Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детское иллюстрирование




Детское иллюстрирование позволяет наглядно предста­вить отдельные объекты или части читаемого рассказа. Детское иллюстрирование или рисование широко приме­нимо в 1—4-х классах. В зависимости от поставленной цели можно выделить несколько разновидностей иллюст­рирования.

1. Изображение отдельных предметов и действий для проверки слов и ситуаций. Например, к рассказу В. Бианки «Последняя льдинка» предлагается отразить в рисунке за­стрявшую льдинку в лесу и компанию зверюшек, по­страдавших от наводнения. Когда читается рассказ В. Ка­таева «Грибы», для уточнения смысла определений зарисовываются; грибы, о которых говорит писатель: сыроежки, похожие на розовые цветочки; лисички в розовых шапочках; пузатый боровик в бархатном берете; подоси­новик и подберезовик; груздь, рыжик, волнушка. Рисунки выполняются учениками в ходе домашней работы в виде схематичной зарисовки. Данный вид детского иллюстриро­вания не является самостоятельным методическим при­емом. Чаще всего он используется в процессе уяснения со­держания текста, в ходе словарной работы на уроке.

2. Рисунки к отдельным фразам — другая разновид­ность детской иллюстрации. Затруднение в понимании текстов чаще всего встречается при чтении лирических стихотворений, в которых из-за образных выражений школьники не представляют конкретной, реальной карти­ны. Для проверки понимания ученикам предлагается сде­лать рисунок, отражающий содержание этих строк. Зада­ние требует не только знания конкретных слов, но и представления воображаемой картины, воссозданной с по­мощью сравнения. Рисунки по прочитанному произведе­нию, их обсуждение и коллективное исправление с помо­щью учителя помогают глубже осмыслить читаемое.

3. Зарисовка ситуаций, картин, описанных в рассказе писателем, — третий вид детского иллюстрирования. Она

 

направлена на осмысление сюжета произведения и помо­гает выработать умение анализировать текст, выбирать наиболее важное и существенное. В конечном итоге дан­ный вид иллюстрирования учит школьников составлять план. Сначала учащимся предлагается нарисовать самое интересное или самое главное. Такое задание возможно по рассказам Е. Трутневой, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, К. Паустовского. В них описываются различные картины природы, поведение животных, по­ступки людей. Последовательность выполняемых рисун­ков поможет определить части текста.

Можно сначала предложить детям разделить текст на части, а затем к каждой из них нарисовать рисунок. На­пример, рассказ Л. Толстого «Гроза в лесу» ученики делят коллективно на две части и готовят рисунки к каждой части.

В 4—5-х классах можно усложнить задание: ученикам даются формулировки заголовков, по ним они должны вы­делить части и составить картинный план. При чтении рассказа В. Голявкина «Замечательная гора» школьникам предлагается следующий план:

1. Мальчик и папа поднимаются на гору.

2. Страшно скатиться вниз.

3. Теперь никакая гора не страшна. Ориентируясь на заголовки, школьники прочитывают

соответствующие части рассказа и рисуют к ним иллюст­рации. По такому картинному плану, выполненному само­стоятельно, легко и пересказывать текст.

Опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ элемент творчества. Слабослышащие и глухие перестают быть прикованными к тексту, появляется несколько вари­антов высказываний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.