Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как узнать, почему кто-то что-либо делает (не делает)




Уточняющий вопрос, или как переспросить собеседника.

Умение возразить собеседнику.

Ответ на просьбу что-нибудь сделать.

Темы для общения, предлагаемые ребенку

Каждая тема отрабатывается на двух-трех занятиях. Если ребенок начал использовать предложенные стерео­типные ответы хотя бы на уроке, можно переходить к от­работке следующих типов фраз. Уже усвоенные речевые формы нужно обязательно закреплять в ситуациях семейного общения. В речевые штампы постепенно добавляют­ся названия других предметов, с которыми играет (мани­пулирует) ребенок.

— Нарисуй мне, пожалуйста, кошку.

— Хорошо, нарисую.

— Построй мне, пожалуйста,башню.

— Хорошо, построю.

Подстановка наречий «сейчас», «потом»

Построй мне, пожалуйста, поезд.

— Хорошо, сейчас построю башню, потом — поезд.

— Мы пришли в магазин.

— Неправда, мы пришли на занятия.

— Ты нарисовал круг.

— Неправда, я нарисовал квадрат.

Чтобы преодолеть «застревание» ребенка на этапе пассивного приобретения слов путем эхолаличного их повто­рения, в ситуацию общения как можно раньше вводятся уточняющие вопросы. Учитывая то, что в условиях хоро­шего эмоционального контакта дети II группы РДА могут адекватно перенимать интонацию собеседника, наиболее предпочтительной оказывается вопросно-ответная форма речевого общения. Для преодоления затруднений в вы­ражении временных отношений отрабатываются понятия «год», «месяц», «неделя» и т.д., а также стимулируется ис­пользование различных глагольных форм.

Временные понятия: «год», «месяц», «неделя» и т.д. Употребление предлога «через».

— Мама, что здесь строят?

— Здесь строят дом.

— Дом? А когда он будетготов?

— Через год.

— Мама, что ты варишь?

— Борщ.

— Борщ? Скоро он будет готов?

— Через час.

4. Будущее время. Образование форм будущего времени: сложного и простого. Употребление личных местоимений. Наречия времени: «завтра», «сегодня».

— Я буду читать сказки. — Я почитаю сказки сегодня вечером.

— Ты будешь есть кашу. — Ты поешь кашу завтра.

— Он будет купаться. — Он искупается завтра.

— Она будет спать. — Она поспит сегодня ночью.

— Мы будем гулять. — Мы погуляем завтра.

— Вы будете играть. — Вы поиграете сегодня днем.

Особое место в диалогах занимает использование мес­тоимений, так как для детей данной группы характерна значительная задержка и нарушение употребления всех разрядов (а особенно личных) местоимений.

Вопросительное наречие «почему». Сложноподчиненное предложение с придаточным причины (союз «потому что»).

— Почему ты не ешь яблоки?

— Потому что я не хочу.

— Почему ты не рисуешь?

— Потому что я играю.

— Почему ты не читаешь?

— Потому что я хочу смотреть телевизор.

6. Кто что умеет (не умеет) делать. Вопросительное на­речие «почему», союз «потому что».

— Почему ты не танцуешь?

— Я не умею танцевать.

— Почему ты любишь петь?

— Потому что я умею хорошо петь.

Большую роль для детей, склонных к выраженному стереотипному поведению, играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определен­номконтексте. Их затрудняет понимание смысла предло­жения при изменении форм и порядка слов, не всегда воспринимается ими смысл грамматических конструкций. В ряде случаев дети не понимают слегка усложнен­ных заданий. При возникновении подобных затруднений, следует вернуться на предыдущий этап работы и, меняя инструкцию буквально по одному слову, постараться предельно детализировать действия в той или иной ситуа­ции, обращая особое внимание на наглядность. Так как параллельно с развитием коммуникативных форм речи ребенок обучается глобальному чтению, большую пользу на занятиях приносит использование таблиц. Таблицы печатаются крупно, с выделением цветным шрифтом клю­чевых слов. Слова, которые должен использовать ребенок, выносятся на отдельные карточки.



7. Как уточнить, о чем идет речь. Окончания имен при­лагательных мужского, женского и среднего рода в вини­тельном падеже единственного числа. Вопросительные местоимения «какой», «какая», «какое».

 

Род Именительный падеж Винительный падеж
  Мужской Какой? Это красный шар. Синий троллейбус. Саша купил какой? Красный шар. Синий шар.
  Средний   Какое? Это красное яблоко. Синее пальто.     Оля взяла какое? Красное яблоко. Мама купила какое? Синее пальто.
  Женский Какая? Это красная машина. Синяя ракета. Антон нарисовал какую? Красную машину. Синюю ракету.

 

Какой шар, матрешку хочет купить кто-нибудь.

— Посмотри, какие красивые шары! Я хочу купить один шар.

— Какой?

— Синий.

— Я хочу нарисовать яблоки.

— Какие тебе нужны карандаши?

— Красный и желтый.

8. Как уточнить, о чем идет речь (продолжение). Зави­симость окончаний прилагательных от категорий одушев­ленности и неодушевленности.

 

Прилагательные в винительном падеже единственного числа
Род Неодушевленный. Существительное. Что?   Одушевленный. Существительное. Кто?
  Мужской Какой? Саша увидел новый самолет. Ира купила синий портфель. Какого? Саша увидел нового товарища. Ира купила синего попугая.
  Женский   Какую? Оля нарисовала большую синюю машину.   Какую? Оля нарисовала большую синюю птицу.

 

— Какого ты гладишькота?

— Большого, рыжего.

— Какой ты рисуешь дом?

— Высокий, желтый.

9. Как уточнить с помощью местоимений, о чем идет речь. Притяжательные и указательные местоимения в ви­нительном падеже единственного и множественного числа. Употребление предлога «рядом с».

— На какого медведя ты хочешь посмотреть?

— Вот на этого, белого.

— Какую лису ты видел?

— Вот эту, рыжую.

— Где твоя мама?

— Моя мама рядом со мной.

— Где ваша (ваш) дочка (сын)?

— Моя дочка (сын) рядом со мной.

И т. д. Со всеми местоимениями по таблице.

 

Именительный падеж Винительный падеж
Мужской род Женский род Мужской род Женский род
мой твой его наш ваш их этот моя твоя ее наша ваша их эта моего твоего его нашего вашего их этого мою твою ее нашу вашу их эту

 

10. Кто кому помогает. Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «по­могать».

— Это наша комната. В комнате беспорядок.

— Я помогаю бабушке наводить порядок.

Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.

 

Помогать Кому? Что делать?
Я помогаю Ты помогаешь Они помогают мне, тебе, ему маме, папе Ивану собирать грибы рисовать работать

11. Как обозначить неопределенное количество предме­тов. Слова «много», «мало».

— У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т.п.

Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числитель­ных 5—20 и слов «много», «мало».

— На улице много машин.

— Мама купила 6 открыток.

— Папа принес 10 яблок.

— У меня мало машинок.

— В коробке 16 кубиков.

— На дереве много птиц.

12. Кто чем занимается в свободное время. Спряжение глагола «заниматься».

— В свободное время мы занимаемся спортом.

— Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.

— Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.

Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.

Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.