Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие обучение и воспитание детей с нарушениями зрения




В.П. Ермаков

Г.А. Якунин

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой справочно-методическое пособие, содержащее современные сведения о детской тифлологии — системе научных знаний о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.

До настоящего времени эта система никогда не излагалась в целостном виде. Авторы сделали попытку собрать и привести в упорядоченный вид разрозненные сведения о строении и работе органа зрения, о психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями зрения, структуре школ и дошкольных учреждений для них, формах и методах обучения, воспитания и социальной адаптации.

Следует отметить, что за последние годы в детской тифлологии произошли серьезные позитивные изменения.

Во-первых, она значительно расширила круг изучаемых вопросов и обновила свою методологию, что позволяет говорить о создании целостной концепции психофизического развития детей и возможностях конструктивного решения задач, которые ставит педагогическая практика.

Во-вторых, расширен понятийно-терминологический аппарат и конкретизированы основные понятия: тифлопедагогика, специальное обучение, специальная графика, тифлотехника, коррекция, компенсация и т. д. Поскольку детская тифлология изучает весьма широкий спектр явлений и процессов, ее понятийный аппарат чрезвычайно богат и постоянно расширяется. Имеется в нем и ряд неустоявшихся, неоднозначных понятий, вызывающих разногласия среди специалистов. В принципе это оправданно, ибо свидетельствует о развитии научно-методической мысли.

В-третьих, более четко определены и реализуются в значительной мере по-новому функции школ для слабовидящих и слепых детей, основными из которых являются: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, санитарно-гигиеническая, лечебно-восстановительная, социально-адаптационная. Реализация этих функций обеспечивает нормальное психофизическое и личностное развитие детей, получение полноценного образования, адаптацию в обществе зрячих.

В-четвертых, более полно раскрыто содержание работы по коррекции познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферы и физического развития в целом детей с нарушениями зрения, что нашло отражение в учебных планах, программах и методических руководствах.

 


Чтобы показать особенности в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения, авторами были использованы результаты исследований и опубликованные материалы по анатомии и физиологии анализаторов у детей с сохранным и нарушенным зрением, общей и специальной психологии и педагогике, привлечены материалы словарей по офтальмологии, психологии, педагогике, дефектологии, подвергшиеся авторской переработке в тифлологическом аспекте. Это потребовало очень большой работы. Правомерность и необходимость такого подхода оправдывается не ~только научно-методическими целями, но и удобствами быстрого поиска необходимой для читателей информации.

Все это дает основание считать, что читатель — учитель, воспитатель, родитель— найдет в этой книге полезные для себя сведения о детях с патологией зрения, путях и средствах их обучения и воспитания.

Книга будет полезна и работникам массовых школ, а также психологам и медицинским работникам, имеющим дело с широким детским контингентом.

Академик АПН СССР В. И. Лубовский


ОТ АВТОРОВ

В настоящей книге освещаются актуальные вопросы развития, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Книга состоит из трех разделов.

В первом разделе приводятся сведения по анатомии, физиологии и функциональным возможностям анализаторов. Особое внимание обращено на развитие, гигиену и охрану неполноценного зрения, слуха, осязания, обоняния у детей, кооперацию анализаторов, замещение одного анализатора другим в процессе познавательной деятельности.

Во втором разделе рассматриваются основы психического развития детей с нарушением зрения. Здесь показывается, что при отсутствии или глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций (в быстроте, координации, точности, темпе движений, соразмерности двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом. Нарушение зрения отражается и на психоэмоциональном состоянии ребенка, особенно в тех случаях, когда заболевание органа зрения возникло в раннем возрасте и носит выраженный характер. В этой связи намечаются пути развития процессов компенсации, сглаживания недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы, поиска потенциальных возможностей в становлении личности слабовидящих и слепых детей и даются рекомендации по коррекции психоэмоциональных состояний у них.

В третьем разделе книги характеризуются основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Для этих детей в стране имеется развитая сеть специальных дошкольных учреждений и школ. Обучение и воспитание слабовидящих и слепых детей осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем их обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Отметим, что специфика обучения и воспитания слабовидящих и слепых детей проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и их сохранные возможности; в дифференцированном подходе к детям; в применении специальных форм и методов работы, перераспределения учебного материала и изменении темпа его прохождения, использовании оригинальных учебников, наглядных пособий и приборов. Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.

Для углубленного изучения читателями вопросов развития, обучения и воспитания детей с нарушением, зрения в конце каждой главы приводится список рекомендуемой литературы. Кроме того, дается список основных терминов и понятий по анатомии, физиологии, дефектологии, что облегчает понимание прочитанного.

Книга рассчитана на учителей и воспитателей школ для слабовидящих и слепых детей. Вместе с тем приведенные в ней сведения могут представить интерес для родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, а также студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Авторы считают своим долгом выразить признательность академику АПН СССР В. И. Лубовскому, докторам психологических наук А. Г. Литваку и Л. И. Солнцевой, доктору, медицинских наук В. П. Жохову, доктору педагогических наук И. С. Моргу-лису и кандидату педагогических наук О. Л. Алексееву за ценные советы и помощь в работе над книгой.

Авторы выражают благодарность рецензентам — доктору биологических наук Б. В. Сермееву (Одесский педагогический институт) и директору Малаховской школы-интерната для слабовидящих детей В. А. Порхунову.

Учитывая, что данная книга издается впервые, все пожелания и предложения читателей по дальнейшему совершенствованию ее содержания будут приняты авторами с большой благодарностью.

РАЗДЕЛ I. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗАТОРОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ЗРЕНИИ

Глава 1. ПОНЯТИЕ ОБ АНАЛИЗАТОРАХ

Для восприятия раздражений, поступающих как извне, так и из внутренних органов, организм располагает рецепторами. Это специальные образования, приспособленные для восприятия воздействий определенных раздражителей: световых, звуковых, химических, механических, температурных и т. д. Рецепторы обладают более низким порогом раздражения на адекватные раздражители и более высоким — на неадекватные. В обычных условиях они воспринимают только раздражения определенного рода, например глаз реагирует только на световые волны, кортиев орган внутреннего уха — только на звуковые волны, орган вкуса— только на химические вещества и т. д. При помощи рецепторов осуществляется первоначальный, периферический анализ раздражений. В процессе его происходит выделение из множества действующих на рецепторы форм энергии только определенных— тех, к которым те или иные рецепторы приспособились в длительном процессе эволюционного развития.

Точному периферическому анализу раздражений с помощью рецепторов благоприятствует способность их изменять свою чувствительность в зависимости от изменений внешней среды. Например, в зависимости от уровня освещенности чувствительность органа зрения может значительно изменяться, чем обеспечивается подстраивание зрения к уровню освещения. Этот процесс приспособления органов к восприятию адекватных раздражений называют адаптацией.

Возбуждение, возникшее в том или ином рецепторе, поступает через систему афферентных нервов и проводящих путей в определенный отдел коры полушарий, где происходит окончательный анализ явлений внешнего (и в какой-то степени внутреннего) мира, в результате чего и складывается та или иная целостная реакция организма. Рецепторы, система афферентных нервов с проводящими путями и определенный отдел коры головного мозга составляют, таким образом, единую функциональную систему. Эта функциональная система, при помощи которой осуществляется анализ явлений, протекающих в окружающем мире и внутри самого организма, называется анализаторами.


Подчеркнем, что любой анализатор состоит из периферического отдела (рецептора), проводникового и центрального (мозгового) отделов.

Периферические отделы анализаторов — образования высокоразвитые, имеющие сложное строение, воспринимающие определенные виды физической энергии внешней среды и трансформирующие ее в специфическое нервное возбуждение. Они- называются органами чувств. К ним относятся: глаз, ухо, органы вкуса, обоняния, осязания. Помимо рецепторов, реагирующих на раздражение внешней среды, имеются рецепторы, которые раздражаются при изменениях деятельности внутренних органов.

Проводниковый отдел, как показывает само название, проводит нервное возбуждение от рецепторного аппарата к центрам головного мозга.

Центральный (мозговой) отдел — высший отдел анализатора. Здесь осуществляются самые сложные функции анализа.

В деятельности анализаторов важную роль играют саногенетические механизмы. (Термин «саногенез» происходит от латинского sanitas — здоровье и genesis — развитие.) Саногенетические механизмы действуют в организме человека как адаптационные, защитные и компенсаторные физиологические процессы. При нарушении зрения, слуха, повреждении кожи или расстройствах речи, обоняния и вкуса включаются саногенетические механизмы защиты (репарация, регенерация, свертывание крови, артериальное давление и др.). В случае повреждения анализаторов проявляется ряд патологических реакций (воспаление, аллергия, сенсибилизация, местные расстройства кровообращения и др.). В начальный период (предболезни) и период самой болезни в патологический процесс вовлекаются многие органы и системы (в том числе и сенсорные) организма. Для восстановления работы органов и систем необходимо проводить лечение и разные виды коррекций. Под влиянием коррекции могут восстанавливаться здоровье и работа нарушенного анализатора, его чувствительность, адаптация и защитные функции, например устранение тромбоза в артерии /лаза или активация сетчатки при амблиопии ведут к устранению дефекта в зрении. Саногенетические механизмы способствуют восстановлению адаптационного и защитного механизмов глаза и других анализаторов в случае выздоровления больного.

Адаптационные механизмы. Адаптация —приспособление структуры и функций организма, его органов и клеток, в частности анализаторов, к условиям окружающей и внутренней среды. Адаптация с -позиции саногенетического подхода характеризует лишь те адаптационные механизмы, которые приспосабливаются к действию чрезвычайного раздражителя, не допуская болезни (нарушений), например применительно к зрительному анализатору — сильный световой раздражитель высокой яркости, к слуховому анализатору— чрезвычайно громкий звук или громкая музыка. Если организм или какой-либо анализатор справляются со своей

 


функцией и нарушения не наступает, то болезнь не возникает. В этом случае срабатывает саногенетический адаптационный механизм. Отметим, что. адаптация сенсорная характеризуется диапазоном чувствительности, скоростью этого процесса и избирательностью (селективностью). Физиологические изменения, лежащие в основе сенсорной адаптации, связаны с саногенетическими адаптационными механизмами защиты, сохранения и укрепления здоровья человека, затрагивают как периферические, так и центральные звенья анализаторов.

Адаптационный механизм слепого и слабовидящего имеет отличия в физиологическом аспекте по сравнению с нормально видящими.

Защитные механизмы. К защитным механизмам могут быть отнесены многие защитные реакции: мигательный рефлекс, омывание слезой глаз, выделение ушной серы и др. Защитные механизмы осуществляют свою функцию через ряд приспособлений: например, наличие век и закрытие глаз (мигательный рефлекс) способствует предохранению органа зрения, кожа как орган защиты выполняет многие защитные функции.

Компенсаторные механизмы. Компенсация нарушенных функций— совокупность реакций, направленная на частичное или полное возмещение нарушенных функций. Компенсаторные реакции управляются компенсаторным механизмом рефлекторной и нерефлекторной природы. Первичные компенсаторные саногенети-ческие механизмы— это процессы, не дающие проявиться патологическому процессу в виде болезни.

При вторичных компенсаторных саногенетических механизмах включаются дополнительные механизмы компенсации на устранение повреждения органов и тканей.

Компенсаторные механизмы являются составной частью резервных сил организма. Об этом свидетельствуют факты восстановления зрения и слуха после различных видов коррекции. Компенсаторные механизмы совершенствуются в процессе онтогенеза, и на их основе формируются защита физиологических и сенсорных систем (анализаторов) и целенаправленное поведение в адекватных и неадекватных условиях среды. Деятельность анализаторов наиболее успешно проявляется при их взаимодействии.

Взаимодействие анализаторов — это проявление единства сенсорной сферы в условиях стимуляции одного или нескольких анализаторов. Отметим, что зрительный анализатор взаимосвязан почти со всеми анализаторами, воспринимающими информацию из окружающей среды. Например, на зрение оказывают влияние температура, свет, цвет, лекарственные средства и т. д.

Взаимодействие анализаторов проявляется в получении информации индивидом, которую нельзя получить без совокупности их деятельности: например, бинокулярная оценка удаленности объекта получается в результате совместной работы зрительного и проприоцептивного анализаторов.


Важное значение во взаимодействии анализаторов принадлежит аналитико-синтетическои функции анализаторов. Процессы анализа и синтеза протекают в результате изменений окружающей и внутренней среды организма как на внутри анализаторном, так и на межанализаторном уровнях. В результате анализа происходит тщательная оценка внешних раздражителей, их свойств и качеств. Синтез позволяет более полно использовать различные анализаторы для «выбора своего поведения» в целом ряде ситуаций. Взаимосвязь анализаторов обеспечивается функциями всех звеньев и уровней центральной нервной системы (ЦНС). На основе взаимодействия анализаторов у слепых и слабовидящих включаются компенсаторные механизмы, которые способствуют осуществлению различных видов деятельности. В зависимости от характера деятельности может осуществляться замена одного анализатора другим у слепых либо совместная деятельность остаточного зрения и осязания у слабовидящих. Включение в деятельность других анализаторов у лиц с нарушением зрения дополняется анализом и синтезом, происходящим в ЦНС, необходимым для их адаптации к новым условиям жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Жохов В. П., Кормакова И. А, Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией.— М: ВОС, 1989.

Фролов В. А., Дроздов Г. А., Казанская Т. А. Патологическая физиология.—М„ 1987.

Чукичев И. П. Физиология человека.— М., 1965,

Глава 2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР Строение глаза

-Зрительный анализатор является сложной нервно-рецепторной системой. Он состоит из рецепторной части (сетчатки), проводящих путей (зрительных нервов, хиазмы, зрительных трактов), зрительных центров (подкорковых и корковых).

Периферическая часть зрительного анализатора — это глазное яблоко с защитным (глазница, веки) и вспомогательным {слезные органы, мышцы глаз, конъюнктива) аппаратом глаза.

Глазное яблоко представляет собой шарообразное тело. У новорожденного размер глазного яблока равен 16,2 мм, к году жизни ребенка — 19,2, в трехлетнем возрасте — 20,3 мм, к 11 годам— 22 мм, к 20—25 годам —24 мм.

В глазном яблоке различают три оболочки: наружную, среднюю и внутреннюю.

Наружная оболочка делится на две части: белочную, или склеру (задняя часть наружной оболочки глаза), и роговую— прозрачную (передняя часть наружной оболочки глаза). Место перехода склеры в роговую оболочку называется лимбом. Бе-


лочная оболочка (склера) непрозрачна и представляет основную часть одевающей глаз фиброзной оболочки. Большая часть ее имеет белую окраску, давшую повод к наименованию ее белочной оболочкой. Склера пронизана многочисленными небольшими отверстиями, через которые в глаз входят волокна зрительного нерва и сосуды. Роговица представляет собой передний отдел наружной оболочки. В норме роговица прозрачна, имеет блестящую зеркальную поверхность, совершенно лишена кровеносных сосудов, но очень богата нервными окончаниями.

Средняя оболочка глаза образована сосудистым трактом, который подразделяется на радужку, цилиарное (ресничное) тело, собственно сосудистую оболочку.

Радужная оболочка представляет собой передний отдел сосудистого тракта. В центре радужной оболочки есть отверстие, сзади которого находится хрусталик, представляющий собой упругое, прозрачное, двояковыпуклое тело. Он обычно бывает сдавлен и уплощен в своей сумке благодаря натяжению прикрепленных к ней упругих волокон, которые в совокупности образуют кольцевидную связку, ресничный поясок. Это натяжение направлено по радиусам центробежно и растягивает сумку хрусталика, которая сдавливает и деформирует (уплощает) его (рис, 1).Если бы натяжение подвешивающих сумку связок ослабело, хрусталик в силу своей упругости вернулся бы к свойственной ему более выпуклой форме. Ресничные мышцы обусловливают уменьшение натяжения подвешивающих связок. Это достигается тем, что ресничные мышцы, сокращаясь, тянут их центростремительно


Центральная ямка Зрительная ос»

Зрительный нерв

Шлеммов канал

Конъюнктива




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.