Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция отклонений в физическом развитии




Коррекция качеств личности

Под качествами личности понимается устойчивая совокупность ее свойств и черт. При всех изменениях личности, связанных с накоплением знаний, жизненного опыта, широтой и глубиной ее переживаний и т. д., выделяются те черты, которые относительно устойчивы, им свойственно известное постоянство, придающее самой личности качественную определенность. Выделяют социальные, социально-психологические и психологические качества личности.

Сохранность речи и мышления, высокое компенсаторное развитие у большинства детей с нарушением зрения дает им возможность овладеть высоким уровнем образования. Благодаря этому они усваивают основные понятия этики и нормы поведения. Но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормальновидящими сверстниками. Особую опасность в воспитании вызывает осознание ребенком себя инвалидом, что формирует у него неадекватные требования к обществу, школе, семье в удовлетворении иногда эгоистических претензий, без глубокого осознания заботы и ответного внимания к другим. Вследствие этого перед семьей, дошкольными учреждениями и школой встают задачи, предусматривающие: нахождение путей преодоления у детей отрицательных личностных черт, вызванных дефектом зрения; развитие познавательных интересов, инициативы, самостоятельности, чувства коллективизма; формирование активной жизненной позиции, позволяющей им включиться в жизнь общества в качестве не только социально полноправных, но и творчески активных его членов. С этой целью все дети с учетом возрастных особенностей вовлекаются в октябрятскую, пионерскую, комсомольскую работу, школьное самоуправление, социалистическое соревнование, общественно полезный труд.

Для расширения общественного, социального опыта, установления более тесных контактов детей с нарушением зрения со зрячими организуются совместные встречи, проводятся ученические конференции, дискуссии. Важным является посещение слепыми и слабовидящими театров, концертов, выставок, музеев.


Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть ребенку, и высокая общая суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к его работоспособности, физическому развитию и двигательной подготовленности. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих мальчиков составляет 59,2%, у девочек 58%, тогда как у нормальновидящих соответственно 20% и 14%; значительно больше у первых и число простудных заболеваний.

Исследованиями врачей и физиологов доказано, что развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит только при оптимальном объеме движений. Известно, что недостаток движений является одной из причин нарушения осанки, появления избыточной массы тела, ухудшения зрения. Недостаточная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, в результате чего появляется неадекватная реакция на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется развитие всех локомоций. Дети и подростки, в режиме которых большое место занимает двигательная активность, чаще достигают высокого уровня физического развития, обладают высокой умственной и мышечной работоспособностью, а также сопротивляемостью к утомлению и простудным заболеваниям.

Для предупреждения, ослабления и ликвидации имеющихся отклонений и нарушений в физическом развитии и двигательной подготовленности слепых и слабовидящих важную роль играют специально направленные коррекционные занятия (коррекционная гимнастика, лечебная физкультура, ритмика и др.), включающие развитие пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений. В этой связи усилено внимание работников школ и дошкольных учреждений к увеличению двигательной активности детей за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и др.

В программах по физической культуре заменены многие виды упражнений, изменены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков пространственной. ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением и слепотой.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г, Теория ощущений.—Л., 1962,

Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком

нарушении зрения: Сб. научных трудов/Под ред. М, И. Земцовой.—М,, 1980,

Власова Т, А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии,—М., 1973.


Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.— М., 1956.

Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий://Исследование мышления в советской психологии.—М„ 1966.

Глезер В. Д., Цукерман И. И. Информация и зрение.— М., 1961,

Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.—М., 1983.

Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер — М„ 1967.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.— М., 1956.

Зимкина А. М. О физиологических основах компенсации нарушенных функций.—Л., 1956.

Каплан А. И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение).— М., 1979.

Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих.— Л., 1972.

Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.— Л., 1973.

Лубовский В. И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов//Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка.— М., 1956.— Т. 1.

Моргулис И. С. Руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих детей в процессе обучения.— Киев, 1974.

Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга.—М., 1966.

Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей/Под ред. Л. А. Новиковой.— М., 1978.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.— М., 1980.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.