Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностическая методика




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЧАСТЬ 1. ДИАГНОСТИКА

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Методики, представленные в первой части пособия позволят определить качественную и количественную направленность профессиональных выборов.

Исследовать готовность личности к выбору профессии: автономность при выборе профессии, информированность о мире профессий, умение планировать свою профессиональную жизнь и принимать решения о будущей профессиональной судьбе, эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии [28, 38].

В данной части представлены методики, направленные на определение предпочтений человека разных типов профессий в зависимости от предмета труда: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ [22]. Исследовать профессиональные интересы, опыт и навыки, значимые при работе с людьми, с материальными предметами, с информацией, с идеями.

На основе предпочитаемых областей деятельности и критериев ценности профессий определить профессиональный тип личности и наиболее подходящие оптанту сферы деятельности [7, 40].

«Профессиональная готовность»

(А.П. Чернявская)

 

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то поставьте в бланке ответов плюс, если не согласны минус.

Текст методики:

1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования:

2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.

3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способности.

4. Я знаю, в каких условиях я буду работать

5. Я анализирую свое прошлое.

6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.

7. Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.

8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.

9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.

10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.

11. Все мои действия подчинены определенным целям.

12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.

13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.

14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).

15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.

16. Я ничего не делаю без причины.

17. Меня вполне устраивает моя пассивность.

18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.

19. Я пред почитаю, спокойную, малоответственную работу.

20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно

21. Я буду менять места работы до тех пор, пока но найду то, что мне нужно.

22. Первая же крупная неудача может «выбить меня им седла»

23. Я не задумываюсь, о своём, будущем.

24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.

25. Я знаю самого себя.

26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.

27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.

28. Мне не нравится быть самостоятельным.

29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.

30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.

31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.

32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.

33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.

34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.

35. Мне трудно думать о перспективах, которые дает та или иная профессия.

36. Я считаю, что интуиция основана на знании.

37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.

38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

39. В моей жизни мало успехов.

40. Я стремлюсъ целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.

41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.

42. Я признаю только обдуманный риск.

43. Многие мои планы срывается из-за моей неуверенности в себе.

44. Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим.

45. Я с детства привык доводить начатое до конца.

46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.

47. Я знаю, что мне интересно.

48. Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.

49. Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.

50. Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно.

51. Я знаю, чего я добьюсь в жизни.

52. Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.

53. Я мало задумываюсь о своей жизни.

54. Я не могу определить, своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения

55. В оценке профессий эмоции у меня играют большую роль.

56. Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия.

57. У меня нет определённых требований к будущему.

58. При принятии решений я полагаюсь на интуицию.

59. Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.

60. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.

61. Я – соломинка, влекомая течением жизни.

62. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение.

63. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.

64. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.

65. Если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю ее на другую.

66. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий.

67. Я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе.

68. Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий

69. Я с трудом уживаюсь с другими людьми.

70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.

71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.

72. Я знаю, что для меня в жизни важно.

73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.

74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед.

75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию!

76. Лучший способ познакомиться с профессией — поговорить с тем, кто по ней работает.

77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.

78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду.

79. Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других.

80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.

81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.

82. Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед.

83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.

84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.

85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.

86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.

87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.

88. Все, что со мной происходит, — дело случая.

89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.

90. В важных решениях я не иду на компромиссы.

91. Я не доверяю рекламе профессий.

92. Я не понимаю причин многих моих поступков.

93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.

94. Я не понимаю самого себя.

95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.

96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.

97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.

98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей

99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.

 

Ключ:

Автономность: 8+, 14+, 19-,24-, 30-, 34-, 45+, 50+, 53-, 57-, 61-, 65-, 71-, 75-, 78-, 83-, 86-, 92-, 94-, 96-
Информированность: 1+, 4+, 7+, 13-, 21+, 27+, 35-, 37-, 40+, 48+, 66-, 68+, 73, 76-, 80-, 84-, 91-
Принятие решения: 2+, 3+, 11+, 16+, 20-, 25+, 31+, 36+, 42+, 47+, 51+, 56+, 58-, 63-, 67+, 72+, 79+, 87+, 90+, 93+
Планирование: 5+, 9+, 12+, 15+, 18+, 23-, 29-, 38-, 44-, 52+, 60+, 64+, 70+, 74+, 82-, 85-, 88-97-, 98+, 99+
Эмоциональное отношение: 6-, 10-, 17-, 22-, 26+, 28-, 32-, 33-, 39-, 41-, 43-, 46-, 49-, 54-, 55-, 59-, 62-, 69-, 77-, 81-, 89-, 95-

 

Интерпретация шкал:

Готовность – это активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего ее решения и высту­пающее условием успешного выполнения любой деятельности.

Возникновение состояния готовности к деятельно­сти начинается с постановки цели на основе потреб­ностей и мотивов (или осознания человеком постав­ленной перед ним задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих дей­ствий. Затем человек приступает к воплощению сфор­мировавшейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы дея­тельности, сравнивает ход выполняемой работы и ее промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы. В формировании состояния готов­ности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально суще­ствующих связей с другими характеристиками пси­хической деятельности состояние готовности теряет свое содержание.

Состояние готовности имеет сложную динамическую структуру. Выделяют следующие компоненты готовности к деятельности:

- мотивационный (ответственность за решение зада­чи);

- ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности);

- операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.);

- волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанно­стей);

- оценочный (оценка своей подготовленности и соот­ветствия процесса решения профессиональных за­дач оптимальным образцам).

Согласно мнению Л.Н. Кабардовой, о степени го­товности обучаемых к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере можно судить на основании наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления у обучаемых профессионально ориентированных навыков и умений [40]. С этой целью ею был разработан опросник для определения профессиональной готовности, в основу которого был положен принцип оценки обучаемыми:

- своих возможностей в реализации определенных умений (трудовых, социальных и т. д.);

- своего реального, сформированного на основе лич­ного опыта эмоционального отношения, возникаю­щего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий;

- своего предпочтения или нежелания выполнять дей­ствия (занятия) в будущей профессиональной дея­тельности.

Достаточная выраженность этих компонентов – показатель высокого уровня готовности обучаемого (специалиста), его активности, самостоятельности в процессе деятельности. Опросник Л.Н. Кабардовой представлен в первой части пособия [14].

В данном пособии рассмотрен опросник А.П. Чернявской [38], включающий в себя следующие компоненты профессиональной готовности:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.256 сек.