Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика суждения. Из двух или нескольких классов при помощи логических операций могут быть образованы новые классы




Операции с классами.

 

Из двух или нескольких классов при помощи логических операций могут быть образованы новые классы. К операциям относят: объединение классов (сложение), пересечение (умножение) и образование дополнения к классу (отрицание).

Обозначения:

А, В, С, … - произвольные классы

1 – универсальный класс

0 – нулевой класс (пустой)

È - объединение классов (сложение)

Ç - пересечение классов (умножение)

А’ (не-А) – дополнение к классу А (отрицание)

Используются круговые схемы, универсальный класс – прямоугольник.

Операция объединения состоит в объединении двух или нескольких классов в один состоящий из элементов слагаемых классов. АÈВ.

А – больной и неА – не больной – вместе человек – универсальный класс.

 
 

 

 


А – юрист, В – депутат.

 
 

 


А – юрист, В – следователь.

Операция пересечения (умножения) – состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов. АÇВ.

 
 

 

 


А – юрист, В – депутат, С – участник ВОВ.

Следователь и адвокат – пустой класс.

Образование дополнения (отрицание) – дополнением к классу А называется класс не-А, который при сложении с А образует универсальную область, или универсальный класс и обозначается знаком 1. АÈА’=1. Чтобы образовать дополнения, нужно класс А исключить из универсального класса: 1- А=А’. Например: исключаем адвокатов из универсального класса юристов и образуем дополнение множество юристов-неадвокатов.

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Что такое понятие?
  2. Какие признаки предмета являются существенными?
  3. Охарактеризуйте основные приемы образования понятий.
  4. дайте определение содержанию и объему понятия. В каком отношении они друг к другу находятся?
  5. Назовите виды понятий и охарактеризуйте их.
  6. Подберите примеры и изобразите на круговых схемах отношения между сравнимыми понятиями: а) совместимыми; б) несовместимыми.
  7. Какова роль понятий в познании.
  8. В чем суть логических операций обобщения и ограничения понятий?
  9. В чем сущность и практическое значение логических операций обобщения и ограничения понятий?
  10. Что такое определение понятия (дефиниция)? Укажите виды определения.
  11. Как строится определение через род и видовое отличие? Каковы его правила и ошибки, связанные с их нарушением?
  12. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением.
  13. Что такое деление понятия? Укажите виды деления.
  14. Каким правилам подчиняется операция деления, какие логические ошибки возникают при их нарушении?
  15. Что такое классификация?
  16. В чем состоит значение определения и деления понятий в научной и практической деятельности?
  17. Что представляют собой логические операции с классами?

Литература.

1. Бартон В.И. Логика: Учеб. пособие. – Мн., 2001. Гл. II.

2. Гетманова А.Д. Логика. – М., 2002. Гл.II.§ 5-7.

3. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1998. Гл. III.

5. Логика/ Под ред. В.Ф. Беркова. – Мн., 2002. Гл.II.

6. Сборник упражнений по логике. – Мн., 1990. Гл.II.§ 8-12.

7. Свинцов В.И. Логика. – М., 1987. Гл.II.§ 12-23.

8. Формальная логика. – Л., 1987. Гл.I.§ 5.

 

 

Глава 3. Суждение.

 

Познать – значит установить связь между предметами и признаками. Эти связи отражаются в мышлении в форме суждений, представляющих собой связь понятий. Например: Петров – друг Иванова.

1. В суждении связи выражаются посредством утверждения или отрицания.

2. Суждение может быть истинным или ложным. Истинным называется суждение, в котором связь, существующая в действительности, утверждается или отрицается связь, не существующая в действительности. Ложным называется суждением, в котором утверждается связь, не существующая в действительности, или отрицается существующая в действительности связь. Другими словами суждения, реально отражающие предмет и его свойства, будут являться истинными, а неадекватно отражающими – ложными. Например: астрология – наука. Убийство не является преступлением.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

3. Формой выражения суждения является повествовательное предложение.

Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке, так как язык служит средством для умозаключения. Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Суждение – это сочетание слов или имен, предложение – словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен. Согласно номиналистам, то о чем мы, что-либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов, что является неверным. Всякое суждение выражается в предложении, однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение. В то же время не всякое предложение может выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают логических отношений.

4. Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух понятий: двух терминов суждений: субъекта S (предмет суждения) и предиката P (признака предмета).

В состав суждения включается связка элемент суждения, который соединяет оба термина, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака (выражается словами: есть, суть, является и т.д.).

5. Различие между суждением и предложением состоит в том, что грамматический строй предложения в разных языках различен, а логическая структура суждения одинакова, не зависима от его выражения в том или ином языке.

6. В суждениях имеется не всегда выразимый элемент, отражающий количественную характеристику, его называют «квантор» суждения. В языке он выражается словами «все», «без исключения», «каждый», «многие», «часть». Например: «часть S есть P», «все S суть P». В соответствии с количественными и качественными показателями элементов суждений, последние подразделяются на несколько видов. По числу субъектов и предикатов суждения делятся на простые и сложные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.