Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План 2




План 1.

Особенности методов обучения в начальной школе

Занятие № 4. Методы современного обучения.

К какому принципу обучения следует отнести приведенные ди­дактические требования и правила?

• Принцип научности.

• Принцип доступности.

• Принцип прочности.

- Обеспечивать активное наблюдение за фактами, отчетливое осознание существенных признаков, вычленение подлежащих запоминанию положений; изучение нового материала всегда связывать с ранее пройденным.

- Обучать приемам осмысленного запоминания, совмещать за­крепление знаний (пояснение, обоснование, комментирование) с безошибочным выполнением практических действий, со сво­бодным оперированием усвоенными знаниями, умениями и на­выками в работах творческого, практического характера.

 

Цель: закрепить теоретические знания о методах обучения. Раскрыть особенности методов обучения младших школьников. Научиться анализу урока с позиции методов и приемов обучения.

Задания для самостоятельной работы.

Посетите урок во время практикума и проанализируйте методы и приемы, используемые учителем на уроке по одному из предложенных планов:

Определите обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения:

- соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса;

- соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся;

- разнообразие приемов и методов, применяемых учителем;

- эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и техни­ческих средств обучения.

Определите обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения:

- с оответствие методов обучения задачам обучения, содержанию материала, возрасту учащихся, специфике предмета;

- методы изучения нового материала;

- методы закрепления нового материала;

- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля учащихся;

- виды самостоятельных работ, методика их организации;

- оптимальное сочетание различных методов и обоснованность выбора методов, соответствующих содержанию урока;

- использование учебных пособий, дидактического материала, наглядных пособий и технических средств обучения и контроля

Список основной литературы:

1. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988. – С. 385-419.

2. Общая педагогика / Под ред. В.А.Сластенина и др. – М., 2002.

3. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.,1995.

Список дополнительной литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразо­вательной школе. – М., 1985.

2. Каменский Я.А. Великая дидактика. – М., 1986.

3. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятель­ность школьников в обучении. – М., 1980.

Занятие № 5. Урок – основная форма организации обучения (4 часа)

Цель: научиться комплексному анализу урока.

Задания для самостоятельной работы.

Посетить и проанализировать урок по одной из предложенных схем.

Первый вариант дидактического анализа урока.

1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет, число учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку.

Обстановка в классе:чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.

Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска. Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию класса, установления порядка и дисциплины.

Тема урока, цели урока: определил ли учитель цель урока, проинформировал ли учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет?

2. Тип и структура урока. Какой избран тип урока? Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущими уроками, как она осуществляется. Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны? Последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги?

3. Содержание урока. Соответствие содержания программе. Как связан учебный материал с современностью, местным окружением школы? Установление межпредметных связей. Как осуществляется развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся? Использование дидактических материалов и оборудования кабинета. Достигнут ли прирост или совершенствование знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного материала?

4. Методы и приемы обучения на уроке. Какая система методов применяется, какие методы приемы в ней сочетаются? Соответствуют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным обязанностям учащихся? Соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания? Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенически?.

Как развивается у учащихся на уроке наблюдательность и логическое мышление? Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником. Как используются для организации самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения.

Формирование навыков самоконтроля. Последовательность применения знаний и упражнений для выработки умений и навыков.

Способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностно-индивидуальных особенностей и уровня подготовки.

Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. Осуществлялась ли дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащихся? Объем домашнего задания, на какое время оно рассчитано.

5. Подведение итогов. Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду? Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированы? Как осуществлялась мотивация учения в течение всего урока, применяются ли с этой целью специальные приемы? Отношение учащихся к учителю.

6. Поведение учителя. Умение владеть классом, организовать его, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль и тон в работе. Педагогический такт. Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Пользуется учитель авторитетом у учащихся?

7. Результаты урока. Выводы и предложения. Достижение цели.

Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (глубина, сознательность, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей?

Второй вариант дидактического анализа урока

1. Тема урока. Его место в системе уроков данной темы.

2. Основная дидактическая цель урока. Тип урока, соот­ветствие типа урока поставленной цели.

3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Правильность их постановки в соответствии с содержанием программного материала и особенностями учащихся данного клас­са. Создание условий для принятия учащимися образовательной и развивающей задач урока.

4. Структура урока, ее рациональность, распределение времени на уроке.

5. Организация урока:

- готовность учащихся к уроку;

- готовность учителя к уроку (продуманность плана, подго­товка доски, наглядных пособий, ТСО и т. и.);

- организация учащихся: мобилизация их внимания, тре­бования к подготовке рабочего места, содержание его в порядке в течение всего урока, создание условий для устойчивого сохранения внимания, его переключения в соответствии с задачами урока.

6. Отбор учебного материала на урок:

- соответствие содержания урока его основной цели;

- научная направленность изучаемого учебного материала, связь научных знаний с жизнью, с личным опытом учащихся;

- доступность, систематичность и последовательность в из­учении материала, реализация внутрипредметных и межпредмет­ных связей;

- отражение взаимосвязи теории и практики, достаточность упражнений для выработки умений и навыков;

- соответствие объема учебного материала программным тре­бованиям, возможностям учащихся.

7. Методы и приемы работы учителя на уроке:

- соответствие используемых методов целям и задачам урока, содержанию учебного материала, возрастным особенностям уча­щихся;

- сочетание репродуктивной и творческой деятельности на уроке;

- в какой мере и как используемые приемы способствовали развитию памяти, мышления, речи, внимания учащихся, их учеб­но-познавательных интересов, активности и самостоятельности;

- целесообразность способов контроля за деятельностью уча­щихся на уроке;

- объективность, своевременность и разнообразие форм оцен­ки деятельности учащихся;

- характер приемов, использовавшихся для подведения итогов каждого этапа урока, всего урока в целом.

8. Общая оценка урока:

- решение во взаимосвязи всех задач урока: образовательных (качество усвоения знаний, уровень сформированных конкрет­ных умственных действий), развивающих (овладение приемами и способами умственной деятельности, развитие памяти, мышления, внимания и т. п., формирование учебной деятельности в единстве всех ее компонентов: содержательного, операционного и мотивационного), воспитательных (формирование основ научного миро­воззрения, широких социальных и учебно-познавательных интере­сов, формирование необходимых свойств личности: коллективизма, организованности, дисциплинированности, ответственности, целе­устремленности, инициативы, самокритичности и т. п.);

- атмосфера урока (отношение учащихся к 'предмету, взаимо­отношение учителя и учащихся);

- организационная, логическая и психологическая завершен­ность урока.

9. Предложения по повышению эффективности урока:

- улучшение управления учебной деятельностью учащихся;

- формирование положительного отношения младших школь­ников к учению;

- формирование учебной деятельности, необходимых свойств личности.

Примечание: по данным схемам анализируется первый урок коллективно, второй – самостоятельно в дневнике по педпрактике.

Список основной литературы:

1. Бутырко Н.М. и др. Педагогика. – М., 2007.

2. Педагогика: студ. пед.вузов и пед.коллеждей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.

3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2001.

4. Педагогика: Учебное пособие для вузов / А.В. Сластенин и др. 4-е изд. – М., 2002.

5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001.

Список дополнительной литературы:

1. Гусев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М., 2001.

2. Ильин Е. Рождение урока. – М., 1986.

3. Коллективная познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М., 1985.

4. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М., 1985.

5. Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. – Киев, 1990.

6. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. – М., 1985.

7. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1989.

8. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М, 1987.

9. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М., 1989.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.