Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах




 

Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.

Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере – международное право прав человека. Нормы этой отрасли зафиксированы в различных источниках международного права, отличающихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д.

Нормы данной отрасли права – преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в период вооруженных конфликтов (так называемые «законы и обычаи войны»).

Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав человека, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.

Помимо договоров и обычаев, нормы зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и совещаний, в частности в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и др.).

Международное право прав человека можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». О каких органах идет речь?

Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих конвенций.

Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами-участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.

В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение:

- докладов государств-участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;

- сообщений государств-участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;

- индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.

Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах

Международно-правовые обязательства государств по развитию, реализации и конкретизации принципа защиты и уважения прав человека представляют собой международно-правовые стандарты в области прав человека. Основное значение Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других конвенций в области гуманитарного права заключается в том, что они устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности. Эти стандарты конституируются как нормативный минимум, определяющий уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в форме превышения либо конкретизации. Именно такой смысл стандартов выражен в Уставе МОТ: конвенции и рекомендации МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые установлены в конвенции или рекомендации». Классификация прав человека предполагает их деление на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Международное гуманитарное право отвергает деление прав и свобод личности по степени их значимости для человека. В Венской декларации и Программе действий (1993 г.) установлено, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, объективны и не избирательны.

Всеобщая декларация прав человека закрепила, что каждый человек имеет обязанности перед обществом. В связи с этим допускается возможность установления по закону ограничений при осуществлении прав и свобод.

В обоих Пактах о правах человека закреплена связь между правовым статусом личности и правом народа на самоопределение, в силу которого каждый народ свободен устанавливать свой политический статус и обеспечивать свое свободное развитие. Сочетание различных индивидуальных прав образует новое синтетическое право, принадлежащее уже не отдельной личности, а целому коллективу (народу).

Весьма примечательно отношение международного гуманитарного права к праву частной собственности и предпринимательской деятельности. Всеобщая декларация прав человека ограничивается закреплением права каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах о таких правах вообще умалчивается. Протокол №1 к Европейской конвенции о защите прав человека фиксирует право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом.

Можно обозначить следующие функции стандартов:

- определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников пактов и других конвенций;

- формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

- установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

- фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами.

Региональные организации и документы в области регулирования основных прав человека. На первом месте среди всех региональных стандартов находятся «европейские стандарты» В 1949 г. был создан Совет Европы - специальная региональная организация по защите прав человека, основной задачей которой была организация общеевропейского правового пространства. В рамках этой организации в 1950 г. была принята Европейская (Римская) конвенция о защите прав человека и основных свобод. В Европейской конвенции закреплены: право на жизнь; запрет рабства и принудительного труда; право на свободу и личную неприкосновенность; право на уважение частной и семейной жизни; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения своего мнения; свобода мирных собраний и ассоциаций и др.

Контроль за выполнением положений Конвенции возложен на специально созданные Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека. Это вытекает из положений Конвенции о компетенции Европейского суда по правам человека.

Право обращения в Европейский суд имеют названная Комиссия, заинтересованное государство, а с 1990 г. – физические лица, группы лиц, неправительственные организации. Суд решает спор по существу. Юрисдикция Европейского суда по правам человека распространяется на все случаи толкования и применения Европейской конвенции 1950 г.

Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты и до истечения шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. С 1998 по 2003 г. из России в Европейский Суд поступило более 12 тыс. обращений.

В Европе до недавнего времени в области сотрудничества государств по защите прав человека большую роль играл «хельсинкский процесс» (СБСЕ/ОБСЕ). Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) впервые в истории закрепил принцип защиты прав человека и основных свобод как принцип общего международного права.

Дальнейшие документы ОБСЕ подтвердили положения Заключительного акта 1975 г.: в Итоговом документе Венской встречи 1989 г. подчеркивались недопустимость наступления отрицательных последствий для тех, кто выступил в защиту своих прав; недопустимость дискриминации в отношении пользования правами и свободами. В Итоговом документе 1989 г. также содержались положения об ограничении смертной казни: применение этой меры наказания возможно только за тяжкие преступления.

В документах СБСЕ/ОБСЕ было выработано понятие «человеческое измерение» как сотрудничество государств, связанное с уважением основных прав и свобод человека. В 1990 г. на Копенгагенском совещании по человеческому измерению было подчеркнуто, что соблюдение человеческого измерения – принцип, составляющий основу правового государства.

Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) установила обязанность государств укреплять демократию, в основе которой лежат уважение прав личности и верховенство закона. В 1991 г. на Московском совещании было подчеркнуто, что вопросы, касающиеся человеческого измерения, прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. В 1969 г. была принята Американская конвенция о правах человека, а в 1988 г. подписан Дополнительный протокол к ней. Конвенция закрепляет широкий круг гражданских и политических прав и свобод, а Протокол – это широкий круг экономических, социальных и культурных прав. Международный контроль за выполнением положений Конвенции и Протокола осуществляют органы ОАГ, Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека. Африканская хартия прав человека и народа (1981 г.) закрепляет обширный перечень гражданских, политических, экономических и социальных прав. Особенность Хартии – наличие в ней коллективных прав (прав человека третьего поколения): право народа на равенство, самоопределение, свобода распоряжения своим материком и природными ресурсами, право на экономическое, социальное и культурное развитие, право на мир и безопасность, на удовлетворительную окружающую среду.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.