Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автомобильный транспорт. В автомобильном транспорте здоровый оптимизм внушает стабильное развитие частных и акционерных предприятий




 

 

В автомобильном транспорте здоровый оптимизм внушает стабильное развитие частных и акционерных предприятий, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. Относительно невысокая стоимость одной транспортной единицы и быстрая окупаемость способствуют более стабильному развитию данного вида транспорта.

Но все эти перспективы упираются в одну из главных проблем России – отсутствие хороших дорог. Высказывание, что «в России нет дорог, а есть только направления» с каждым годом становится только актуальнее.

Общая протяженность российских автодорог составляет около 900 тыс. км. Назвать её достаточной вряд ли возможно. Так во Франции протяженность автодорог общего пользования составляет более 950 тыс. км, а в США – 3,6 млн. км. Поэтому говорить о приемлемой густоте автодорог в России не приходится. Она крайне низка и в среднем по стране составляет 67 км/1000 кв.км. При этом показатели западного и зауральского регионов резко различаются. Так средняя плотность автомобильных дорог России на 1000 кв. км территории меняясь от 184 км в Центральном федеральном округе до 5,5 км в Дальневосточном федеральном округе.

В то же время плотность автомобильных дорог на 1000 км площади территории страны составляет во Франции и Германии 1800-1830 км, в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Индии – 1070-1175 км, США – 670 км, то есть в 10-25 раз больше по сравнению с Российской Федерацией. В России протяженность дорог с твердым покрытием на 1000 км территории в 20 раз ниже, чем в Европе, и в 10 раз – чем в Канаде. По значению плотности автодорог на 1000 жителей Россия в 2-3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии и другим странам. Так в Российской Федерации она составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но в разы меньше чем во Франции - 15,1 км, в США - около 13 км, в Финляндии - около 10 км.

По заявлению президента Торгово-промышленной палаты России Евгения Примакова 70% (почти 50 тыс.) населенных пунктов России, где проживают 12 млн. человек, не имеют связи с сетью дорог общего пользования. Такая картина наиболее характерна для северных регионов, а так же Сибири и Дальнего Востока. Люди лишены возможности оказания квалифицированной медицинской помощи, получения образования, доступа к необходимым потребительским товарам и продуктам…. Нарушается их конституционное право на свободу передвижения! И уж тем более не идет речи об инвестиционной привлекательности данных регионов. Такие регионы как Камчатка, Магадан, Чукотка не имеют выхода на общероссийскую сеть дорог, а ведь они не являются островными территориями!

Кроме того, в стране крайне низок процент автодорог с улучшенным покрытием. Протяженность грунтовых дорог в РФ составляет около 220 тыс. км (24% от общей протяженности дорог), движение по этим дорогам крайне затруднительно в осенне-весенний период, что вызывает значительные потери (особенно у сельскохозяйственных предприятий) и ведет к возрастанию транспортных издержек в 3-4 раза.

До сих пор в качестве основного материала дорожных покрытий используется асфальт на основе битумных смесей. Хотя данное дорожное покрытие имеет крайне низкие эксплуатационные показатели. А максимальный срок службы его не превышает 15 лет. Внедрение же усовершенствованных видов асфальтовых смесей идёт крайне медленно, так как для этого необходимо освоение производства различных дополнительных компонентов и применения другой дорожной техники. Отсутствие отечественных аналогов ведет к закупкам у зарубежных фирм, что крайне негативно сказывается на стоимости одного километра дорог.

Применение бетонных смесей при строительстве дорог ведётся только на трассах федерального значения, что явно не достаточно. Так как данная технология позволяет не только повысить потребительские свойства строящихся магистралей, но и в разы увеличить срок их эксплуатации.

Необходимо учесть постоянный износ дорожного покрытия, мостов, тоннелей и т.д.. По данным Росавтодора протяженность участков территориальных дорог, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет более 76% от общей протяженности сети. То есть фактически в капитальном ремонте или полной реконструкции нуждаются 670 тыс. км российских дорог (в 2008 году было отремонтировано «аж» 5 тыс. км автодорог). Суммы необходимые для финансирования данных ремонтных работ и выделяемые из бюджетов различного уровня крайне малы и не превышают 50% потребности. И эта проблема с каждым годом растёт как снежный ком.

Из-за крайне низкого качества автодорог средняя техническая скорость движения автотранспорта на междугородних направлениях не превышает 75 км/ч. Но на самом деле она ещё ниже, так как большинство автомобильных дорог проходит через населенные пункты, где скорость ограничивается 40-60км/ч. Кроме того, скорость на трассах, даже с улучшенным дорожным покрытием, законодательно ограничивается 90 км/ч. Вот и получается, что средняя фактическая скорость автотранспорта да же на трассах федерального значения не превышает 65 км/ч (проверено автором на трассе федерального значения Москва-Владивосток на участке Белогорск-Владивосток летом 2009 года). В зимнее же время эта скорость падает еще в несколько раз в связи с катастрофической нехваткой обслуживающей дорожной техники и крайне низкого уровня финансирования дорожных служб из местных бюджетов. О какой рентабельности автомобильных перевозок может идти речь?

Из-за крайне низких эксплуатационных показателей дорог местного значения основная тяжесть перевозок перешла на дороги федерального значения. Более 40% грузопассажирских перевозок выполняют дороги протяженностью 48,8 тыс. километров, это менее 5% от дорожной сети страны. Столь резкий рост нагрузок в совокупности с общей тенденцией роста осевой нагрузки на грузовом транспорте ведет к резкому износу дорожного покрытия и общему сокращению срока эксплуатации автомагистралей.

Не намного лучше обстоят дела и с подвижным составом. Более 50% процентов автотранспорта в стране имеет срок эксплуатации более 10 лет. Особенно актуальна данная проблема для грузового транспорта, занимающегося международными перевозками. Ситуацию ещё больше усугубляет массовый ввоз в страну подержанных иномарок. И хотя их качество зачастую намного выше отечественных аналогов (если таковые вообще имеются), да же после значительного срока эксплуатации (10-15 лет), сути это не меняет. Если учесть все большее ужесточение экологических норм, прежде всего в Европе, то Россия рискует в недалеком будущем потерять все свои и так не радужные позиции в международных перевозках. Исключение, правда, могут составить перевозки в странах бывшего СССР, но только за счет того, что положение у них еще хуже.

Ещё более эту ситуацию усугубляет крайне низкое качество автомобильного топлива и его высокая стоимость. Массовый характер приняли повышение октанового числа топлива при помощи различных присадок и добавок на автозаправках. Об отвратительном качестве дизельного топлива и его крайне высоких ценах (особенно в периоды активных сельхоз работ) написано немало статей.

По словам председателя комитета Государственной думы по транспорту Сергея Шишкарёва, лишь 8,9% продаваемого в России топлива соответствует экологическим стандартам Евро-3, 53,8% соответствует «Евро-2», а 35% бензина не соответствует вообще никаким нормам. Остальные жалкие 2,3% приходятся на топливо класса Евро-4. Российское правительство было вынуждено отказаться от запрета производства НПЗ автомобильного топлива стандарта «Евро-2». Так как по утверждению президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаль, 90% наших НПЗ не готовы сегодня к переходу на «третий» евростандарт. Вопрос – на что же идут прибыли этих предприятий и сколько они ещё будут «готовиться»? Да и имеют ли они вообще такое желание? Ведь сверх прибыли важнее!

Из-за сильного износа общественного транспорта резко выросла доля ДТП с его участием, причем с очень тяжелыми последствиями. Обновление же идет крайне медленно не только в связи с высокой стоимостью одной транспортной единицы – прежде всего автобуса, но и убыточностью автотранспортных предприятий, не регулярностью дотационных поступлений, крайне низкой наполняемости местных бюджетов, несовершенства законов и нормативных актов (прежде всего налоговых) и т. д..

В связи со всем выше перечисленным сумма прямых потерь и упущенной выгоды в РФ на автомобильном транспорте ежегодно превышает 500 млрд. рублей (10% годового бюджета!), а прямые потери от дорожно-транспортных происшествий - 80 млрд. рублей. На дорогах России ежегодно гибнет более 30 тыс. человек, а количество пострадавших по разным оценкам превышает полмиллиона человек. И эта печальная статистика с каждым годом не улучшается.

По самым скромным подсчетам для успешного развития автомобильного транспорта Россия нуждается в строительстве 1 млн. км автодорог. Если да же предположить (теоретически), что мы сохраним «сумасшедшие темпы» строительства автодорог весьма удачного для нас 2008 финансового года – 2300 км, то построим мы необходимые нам автотрассы через…434 года. Будет ли для кого строить к тому времени? Если же говорить о темпах 2009 года – 450 км новых автодорог, нам не светит и такая «радужная» перспектива.

На скорость автомобильных перевозок, а следовательно и их конкурентно способность, влияет огромное количество факторов. И качество автодорог имеет здесь первостепенное значение. Но даже на перспективных скоростных автомагистралях максимальная скорость не будет превышать 160 км/ч. (К 2025 году количество таких трасс планируется довести «аж» до 1,5-2% от протяженности дорог с улучшенным покрытием.) На автомагистралях федерального значения с улучшенным дорожным покрытием разрешённая скорость будет достигать 120 км/ч. На всех остальных техническим регламентом будет разрешена скорость не более 90 км/ч.

Все более и более возрастают экологические требования. Прежде всего, к загрязнению окружающей среды вредными выбросами и шумом. Автомобильный выхлоп содержит около 20 канцерогенных и 120 токсичных веществ и соединений. О качестве выпускаемого в России топлива говорилось ранее. А с нашей законодательной базой нам ещё долго дышать всем этим «букетом». Кто учтёт в общих потерях нашей экономики рост онкологических, легочных и сердечнососудистых заболеваний от выбросов автомобильного транспорта? И имеется ли вообще такая статистика?

Есть и другой немаловажный фактор – отчуждение под данные транспортные магистрали столь дефицитных сейчас земельных угодий. Ведь 1км автотрассы «поглощает» от 3 га (автодорога) до 8 га (скоростная автомагистраль) земли. И в большинстве своём это очень ценные земли, прежде всего сельскохозяйственного значения. На нашей планете автодороги «съели» более 50 млн. га земли (территория ФРГ и Великобритании вместе взятые). А ведь земля сегодня имеет свою немалую стоимость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.