, настроенность на конструктив­ный исход, а не на утверждение своего мнения «во что бы то ни стало».

Далеко не часто дискуссии заканчиваются «завершенным» решением, но всегда (при хорошей организации, активно-конструктивном ведении со стороны руководителя-модератора и толерантной настроенности дискутан­тов на поиск решения) продвигают к большей определенности в понимании проблемы и путей ее решения. Разумеется, бывает и,так — «поговорили и разошлись». Но поскольку решения нет, а проблема «висит в воздухе», || дискуссия неизбежно возобновится — ведь настроенные на поиск решения оо (а можно ли думать о подлинных исследователях иначе) будут «поодиночке» <-" думать над проблемой. И когда-то «сойдутся» для нового обсуждения. Хотя II после незавершенной дискуссии один из участников может взять на себя


труд подвести предварительный итог и в одиночку двигаться дальше, учиты­вая сказанное в ее процессе.

Конечно, хорошая подготовка к устному выступлению предполагает со­здание каких-то «заготовок» в письменной форме.

Наиболее просто подобрать совокупность листков кумулятивного кон­спекта по теме как опору для сообщения или доклада. Но там оказывается обычно много «лишнего» и не всегда есть все «необходимое». Поэтому луч­ше составить тезисы (греч. thesis — положение, утверждение) или кон­спект (лат. conspectus — обзор) будущего выступления.

Тезисы — основные концептуальные и фактические утверждения (при­том не только позитивные, но и критические, полемические, проблемные), построенные по строгому порядку и потому обычно пронумерованные. Они формулируются кратко, порой в явно гипотетической форме, требующей по­следующих доказательств. Тезисы задают логически выверенный порядок устного выступления. Конечно, в ходе дебатов возможен и часто необходим отказ от одних, изменение других, внесение дополнительных по ходу обсуж­дения. Тезисы до выступления (а также и — в уточненном виде после него) часто распространяются как отдельными текстами, так и в сборниках тези­сов. Таким образом, тезисы — едва ли не первоначальная публикация по ре­зультатам исследования (иногда с учетом суждений и предложений участни­ков обсуждения, если тезисы публикуют после дискуссии).

Конспект — также чаще всего «материализованная» в письменном текс­те подготовка к выступлению. Но отличается от тезисов связным характером с указанием и обоснованием перехода от одного утверждения к другому и акцентом на заключительные обобщения и выводы. Конспекты этого рода надо отличать от подготовительных материалов — в учебных заведениях в ходе обучения конспектируют лекции, учебные пособия, рекомендуемые книги и статьи. А на собраниях, конференциях, симпозиумах конспектируют основные положения выступлений, делая по ходу различные маргиналии (заметки на полях) — вопросы, замечания, выделяя тезисы, которые слуша­тель хотел бы поднять в ходе дискуссии. В ходе изучения исследователем над «литературой вопроса» также ведутся конспекты. Иногда это «связное» изложение наиболее важного для него материала книги, статьи, диссертаций и т.д. Но наиболее полезной формой такой «обработки» прочитанного — ку­мулятивный конспект. Конспекты (даже «учебные») нужны не только как подготовка к занятиям и отчет перед преподавателем и не только как мате­риал для будущего выступления, но и как «накопление информации» для своей дальнейшей работы (+, -, =,? и т.д.).

Конспекты своих выступлений и личные кумулятивные конспекты часто служат основой для подготовки статей.

Реферат (лат referre — докладывать, сообщать) также одна из первоначаль­ных и «простых» жанровых форм, изначально письменная, хотя написанный





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.