Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осязательное восприятие




Слуховое восприятие

Слуховое восприятие у детей дошкольного и школьного возраста участвует в компенсации слепоты и слабовидения. Слепой, еще будучи ребенком, учится использовать звуковые признаки


предметов, голос родителей для ориентировки, узнавания и формирования образов окружающего его мира. Ориентировка слепого на звуки становится более точной и определенной при восприятии различных звуков по мере того, как они связываются с предметами и их действиями. Согласно исследованиям М. И. Зем-цовой развитие ориентировки на звуки имеет несколько этапов. Тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия у незрячих детей формируется в младшем дошкольном, возрасте. В то же время соотносимость звуков с предметностью восприятия в раннем возрасте еще низка по сравнению с восприятием детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие слуха при отсутствии зрения по-разному сказывается на познавательной деятельности, ориентировке и поведении детей.

При снижении слуха дети чаще переходят от слуховой опоры восприятия на осязательный самоконтроль как в ориентировке, так и в своем поведении. Компенсаторные возможности незрячих детей необходимо строго строить с учетом сохранности того или иного анализатора, в соответствии с этим и вести программу обучения. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева).

Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве и их движении. Слепые, пользуясь слуховым восприятием, могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но они могут по звуку воспроизводить своеобразный звуковой пейзаж местности, близкий к природному пейзажу. При ориентации на местности слепые преодолевают препятствия при выборе направления движения по звукам, которые обычно не воспринимаются зрячими (В. С. Свер-лов). Таким образом, у незрячих и слабовидящих детей слуховое восприятие является важной опорой восприятия окружающего мира, необходимого для их психического развития. У детей с нарушением зрения слуховое восприятие необходимо всячески развивать и оберегать.

Под осязательным восприятием понимают способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном восприятии участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная.

/Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) осязательное восприятие. При любом способе восприятия возникает образ, -адекватный осязательному ощупыванию предмета. При осязании сложных объектов одной рукой наблюдается неустойчивость сигналов, нарушается пропорциональность и соотношение частей объекта и между другими объектами,


снижается скорость восприятия по сравнению с двуручным осязанием (Б. Г. Ананьев и др.).

Более эффективный процесс осязательного обследования предметов— двуручный. Он имеет три основные фазы: 1) ориентировочную фазу, когда движения определяют положение объекта в осязательном поле; 2) фазу ощупывания объекта, при которой происходит анализ деталей контура; 3) фазу ощупывания объекта, во время которой синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ.

Проиллюстрируем это на примере восприятия слепыми рельефных изображений. Анализ движений, осуществляемых пальцами рук при восприятии рельефных изображений, показывает, что имеется несколько видов движений. Первые из них направлены на ориентировку в зоне рабочего места и нахождения изображения на листе бумаги. Эти движения характеризуются, относительно большой скоростью. Они, как правило, непрерывны. Обе руки движутся синхронно и симметрично, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Пальцы рук легко скользят по рабочему листу и полю рисунка. Тактильная информация, получаемая в это время, минимальная и отрывочная» Состоит она из данных, характеризующих рабочее место и нахождение листа бумаги с изображением. Заканчиваются эти движения установлением контакта рук с изображением. Последующие движения пальцев рук сканируют изображение, его форму, размер, пропорциональные отношения, т. е. те исходные данные, на основе которых формируется соответствующее представление.

Пользуясь терминологией Б. Г. Ананьева, Л, М. Веккера, Б. Ф. Ломова, движения, связанные с ориентировкой на поле изображения и отысканием собственно изображения, можно определить как поисковые, а движения, связанные с его опознанием,— как прослеживающие.

Поисковые движения учащиеся обычно осуществляют успешно. Объясняется это тем, что они часто пользуются этими движениями при ориентировке в пределах осязательного поля. Что касается прослеживающих движений, то их рациональность зависит от знания правил чтения изображений, уровня представлений о форме и размерах изображения.

В ряде случаев незрячие для восприятия особо мелких деталей используют ротовое осязание, например для вдевания нитки в ушко иголки, определения толщины нитки и т. д. Используя, высокую осязательную чувствительность, слепые с частичной ампутацией рук пользуются чувствительностью культей, пальцев ног, подбородка, носа и других частей тела.

Виды осязательного восприятия. В общей психологии и тифлопсихологии различают три вида (формы) осязательного восприятия: пассивное осязание, активное (гаптика) и опосредованное L(инструментальное).

Пассивная форма осязания наблюдается при сочетании различных видов кожной чувствительности в условиях относительного


покоя рецепторной поверхности и соприкасающегося с ней предмета. В результате соприкосновения возникают ощущения, отражающие в восприятии ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов. Пассивное осязание не отражает полную совокупность признаков предметов и не воссоздает целостный образ.

Активное осязание (гаптика) формируется в результате активного ощупывания объектов. В основе активного осязания — совместная деятельность кожно-мышечного и двигательного анализаторов. В процессе движения рук происходит вычленение контуров и форм предметов слепыми и слабовидящими. Активное осязание совместно с остаточным зрением у частичновидящих детей является основным способом отражения пространственных признаков и свойств предметного мира. Активное осязание составляет основу чувственного познания незрячих и является основным в учебной и трудовой деятельности.

Опосредованное (инструментальное) осязание — это такая форма осязательного восприятия, при которой ощупывание объекта происходит с помощью инструмента или орудия, например ощупывание дороги тростью, чтение слепым рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля, осязание через подошвы обуви рельефа дороги. Опосредованное восприятие может иметь преимущество в условиях, когда предметы труднодоступны для прямого ощупывания (А. Г. Литвак).

В связи с этим в последнее время, чтобы существенно расширить пределы чувственного познания, используют различные приборы, позволяющие лицам с нарушенным или отсутствующим зрением опосредованно воспринимать недоступную для восприятия информацию. Восприятие слепыми и слабовидящими с помощью тифлотехнических средств получило название приборного восприятия. Для этого созданы фотоэлектрические сигнализаторы, измерительные приборы, устройства для ориентировки в пространстве с тактильной индикацией. В будущем приборное восприятие займет более значительное место в процессе познавательной и компенсаторной деятельности слепых и слабовидящих и расширит их возможности, приблизив к возможностям зрячих людей.

Осязательное восприятие пространственных свойств предметов. Как было выше сказано, восприятие пространства складывается из восприятия величины, формы, глубины и удаленности, В отличие от зрячих у слепых различение пространственных свойств происходит не визуально, а контактно. В основном осязательное восприятие пространства происходит при совместной деятельности кожно-мышечного и двигательного анализатора с участием периферического, проводникового и центрального отделов осязательной системы.

В результате специального обучения у слепых детей может в совершенстве развиться осязательное восприятие пространственных признаков (форма, величина и др.) и пространственных


отношений. Так, под влиянием обучения они легко дифференцируют и опознают предметы, близкие по форме к кругу и овалу (овощи, фрукты, ягоды и др.), прямоугольнику и квадрату (конверт, линейка, блокнот и др.). Несколько труднее они дифференцируют и опознают предметы, включающие в себя сложные геометрические формы (технические игрушки, предметы быта и др.), поскольку это предполагает знание конструктивных особенностей и принципа их действия. Значительные сложности для восприятия представляют динамические изменения в форме, размерах, взаимоотношениях частей объекта (птицы, животные, человек и др.).

В условиях обучения осязательное восприятие у слепых детей развивается, становится более тонким и расчлененным, что позволяет им при приближенных оценках величины и размеров пользоваться своеобразным осязательным «глазомером».

На большие возможности измерительных действий слепых, производимых с помощью осязания, указывали М. И. Земцова, Г. Н. Роганов и др. Для измерения и сравнения предметов они используют пальцы, кисти рук, размеры между разведенными пальцами. Обычно мерками служат ширина ладони, длина и толщина пальцев, расстояние между ними.

У слепых отмечаются особенности пространственных преобразований, что наиболее рельефно проявляется при изучении изобразительного искусства и черчения. Они успешно осуществляют пространственные (масштабные) преобразования малых величин. Особенно это проявляется при масштабе уменьшения 1:2, 1:5, 1:10. Объясняется это тем, что у слепых имеются более богатые представления о небольших объектах и пространствах, которые находятся в поле осязательного восприятия. Значительно труднее производятся пространственные (масштабные) преобразования и формирование представлений о предмете по рисунку и чертежу при масштабе уменьшения 1:20, 1:50. Это связано с тем, что слепым детям трудно представить большие размеры предмета, поскольку они выходят за пределы осязательного восприятия, а опыта обследования и измерения больших предметов у них нет.

В этой связи необходимо, чтобы дети чаще осуществляли пространственные преобразования, производили измерения предметов и делали соответствующие вычисления.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания.— М., 1960.

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда.—М., 1959.

Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.—М., 1983.

Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред. М. И, Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер.—М., 1967.

Запорожец А. В. и др. Восприятие и действие.— М., 1967.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.— М., 1956.

, - Зинченко В. П., Зинченко Т. В. Восприятие//0бщая психология/Под ред, акад. АПН СССР А. В. Петровского.—М., 1986.


Кравков С. В. Глаз и его работа.— 4-е изд.—М.; Л., 1950.

Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.—М., 1969.

Литвак А. Г. Восприятие слепых и слабовидящих//Тифлопсихология.— М., 1985.

Роганов Г. Н. Организация труда слепых и их обучение работе на металлорежущих станках.— М., 1946.

Сверлов В. С. Ощущение препятствия и его роль в ориентировке слепых.—М., 1949.

Сверлов В. С. Пространственная ориентировка слепых.— М., 1951.

Сеченов И. М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепо-го//Избранные философские и психологические произведения.— М., 1947.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.— М., 1980.

Глава 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Понятие о представлениях

Представления — это образы, отраженные в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметного мира и возникающие после его воздействия на различные анализаторы. Представления являются более высокой ступенью психического отражения, чем образы восприятия. Обладая образностью, наглядностью и высокой обобщенностью предметного мира и явлений природы, представления являются переходной ступенью к мышлению. Эти основные и другие особенности представлений организуют его структуру.

Структура представлений формируется на основе существующих восприятий у детей как с нормальным, так и с нарушенным зрением благодаря деятельности анализаторов. Представления как образы предметов, сцен и событий возникают на основе припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему.

Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.