Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология истории




Принципы исторической науки.

Методы исторических исследований.

Функции исторического познания.

Задачи истории как науки.

Тема 1.1 Теория и методология исторической науки

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIII В.

История – это наука о развитии человеческого общества в прошлом и настоящем

 

• установление исторических фактов

• анализ исторических фактов для выявления устойчивых причинно-следственных связей или закономерностей в развитии общества (закономерность - объективная, повторяющаяся при определенных условиях, существенная связь явлений в природе и обществе)

 

• познавательная заключается в выявлении закономерностей исторического развития;

• воспитательная заключается в формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств;

• социальной памяти заключается в идентификации и ориентации общества, личности

• прогностическая заключается в предвидении будущего

• практически-рекомендательная заключается в выработке научно обоснованного политического курса

 

• идеографический метод заключается в описании исторических событий и явлений

• проблемно-хронологический метод заключается в изучении последовательности исторических событий во времени

• сравнительный метод заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

• типологический метод заключается в классификации исторических явлений, событий, объектов

• ретроспективный метод заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

• системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

 

• объективность – опора на исторические факты

• историзм – оценка события, исторического факта, личности в конкретных исторических условиях

• детерминизм – выявление взаимовлияния, взаимозависимости, взаимообусловленности исторических явлений

• альтернативность – рассмотрение всех возможных путей развития исторического явления

 

Методология в науке – это совокупность методов и принципов.

История как наука сформировалась в V веке до н.э. в Древней Греции («отец истории» - мыслитель Геродот) с появлением определенных принципов и методов, позволивших привести знания о прошлом в определенную систему. Методология, которой руководствуется большинство исследователей, считается господствующей.

I этап – до XVII в. (в России – до XVIII в.) – развитие истории как науки определял провиденциализм (теологический подход), рассматривавший прошлое как результат проявления божественной воли; методы – описательный, хронологический; исторические труда – анналы, хроники, летописи.

II этап – XVII – первая половина XIX вв. – господствовал рационализм, с позиций которого прошлое рассматривалось как череда событий, происходящих по воле великих людей; методы – описательный, проблемно-хронологический, сравнительный.

III этап – с середины XIX в. – основой исторической науки стал позитивизм или методология, рассматривающая прошлое как объективное, закономерное, прогрессивное развитие общества, на ход которого оказывают влияние определенные факторы: внешние (географическая среда, климат) и внутренние (экономика, структура общества, политическое устройство). Влияние географического положения на исторический процесс рассматривал географический детерминизм, влияние экономики – марксизм.

Марксизм или теория общественно-экономических формаций (ОЭФ; формационный подход) разработана немецким экономистом К.Марксом в середине XIX века как обобщение исторического пути развития Европы. Согласно данной теории исторический процесс представлялся в виде последовательно сменявших друг друга общественно-экономических формаций, отличавшихся способом производства (первобытнообщинная – рабовладельческая – феодальная – капиталистическая – коммунистическая); смена формаций происходит в виде конфликта (социальной революции) между устаревшими производственными отношениями и прогрессивными производительными силами

IV этап – XX век – распространен как универсальный цивилизационный (циклический, локальный) подход к истории (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.Сорокин); главной типологической единицей истории считается цивилизация – сообщество людей, объединенное духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу; цивилизационный подход носит сравнительный (компаративный) характер: история рассматривается как процесс чередования и параллельного существования различных культур, подобный подход позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.