Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбора профессии




ЧАСТЬ 2. ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ

При выборе предпочитаемой профессиональной сферы важно помочь понять молодому человеку, какие мотивы лежат в основе этого выбора. Такое осознание может изменить первоначальный навязанный кем-то или чем-то выбор в пользу осознанного и продуманного решения.

Методики, представленные во второй части пособия позволяют определить ведущие карьерные ориентации личности, выявить мотивы профессионального выбора (родительский сценарий, родительское завещание, династический, консультационный, компенсаторный, ситуационно-прагматический, предметный, инфантильный свободный выбор т.п.), исследовать ведущие мотивы выбора профессии (материальное благополучие, престижность, стабильность, карьера, профессионализм, творчество).

Опросник карьерных ориентаций личности «Якоря карьеры»

(опросник Э.Шейна, переведен и адаптирован

В.Э.Винокуровой и В.А. Чикер)

 

Термин «карьера» имеет много значений. Он происходит от латинского carrus – телега, повозка и итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще. Самое популярное определение «карьеры» – продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. «Сделать карьеру», для нас, прежде всего, означает добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода.

Однако нельзя связывать карьеру только с продвижением по службе. Это понятие можно применить и к другим жизненным ситуациям. Поэтому целесообразно дать следующее определение: карьера – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным или профессиональным ростом. Понятие карьеры нельзя связывать только с работой, можно говорить о карьере как роде занятий, деятельности. Например, карьера менеджера, спортивная карьера, военная карьера, артистическая карьера, карьера домохозяек, матерей, учащихся. Жизнь человека вне работы имеет значительное вли­яние на деловую карьеру, является ее частью.

Карьера имеет свои движущие мотивы, отталкиваясь от которых специалист принимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. К таким мотивам относятся:

Автономия. Человеком движет стремление к независимости, возможности делать все по-своему. В рамках организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться.

Функциональная компетентность. Человек стремится быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать самые сложные проблемы. Для этого он ориентируется на профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. К материальной стороне дела такие люди в основном безразличны, зато высоко ценят внешнее признание со стороны администрации и коллег.

Безопасность и стабильность. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии.

Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной лестнице.

Предпринимательская креативность. Людьми руководит стремление создавать или организовать что-то новое, заниматься творчеством. Поэтому для них основной мотив карьеры - обретение необходимых для этого власти и свободы, которые предоставляет соответствующая должность.

Потребность в первенстве. Человек стремиться к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.

Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п. Если у человека нет семьи, то на первое место может выйти содержательность работы, ее увлекательность, разнообразие.

Материальное благосостояние. Людьми руководит желание получить должность, связанную с высокой заработной платой или иными факторами вознаграждения.

Обеспечение здоровых условий. Работником движет стремление достичь должности, которая предполагает выполнение служебных обязанностей в благоприятных условиях. Например, вполне понятно, когда начальник литейного цеха завода стремиться стать заместителем директора предприятия и уйти с экологически вредного производства, а руководитель филиала, находящегося за Полярным кругом, добивается должности, позволяющей быть поближе к югу.

С возрастом и ростом квалификации мотивы карьеры обычно меняются. Э.Шейном был разработан оспросник «Якоря карьеры», позволяющий диагностировать основные карьерные ориентации человека. Данный опросник был переведен и адаптирован В.Э.Винокуровой и В.А. Чикер.

 

Инструкция: Вам необходимо ответить на вопросы по 10-бальной шкале (1 балл – совершенно не важно или совершенно не согласен, 10 баллов — исключительно важно или полностью согласен). Ответ внесите в ответный лист, в клеточку с соответствующим номером.

 

Текст опросника:

1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.

2. Осуществлять наблюдение, влияние и контроль над людьми на всех уровнях

3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.

4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.

5. Употребить свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.

6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.

7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были взаимно уравновешены

8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением, или идеей

9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую, должность, связанную с моей специальностью.

10. Быть первым руководителем в организации.

11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.

12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.

13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.

14. Соревноваться и побеждать других.

15. Строить карьеру, которая позволит мне продолжать следовать моему образу жизни.

16. Создать новое коммерческое предприятие.

17. Посвятить всю жизнь избранной профессии

18. Занять высокую руководящую должность.

19. Иметь работу, которая предоставляет максимум свободы и автономии в выборе характepa занятий, времени выполнения и т. д.

20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.

21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

22. Единственная действительная цель моей карьеры — находить и ре­шать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли

23.Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.

24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дают мне; возможность начать и построить собственное дело.

25.Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.

26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.

27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.

28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить, повышение или новую работу в другой местности.

29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу дру­гим.

30. Соревнований и выигрыш — это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.

31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет мне вести жизнь, которая нравится.

32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.

33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.

34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.

35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.

36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.

37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.

38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.

39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.

40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.

41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

 

Бланк ответов:

               
               
               
               
               
               

Обработка результатов:

Ответный лист одновременно служит ключом для обработки результатов:

1 столбец – профессиональная компетентность

2 столбец - менеджмент

3 столбец - автономия (независимость)

4 столбец - вопросы 4,12,36 – стабильность работы, вопросы 20,28 и 41 8-го столбца – стабильность места жительства

5 столбец - служение

6 столбец - вызов

7 столбец - интеграция стилей жизни

8 столбец (кроме 41 вопроса) - предпринимательство

По каждой карьерной ориентации подсчитывается количество баллов. Для этого баллы суммируются и делятся на количество вопросов. Самый высокий показатель – 10, самый низкий – 1. Полученное значение свидетельствует о выраженности соответствующей карьерной ориентации. Обобщенный результат — среднее значение суммы баллов, полученных испытуемым по всем карьерным ориентациям, может говорить о выраженности фактора профессиональной мотивации, о «напряженности» направленности на деятельность. Следует принимать, во внимание также «перекос» в сторону какой-либо одной ориентации или баланс всех карьерных ориентаций.

Интерпретация результатов:

Опросник содержит 8 диагностических шкал измерения карьер­ных ориентаций (якорей карьеры).

 

I. Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое, проектирование, финансовый анализ и т. д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессио­нальной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позво­ляет развивать его способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответ­ствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него осо­бого интереса, Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают Как необходимое условие для
продвижения в своей профессиональной сфере Обычно это самая
многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая
принятие компетентных решений.

 

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных фун­кций организации с возрастом и опытом работы эта карьерная ори­ентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межлич­ностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы, нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом; производством продукции, разработками, продажами.

 

3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-свое­му: самому решать, Когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает доста­точную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обяза­тельств или преданности организации и будет отвергать любые по­пытки ограничить его автономию.

 

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потреб­ностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жиз­ненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильно­сти — стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность Места работы подразумевает поиск работы в такой орга­низации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работ­никах после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей, отрасли. Человек с такой ориентацией — его часто называют «человеком организации» — ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и изменяет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает eго «срывание о места». Люди ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но предпочитая стабильную работу и жизнь они откажутся от повышения если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.

 

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.д. Человек такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении даже если ему придется сменить место работы. Он будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую ра6оту, если это не позволит ему, реализовать главные, ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны, окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потре­бителей и т. д.

 

6. Вызов. Основные ценности, при карьерной ориентации этого типа — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша—проигрыша», процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или Квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую цен­ность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни
доминировала только семья, или только карьера, или только самораз­витие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано; Та­кой человек больше ценит свою жизнь в целом — где живет, как совер­шенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией
стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия,
готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное создать дело, концепцию или организацию, построить, ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется се­рьезно рисковать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.