Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российское высшее образование и традиции студенчества




КУЗНЕЦОВ Ю.

ПАСТЕРНАК Б.

ПЕТЕРБУРГ

Как в пулю сажают вторую пулю

Иль бьют на пари по свечке,

Так этот раскат берегов и улиц

Петром разряжен без осечки.

О, как он велик был! Как сеткой конвульсий

Покрылись железные щеки,

Когда на Петровы глаза навернулись,

Слезя их, заливы в осоке!...

Нет времени у вдохновенья. Болото,

Земля ли, иль море, иль лужа, -

Мне здесь сновиденье явилось, и счеты

Сведу с ним сейчас же и тут же...

Тучи, как волосы, встали дыбом

Над дымной бледной Невой.

Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был

Город - вымысел твой.

Улицы рвутся, как мысли, к гавани

Черной рекой манифестов.

Нет, и в могиле глухой и в саване

Ты не нашел себе места... (1915)

 

ОКНО

Тень Петра по живому шагает.

-Это что за народ! - говорит -

Из окна, как лягушка, сигает...

Али наша держава горит?

А прохожий ему отвечает:

-Государь, он в Европу сигает.

- А держава? -

Прохожий плюется:

-А держава сгорела давно. -

Слышит: стук молотка раздается -

Это Петр забивает окно. (к. 1980-х г.г.)

 

ЛИТЕРАТУРА.

Анциферов Н. Душа Петербурга. Л.. 1990

Мавродин В. Основание Петербурга. Л. 1983

Сказ о С-Петербурге. Л. 1991

 

 

Задание 1.

При чтении текстов, включенных в 1 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1.Что общего и каковы различия в преподавании в дореволюционном и сегодняшнем институте? Что, по-вашему, было лучше тогда, а что сейчас?

2. Каковы различия в жизни студентов раньше и теперь? Когда, интереснее проводили студенты свое свободное время: в прошлом или сейчас?

3. Как отмечался Татьянин день до революции? Что изменилось в праздновании этого дня в последующие времена? Как отмечаете вы этот день и как бы хотели отмечать в идеале?

4. Назовите наиболее известных представителей выпускников нашего института (лауреатов нобелевской премии, известных конструкторов, политических деятелей и т. п.)

5. Какие современные достижения политехников в области искусства и культуры вам известны?

6. Что нужно, на ваш взгляд, изменить в современном преподавании чтобы повысить качество подготовки специалистов? Идеальный образ жизни и обучения для студента - каков он для вас?

 

О С-ПЕТЕРБУГСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

XV. Распоряжение правительства.

Въ Собрании Узаконений и Распоряжений Правительства напечатано:

Въ № 56.

Ст. 587, Высочайше утвержденное 2 мая 1902 г. мнение- Государственного Совета объ учреждеии Политехнического института въ С,-Петербурге.

Государственный Советъ, въ Соеднненныхъ Департаментахъ Промышленности, Наукъ и Торговли, Законовъ и Государственной Экономии и в Обшемъ Собрании, разсмотревъ представление Министра Финансовь объ учреждении политехническаго института въ.С.-Пе-тербургБ, мнънемь положиль:

I. Проекты: i) положения о С -Петербургскомъ политехническомъ институте и а) штата его учебнаго за ведением представить на Высочайшее Его Императорскаго Величества утверждение»

П. Учредить при означенномъ (отд. I) институте общежитие для студентовъ, предоставивъ Министру Финансовъ утвердить уставь общежития, по соглашению съ Министрами Народнаго Просвещения и ВнутреннихьДелъ.

III. Ассигновать изь государственнаго казначейства;

i) на сооружение С.-Петербургскаго политехническаго института: въ 1902 г.—одинъ миллюнъ восемьсотъ тысячъ девятьсотъ восемьдесятъ два рубля тридцать копеекъ; а) на оборудование учебно-вспомогательныхъ учреждешй института: въ 1902 г.—триста шесть тысячъ рублей, въ 1903 г.—двести пятьдесятъ восемь тысячъ рублей и въ 1904 г.—шестьдесятъ тысячъ рублей; з) на подготовление къ званию профессоровъ института: въ i902^~i904 г.г.—по пятнадцати тысячъ рублей ежегодно, и 4) на содержате института: въ 1902 г.—двести сорокт. четыре тысячи двести рублей, въ 1903 г.—триста шестьдесятъ четыре тысячи девятьсотъ семьдесятъ пять рублей, въ i904 г-—четыреста тридцать двъ тысячи семьсогь пятьдесятъ рублей, въ 1905 r.—четкреста семьдесять пять тысячъ четыреста пятьдесятъ рублей, въ 1906 г,—пятьсотъ тридцать восемь тысячъ двести пятьдесятъ рублей и начиная съ 1907 г.—по пятьсотъ сорокъ две тысячи четыреста рублей въ годъ.

IV. Предоставить Министру Финансовъ, впредь до полнаго сформирования С.-Петербургскато политехническаго института, при первомъ замъщаемом кафедръ:

i) назначать профессоровъ непосредственно изъ числа лицъ, удовлетворяющихъ условиямъ ст. и положешя объ институтe (отд. I), а также изъ числа профессоровъ существующихъ высшихъ учебныхъ заведен;й или изъ другихъ лицъ, прюбретших известность по спе-шальности замещаемой кафедры, и а) установить временный порядокъ для делъ, подлежащихъ ръшению собраний отделений и советов.

V. Разрешить С.-Петербургскому политехническому институту, въ течение первыхъ двухъ летъ по его открытии, обращать, съ разр-шения Министра Финансовъ, остатки отъ штатныхъ суммъ по содержанию учебнаго персонала на т потребности, для которыхъ по ст. з положения объ икституте (отд. I) могутъ быть употребляемы спецальныя его средства.

VI. Впредь до разрешения общаго вопроса о служебныхъ правахъ, приобрътаемыхъ окончанюмъ курса наукъ въ учебныхъ заведенияхъ, предоставить право на производство: i) окончившимъ С.-Петербургсюй политехнический институтъ: а) со степенью кандидата экономическихъ наук—въ чинъ Х класса и б) со званиемъ действительнаго студента—въ чинъ XII класса, при поступленш на государственную службу, и 2) получившимъ отъ института дипломъ на звание инженеръ-металлурга, инженеръ-электрика и морского инженера: отличнейшимъ въ чинт. Х класса, а остальнымь—въ чинъ ХП класса, при определении на государственную службу на штатныя должности техниковъ.

Высочайше утвержденное 2 мая 1902 г. Положение о С.-Петербургском Политехническом» институте*.

I. Постановление общее

1. С.-Петербургсмй политехнический институтъ есть высшее учебное заведение. Онъ разделяется на четыре отделения: металлургическое, электромеханическое, экономическое и кораблестроительное.

2. Средства института составляютъ: i) суммы, отпускаемыя на его содержание изъ государственнаго казначейства, по штату; 2) суммы, образующиеся изъ капиталовъ, жертвуемыхъ на нужды института или на содержание стипендиатовъ; з) сборъ за учение; 4) сборъ за выдаваемые отъ института дипломы и свидетельства;

5) доходъ отъ продажи сочинений, издаваемыхь институтомъ, а также доходъ отъ продажи издълий и за исполнение работъ въ учебно-вспомогательныхъ учрежденияхъ института, и 6) плата за пользование общежитиемъ.:

3. Сборы и доходы, означенные въ п. 2—б предыдущей (2) статьи, составляютъ специальныя средства института. Сборы, указанные въ п. з—5> расходуются; на пособия учащимся; на пополнение суммъ для содержания стипендиатовъ; на издержки по напечатанию научныхъ сочинен;й, издаваемыхъ отъ имени института; на расширение преподавания и улучшене учебно-вспомогательныхъ учреждений; на вознаграждение профессоровъ, доцентовъ, преподавателей и лаборантовъ за особыя занятия; на усиление штатныхъ суммъ на содержание и ремонтъ институтскихъ зданий, и на мелочные расходы по разнымъ предметамъ. Плата за пользование общежитиемъ (п. 6) расходуется исключительно на нужды последняго.

11. Учебная часть.

4. Въ институте преподаются:

I. На металлуртческомъ отдлленш. Богословие, высшая математика, начертательная геометрия, теоретическая механика, физика, химия и электрохимия, кристаллография, минералогия, геология и учение о мъсторождении и добыче полезныхъ ископаемыхъ, прикладная механика н машиностроение, строительное искусство и архитектура, электротехника, механическая и химическая технология, металлургия, горнозаводской анализъ (пробирное дъло), черчение, рисование, политическая экономия, статистика, фабричное законодательство, счетоводство и иностранные языки.

Преподавание сопровождается упражнениями, составлениемъ проектовъ и практическими занятиями въ учебно-вспомогательныхъ учрежденияхъ.

П. На электромеханическомъ отделении. Богословие, высшая математика начертательная геометрия, физика, химия, теоретическая механика, прикладная механика и машиностроение, строительное искусство и архитектура, электротехника, электрохимия, механическая технология, черчение, рисование, гигиена, политическая экономия, статистика, фабричное законодательство, счетоводство и иностранные языки.

Преподавание сопровождается упражнениями, составлениемъ проектовъ и практическими занятиями въ учебно-вспомогательныхъ учрежденияхъ.

III. На кораблестроительномъ отделении. Богословие, математика, начертательная геометрия, теоретическая механика, физика, химиЯ, прикладная механика и машиностроение, технология, теория корабля, корабельная архитектура и судостроение, устройство пароходовъ и другихъ плавучихъ сооружений, строительное искусство и архитектура, электротехника, черчение, рисование, политическая ЭКОНОМиЯ, учение о заводоуправлении, статистика, счетоводство и иностранные языки.

Для лицъ, окончившихъ курсъ кораблестроительнаго отдтлен'ия и желающихъ изучить военное судостроение, читаются специальные курсы конструкции военныхъ судовъ, въ томъ числе минныхъ и подводныхъ, судовой артиллерии, миннаго дела, военно-морской администращи и истории флота.

Преподавание сопровождается упражнениями, составлениемъ проектовъ и практическими занятыми въ учебно-вспомогательныхъ учрежденияхъ. Летомъ полагаются практические занятия на военныхъ и коммерческихъ судахъ, верфяхъ, судостроительныхъ заводахъ и т. д. Назначение студентовъ кораблестроительнаго отделения и ихъ руководителей въ плавание на военныя суда производится по предварительному сношению съ Морскимъ Министерствомъ.

IV. Ни экономическомъ отделении. Богословие, история хозяйственнаго быта въ связи съ историею политической экономии, теория политической экономии, прикладная политическая экономия, статистика, наука о финансахъ, энциклопедия права, история, государственное право, гражданское право, торговое право, вексельное право, морское право, гражданское и торговое судопроизводство, уголовное право и процессъ, международное право, общее землеведение, экономическая география, физика, химия, товароведение съ технологиею, счетоведение, теория вероятностей и финансовая вычисления и иностранные языки.

Въ развитие означенныхъ предметовъ, на отд'елении могутъ читаться специальные курсы: по технике податнаго дела, фабричному законодательству, железнодорожнымъ тарифамъ, таможенному и страховому делу, экономической географии отдельныхъ странъ, отдельнымъ группамъ товаровъ, разнымъ видамъ счетоводства (банковому, фабричному, сельскохозяйственному и др.), коммерческимъ вычислениямъ, коммерческой корреспонденции и проч.

Преподавание сопровождается упражнениями и- практическими занятиями въ учебно-вспомогательныхъ учрежденияхъ.

5- На всехъ четырехъ отделенияхъ института учреждаются кафедры 2б профессоров ординарных-ь и 12 экстраординарныхъ, а именно; математики—3) теоретической механики—2, прикладной механики—6, физики— I, химии -3, геологии и минералогии—I, металлургии и химической технологии—3^ электротехники—з» электрохимии—1, химической технологи—1, теории корабля—1, корабельной архитектуры—1, политической экономии—2. статистики—1, науки о финансахъ—1, государственнаго права—1, гражданскаго права и судопроизводства— 1, торговаго права—1, международнаго права—1, истории—1, географии—1 товароведения съ технологиею—2.

6. Преподавания прочихъ предметовъ, входящихъ въ составь учебныхъ курсовъ и не упомянутыхъ въ предыдущей (з) статьях, а также временное преподавание по предметам, по которымъ учреждены кафедры, и руководство практическими упражнениями и занятиями студентовъ по этим предметамъ, поручается преподавателямъ и доцентамъ. Для богословия полагается особый преподаватель..

7. Независимо отъ постоянныхъ курсовъ по оэначеннымъ въ ст. 4 предметамъ, советомъ института могутъ приглашаться известные специалисты для прочтения временныхъ курсовъ по отдъльнымъ специальнымъ вопросамъ или по общеобразовательнымъ предметамъ,

8. При институтe состоять общежития и учебно-вспомогательныя учреждения: библиотека, хпмическая лаборатория, физический кабинетъ и лаборатория, инженерная лаборатория, механическая мастерская, лаборатория по металлургии, музей и лаборатория по геологии и минералогии, кабинеты по теоретической механикъ, геодезии и строительному искусству, электротехническая лаборатория, морской музей, музей образцовъ товаровъ и товарный кабинетъ съ лабораториями, кабинеты: географический, статистико-экономический и юридический, образцовая торговая контора и др.

9. Заведывание учебно-вспомогательными учреждениями, кромъ библиотеки, возлагается на профессоровь, доцентовь и преподавателей подлежащихъ предметовь. При этихъ учрежденияхъ состоять старшие и младшие лаборанты, а при библитекъ—библиотекарь и его помощники.

Учебный курсъ на всехъ отдъленияхъ продолжается четыре года.

Примечание. На кораблестроительномъ отдълениии для лицъ, желающихъ изучить особенности военнаго судостроения, полагается дополнительный курсъ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.