Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник выявления мотивов профессионального выбора 2 страница




Однако групповое влияние сверстников на подростка не сводится только к позитивным эффектам. Одним из его негативных следствий является выбор профессии под давлением группы, иными словами, стадный (конформный) выбор. В молодежной среде широко распространены «стадные» модели поведения, интенсивно эксплуатируемые средствами рекламы различной продукции, которой присваивается соответствующий товарный индекс, например: «Только для тех, кто вправду крут!», «Выбор продвинутой молодежи» и т.д. Это позволяет манипулировать поведением людей, что убедительно подтвердили известные в 70-е годы эксперименты с «подставными группами».

Вариантом такого выбора может стать коллективное решение вместе поступать в колледж, пойти работать на какое-нибудь предприятие, вместе устроиться на работу в фирму. Страх оказаться в роли "белой вороны" и не подчиниться общему решению

Под «конформностью» понимается тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям и требованиям окружающих, что вынуждает членов группы (и не обязательно конформного типа) подчиниться групповому решению. При этом «отказник» объявляется ренегатом и подвергается самым различным формам группового прессинга.

«Стадный» выбор профессии может быть также следствием государственной идеологической кампании по перераспределению трудовых ресурсов. Например, в 50-е годы КПСС выдвигала лозунг: «Молодежь - на стройку!», в 60-е: «Молодежь - за парты вузов!», в 70-е: «Все - на строительство БАМа!». И целыми бригадами и факультетами рабочая и учащаяся молодежь уезжала туда, куда их направляла воля «партии и народа».

Так сравнительно недавно свободный выбор индивида подавлялись безаппеляционным решением партийных и государственных органов, заинтересованных в рабочей силе определенной квалификации. Результатом подобной кадровой политики может стать личностный кризис, связанный с потерей смысла жизни.

Поэтому не будем забывать, что даже в однородной группе с однородным общественным сознанием существуют «разные люди» с разными способностями и разными желаниями. Может, лучше своевременно напомнить им о праве на выбор?

Формулировки:

«Всем классом мы будем поступать в педуниверситет».

«Вместе с подругами я решила поступать в театральный институт».

«Мы с друзьями идем в ПТУ учиться на строителей» и т.д.

Психокоррекционные процедуры:

Клиента необходимо познакомить с результатами диагностики его способностей и личностных качеств, более точно определить его профессиональные интересы и склонности, а также показать возможности его профессиональной реализации в различных сферах профессиональной деятельности.

Профконсультант может использовать метод конструктивной критики профессионального выбора клиента для проверки устойчивости и определения степени несвободы его выбора. Кроме того, большую пользу окажут дополнительные консультации у специалистов, которые предоставят информацию не только о положительных, но и об отрицательных сторонах профессии.

Но самое пристальное внимание нужно уделить усилению «Я» клиента, которое станет способным к принятию самостоятельных решений, и обучению методам разрешения конфликтных ситуаций с окружающими людьми.

 

7. СОЦИАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ВЫБОР. «Социально-инфраструктурным» мы называем выбор профессии, который совершается под влиянием «производственной необходимости» и специфики социально-экономического развития региона.

Развитость социальной инфраструктуры (жилье, здравоохранение, образование и т.д.) зависит от эффективности производства и географических факторов (климат, природные ресурсы) и определяет диапазон профессиональных выборов жителей в зависимости от производственных потребностей и разнообразия имеющихся вакансий.

Региональная кадровая политика традиционно направлена на привлечение и обучение рабочей силы, в первую очередь, по профилирующим массовым специальностям: токарь, строгальщик, фрезеровщик, шлифовщик, наладчик.

Государство также заинтересовано в том, чтобы заполнялись определенные рабочие места в непрестижных, низкооплачиваемых и трудоемких отраслях производства и сельском хозяйстве, поэтому права и свободы конкретной личности вполне легитимно подавляются в полном соответствии с тем, что «государство даже при демократической структуре управления не утрачивает своей функции как «аппарата насилия».

Что в таком случае предпринимается представителями государственных органов? Каким образом решается проблема заполнения вакансий на производстве?

Существует две возможности решения проблемы кадрового дефицита: внутренняя и внешняя миграция требуемой рабочей силы.

Миграция населения представляет собой сложный социальный процесс, зависящий от уровня экономического развития и расположения производственных мощностей.

Заполняемость рабочих мест в различных отраслях производства индустриальных центров и осваиваемых регионов обеспечивается государственной политикой миграции населения с определенной рабочей квалификацией, и эту политику проводит любое развитое общество.

Существуют дополнительные ресурсы рабочей силы - это наши соотечественники за рубежом. Дискриминационная политика в отношении русскоязычного населения республик бывшего СССР приводит к его отъезду в Россию. Бывшие инженеры, врачи, учителя готовы выполнять любую работу, которая позволит им обеспечить сносное существование. Эта группа квалифицированных специалистов нуждается в широкой поддержке со стороны государства.

Однако нерегулируемая миграция, массовый приток иностранной рабочей силы может повлечь за собой катастрофические последствия: повышение уровня безработицы, чрезмерное давление на инфраструктуру, рост социальной напряженности в регионе, обострение межнациональной напряженности, что подтверждают результаты «великого переселения народов» в нашей стране.

Как же найти золотую середину в распределении трудовых ресурсов и рациональном заполнении рабочих мест? Как избежать кризиса перепроизводства интеллектуальных кадров и необходимости приглашения иностранной рабочей силы? Какие шансы у жителя небольшого городка получить место адвоката, дизайнера, системного администратора?

Не появляются ли у нас новые категории видов деятельности - профессии больших городов (мегаполисов), профессии сезонной миграции?

На все эти вопросы еще нужно найти ответы. Ведь не можем мы без конца бросаться «покорять Москву», чтобы пополнять и без того многочисленные ряды внутренних мигрантов.

Что же, раз жизнь такова, что выбор профессии искусственно ограничивается, тогда свобода - это «осознанная необходимость несвободы». Но, если ясно, «кто виноват», то «что делать?» Этот вопрос особенно актуален для выпускников учреждений интернатного типа, когда выбор профессии в реальных условиях весьма ограничен. В этом случае корректнее говорить не о самоопределении, а об ориентировании на те профессии и ПУ, которые готовы принимать выпускников детских домов. Здесь необходимо разъяснять воспитанникам специфику и преимущества определённых рабочих профессий, возможностей финансовой независимости и получения специальностей, востребованных обществом.

Формулировки:

«А куда мы еще пойдем?»

«У нас нет другого выхода».

«Мы нигде не найдем другой работы».

Психодиагностические процедуры:

В целях преодоления кадрового дефицита необходимо проведение государственной политики, направленной на подъем престижа массовых профессий, выработку профессиональной идеологии, образование профессиональных союзов и гильдий, которые бы защищали права каждого своего члена, гарантировали бы ему свободный и осмысленный труд. Но это уже проблема не кабинетного, а, скорее, государственного масштаба.

Профконсультант может ограничиться подбором увлечения (хобби) для своих клиентов, которое компенсирует их неудовлетворенность работой, научить организовывать свой досуг, отдых, развивать кругозор, вести активный образ жизни.

 

8. СИТУАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР. «Ситуативно-прагматический» выбор обусловлен не соответствующей мотивацией, интересами и склонностями оптанта, а рейтингом выбираемой профессии на рынке труда.

Ситуативно-прагматический выбор зависит от профессиональных планов личности и отличается рациональным планированием карьеры, основанным на трезвом расчете и принципе личной выгоды.

Еще в школе прагматичные оптанты сознательно нацеливаются на выбор, возможно, нелюбимых, но приносящих конкретную выгоду престижных профессий, которые рекламируются в СМИ, например: манекенщицу, фотомодель, банкир, политик, менеджер, журналист, психолог и т.д.

Современная система вузовского образования предоставляет возможность платного обучения по широкому перечню «престижных» специальностей: «юрист», «психолог», «менеджер», «переводчик», «экономист». Но доступным здесь является только получение образования, а не рабочие места на рынке труда. Вузовское предложение редко соответствует спросу работодателей, так как преследует собственные коммерческие цели.

Сейчас учебные заведения открывают новые факультеты, опираясь не на потребности рынка в специалистах определённого профиля, а на желания выпускников. В треугольнике «рынок - профессиональные намерения молодёжи - профессиональное образование» отношения развиваются по типу раковых клеток, плодя никому не нужных специалистов, чтобы прокормить огромный рынок образовательных услуг. В частности исследования, проведённые в Московской области (15) указывают, что объёмы подготовки бухгалтеров в 2003 году в 70 раз превысили потребность в них предприятий области; парикмахеров - в 50 раз; секретарей - в 40 раз; операторов ЭВМ - в 25 раз...

В тоже время востребованные на рынке труда профессии удовлетворялись специалистами, подготовленными образовательными учреждениями области лишь частично (маляр, штукатур, облицовщик - на 34%; арматурщик, бетонщик, каменщик, монтажник - на 26%).

И только столкнувшись с проблемой трудоустройства по специальности («требуются специалисты: фрезеровщик, формовщик, стропальщик...»), молодые люди начинают задумываться о своем месте в жизни. При прагматичном подходе профессиональные интересы часто подменяются профессиональными возможностями, т.е. теми благами, которые предоставляет человеку профессия.

Например, профессия банкира (юриста, экономиста и т.д.) предоставляет возможности получения большой зарплаты, высокого социального статуса, льгот, привилегий, установления полезных связей и т.д.

Но престиж профессий постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, поэтому их востребованность на рынке труда сложно прогнозировать. Кроме того, не следует забывать, что хорошо оплачивается не сама профессия, а должность, попадание на которую зависит от многих объективных и субъективных предпосылок.

С другой стороны, случаются ситуации вынужденного прагматизма, в основе которого не коммерческий расчет, а элементарная жизненная необходимость. К переходу на любую более высокооплачиваемую деятельность людей вынуждает низкая заработная плата по основному месту работы.

Например, перспективные ученые бросают занятия наукой, преподавание в вузах и идут на высокооплачиваемые позиции в бизнесе. Рабочие увольняются с заводов и нанимаются на контрактную службу в «горячие точки». Высококвалифицированные специалисты оставляют убыточные предприятия и идут работать к знакомым в фирмы менеджерами по продажам и т.д.

Выбор нелюбимой профессии по корыстным соображениям можно сравнить с браком по расчету, который рано или поздно заканчивается разводом, убийством или самоубийством одного из супругов.

Если работник не любит свою профессию, она платит ему той монетой. Но если на любимой работе платят мало, а на нелюбимой - много, то можно ли найти разумное разрешение этой дилеммы? Или этот "гордиев узел" нужно только разрубать?

Формулировки:

«Я пойду только туда, где нормально платят».

«Надо брать от жизни все возможное».

«В этом вузе не берут в армию».

«Здесь больше выбор парней».

«На этой работе быстрее заметят и выдвинут на руководящий пост».

Психокоррекционные процедуры:

Профконсультанту не нужно забывать о непопулярности среди молодых людей видов деятельности, которые не повышают их самооценку в глазах окружающих, требуют неквалифицированного или тяжелого физического труда, например: грузчик, работник склада, разнорабочий, дворник и т.д.

С другой стороны, не следует рассматривать всерьез некоторые «героические» выборы (моряк, летчик, путешественник, полярник, пожарный, детектив и т.п.), если к ним нет соответствующих показаний. Такому романтику лучше объяснить, что, помимо парадной, существует оборотная сторона профессии, с которой он может познакомиться во время производственной экскурсии и бесед со специалистами.

 

9. ПРЕДМЕТНЫЙ ВЫБОР. Выбор называется предметным, если основную роль в определении высшего учебного заведения или будущей специальности играет повышенный личностный интерес к какому-либо учебному предмету.

Предметный выбор наиболее часто встречается среди выпускников школ, поэтому считается вполне нормальным явлением. Интенсивное самообразование развивает способности учащегося, формирует профессионально важные качества и усиливает интерес к определенным видам профессиональной деятельности.

Вопросы профессиональной самореализации и школьной успеваемости не всегда трактуются как взаимосвязанные явления.

Среди выпускников школ и их родителей довольно широко распространено ошибочное мнение, что если поступить в вуз, то тем самым автоматически решится вопрос выбора профессии. Выбор вуза происходит, как правило, на основании подготовленности абитуриента к сдаче вступительных экзаменов. И показателем такой готовности, как правило, служат высокие оценки по любимым предметам.

Например, если ты хорошо знаешь математику, физику и химию, то нужно поступать на металлургический (горно-геологический, физический и т.д.) факультет.

При этом выпускники школ обращают внимание в основном на внешние аспекты деятельности, часто не имея никакого представления о ее реальном содержании.

Например, о том, что биолог большую часть своей жизни проводит в экспедициях, а работа в должности ассистента кафедры, скажем, зарубежной литературы плохо оплачивается и имеет довольно низкий социальный статус.

С поступлением в вуз проблемы отнюдь не решаются, а напротив, обостряются. Студенты младших курсов чувствуют большую удовлетворенность своим положением, чем старшекурсники, которые уже столкнулись с трудностями: один никак не справляется с учебой, другой недоволен своей специальностью, третий терзается сомнениями в правильности выбора факультета или вуза и т.д.

Разочарование имеет место и в том случае, когда вчерашний выпускник, настроенный на претворение в жизнь полученных в вузе знаний, сталкивается с рутиной повседневных должностных обязанностей, не требующих глубокой научной подготовки. Теория, которая осваивается в недрах вуза, не всегда соотносится с профессиональными реалиями.

Таким образом, различие между «идеальным» (или, скорее, идеалистическим) образом профессии и ее реальным содержанием приводит выпускников к глубинному конфликту, разочарованию, профессиональному кризису, из которого они пытаются выйти, сменив профессию. А значит, выпускникам снова придется вернуться к первоначальной (отсроченной) ситуации выбора профессии, потому что ими выбиралась не будущая профессия, а скорее вуз с целью получения диплома. Другими словами, выбор профессии подменился выбором вуза.

Такая позиция обусловлена отчасти тем, что большинство вакансий на рынке труда требует высшего образования, причем не обязательно специализированного. Сейчас чаще выбирают уровень образования, чем конкретную профессию или профессиональную область.

С другой стороны, существует устойчивая взаимосвязь между личностью педагога и интересом к предмету, которая может привести к «профессиональной эстафете», т.е. предметному выбору профессии под влиянием личности педагога. Это происходит в тех случаях, когда профессиональная мотивация формируется в результате «заражения» личностью авторитетного лица (учитель, преподаватель, психолог и т.д.).

Например, учитель истории (литературы, математики, астрономии) может настолько интересно и увлекательно рассказывать о своем предмете, будучи неординарным и талантливым человеком, что многие ученики под воздействием его обаяния могут сделать выбор педагогической профессии.

Но далеко не всегда «эстафетная палочка», полученная из рук учителя, приводит его учеников к победам на профессиональном пути.

Формулировки:

«У меня хорошие успехи по химии, может быть, мне поступить на химический факультет?»

«Ну, какой из тебя военный, у тебя тройка по поведению».

«Сначала окончи институт, а потом работай, кем хочешь»

«Выбором профессии я обязан нашему учителю биологии» и т.д.

Психодиагностические процедуры:

Проведение профориентационной диагностики среди учащихся средних школ способствует выбору профессии или вуза, которые в наибольшей степени соответствуют их интересам и возможностям. В последнее время в связи с выбором профиля обучения в выпускных классах школы данные процедуры могут быть использованы при формировании профильных классов с учётом выявленных интересов учащихся.

 

10. ИНФАНТИЛЬНЫЙ ВЫБОР. Об инфантильности выбора клиента можно говорить при полном отсутствии представления о будущей профессии (специальности), нежелании и неготовности к такому выбору.

В своей работе «Судьбоанализ» (1987) Л. Зонди писал: «Выбор профессии - это выбор судьбы». Но далеко не каждый молодой человек готов к совершению выбора, который требует от него достаточной личностной зрелости, жизненного опыта и самостоятельности поступков.

Ниже мы представим перечень основных проблем, негативно влияющих на качество профконсультации и обуславливающих профессиональную незрелость клиента.

1. Личностная незрелость. Личностная незрелость является одним из наиболее распространенных препятствий для совершения ответственного выбора, требующего активности и энергичности в достижении поставленных целей. Неуверенный в себе человек, часто невротик с дилеммой выбора, часто стремится переложить ответственность за принятие важного решения на других людей (родителей, учителей, профконсультанта, психолога и т.д.).

2. Родительский прессинг. Стремление форсировать процесс выбора профессии своих детей посредством прямого психологического давления («Сколько можно? Когда ты, наконец, определишься? Да я в твои годы...») довольно часто встречается в интеллигентных семьях. Такие высказывания приводят к формированию неврастении, росту тревожности, вплоть до негативистской позиции, аутичности, самодеструкции. Все это не способствует самостоятельному выбору профессии и успешной профессиональной самореализации.

3. Фальстарт в профессию. Обусловлен категоричностью выбора, за которой часто скрывается нерешительность и неуверенность молодых людей, их стремление избежать мучительной дилеммы выбора или уйти от родительской гиперопеки. Подобный поспешный шаг приводит к глубокому профессиональному кризису, личностному конфликту, разочарованию в собственных силах.

4. Низкая самооценка. Заниженный уровень притязаний обычно не свойствен молодым людям, поэтому сам по себе является сигналом тревоги. Нормальным для их возраста является скорее завышенный уровень притязаний. В этом смысле «вузовский» вариант профессионального самоопределения представляет дополнительную возможность для личностного становления, формирования зрелого «Я». Но что если молодой человек пройдет по конкурсу в вуз? Сможет ли он найти свое место в жизни?

5. Страх и лень. Причиной недифференцированного выбора может также быть страх перед окружающим миром, перед будущим, перед неизвестностью, а также застенчивость или невроз. Еще одной проблемой может стать стойкое нежелание молодых людей совершать самостоятельный выбор из-за родительской гиперопеки или нежелания прикладывать усилия, вызванного условиями тепличного воспитания. В процессе консультации часто выясняется, что у них вообще отсутствует желание работать, в связи, с чем собственно профконсультация нецелесообразна до тех пор, пока они не пройдут консультацию врача или психолога.

6. Недостаток информации. Большую роль в готовности к выбору играет уровень информированности старшеклассников, как о различных профессиях, так и о своих способностях и интересах. Недостаточные знания о мире профессий приводят к выбору профессии, о которой просто больше известно, чем о других.

Профессиональное самоопределение - это шаг взрослого человека, свидетельствующий об устойчивости его интересов, зрелом «Я». Профессионально незрелый клиент вообще не готов к консультации, так как боится свободы и ответственности выбора и заранее делегирует полномочия по выбору профессии профконсультанту.

По нашим наблюдениям, профессионально незрелые молодые люди никогда не приходят на консультацию по собственной инициативе. Вопросами их профориентации и последующего трудоустройства в большей степени заняты родители или родственники, которые и приводят их на прием к специалистам.

Формулировки:

Профессионально незрелому клиенту трудно сказать: «Да» или «Нет», гораздо чаще он говорит: «Не знаю», за которым так и слышится: «Мне все равно», «Мне ничего не надо», «Отстаньте от меня!».

Психодиагностические процедуры:

На профконсультации инфантильный клиент обычно просит даже требует назвать профессию, которая ему подходит, и у профконсультанта появляется большой соблазн выступить в роли такого волшебника. Однако это ошибочный путь, который ведет в тупик навязанного консультационного выбора.

Решение проблемы мы видим в формировании у клиента положительной «Я-концепции» (по Р. Бернсу), в основе, которой лежат три фактора: 1) убежденность в импонировании другим людям; 2) уверенность в способности к определенным видам деятельности; 3) чувство собственной значимости.

Важным моментом в жизни клиента становится повышение самооценки, которую еще Джемс (1890) определил с помощью оригинальной формулы:

Самооценка = Успешность / Притязания

Фактически посредством этой формулы он указал на два пути повышения самооценки: через увеличение числителя дроби или через уменьшение ее знаменателя.

Этот вид консультации предполагает наличие у профконсультанта высокой эрудиции, разносторонних знаний и широкого профессионального кругозора.

 

11. АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР. «АНТИПРОФЕССИИ». При неспособности к самореализации в социально полезной деятельности индивид с криминальными наклонностями совершает выбор антисоциальной «профессии».

Различные виды криминальной деятельности давно приобрели черты профессий с приставкой «анти», которая характеризует их; точки зрения социальной направленности. Они обладают почти всеми признаками профессии (предмет и место «труда», орудия «труда», субъект и цель «труда»), кроме социальной полезности. Социопаты видят в антипрофессии средство реализации примитивных желаний и удовлетворения потребностей, связанных с богатством и властью, а также криминальный способ участия в делах общества.

Формулировки:

«Почему у него есть «Мерседес», а у меня нет?»

«Почему я должен жить хуже, чем они?»

«Все воруют».

«Надо уметь делать деньги».

«У меня было трудное детство».

Психодиагностические процедуры:

Повышение рейтинга «антипрофессий» среди молодёжи благодаря их популяризации в ряде СМИ и изменившимися в обществе ценностями приводит к необходимости признания данных ориентаций при выборе профессиональной карьеры молодыми людьми и ведения профилактики выбора антипрофессий.

Профконсультант должен уметь вести разговор на темы антисоциального образа жизни и нечестных способов заработка, чтобы объяснить клиенту (чаще подростку или молодому человеку), склонному к криминальному поведению, в чем заключается опасность и паразитизм преступной деятельности.

Эти темы в силу их опасности для общества нельзя оставлять без внимания. В противном случае консультирование теряет свое воспитательное и социальное значение.

 

12. СВОБОДНЫЙ ВЫБОР. Свободы и свободного выбора в полном смысле слова не существует ввиду влияния огромного числа факторов на жизнь человека, но это не помешало Л. Зонди разработать концепцию человеческой свободы.

В соответствии с судьбоаналитическим учением, которое справедливо называется «управляемым фатализмом», существует определённая область, в пределах которой мы можем выбирать. С точки зрения Зонди [35] из наследственно и социально обусловленного круга противоречивых возможностей и ограничений, которые накладывает на нас судьба полностью вырваться не возможно. Однако, обозначив факторы и осознав их влияние на наш выбор, мы можем принять самостоятельное зрелое решение в отношении основных моментов жизненного самоопределения и самореализации. Собственно расширение и углубление взгляда оптанта на свою природу и окружение и выделение основных факторов и степени их влияния на профессиональный выбор и является предметом деятельности профконсультанта.

На человека в выборе профессии оказывают в той или иной степени влияние следующие факторы: задатки, интересы, склонности, способности; психологические качества; место жительства; морально-нравственные ценности; информационные факторы; родительские связи и установки; уровень притязаний; рекомендации; гендерные особенности; возраст; образование и кругозор; религиозные взгляды; судимость, состояние здоровья; национальность; внешние данные; семейный доход; социальный статус; воспитание.

Опросник «Трудовой мотивационный профиль» (ТМП)

Инструкция: Выберите утверждение, которое более близко вам, с которым вы скорее согласитесь. Представляйте наиболее типичные ситуации.

1. На собеседовании по трудоустройству важнее:

а) проявить себя как человек общительный, способный общаться «по-деловому»;

б) выяснить, будет ли работа стабильной, надежна ли компания-работодатель.

2. Для меня на работе важнее:

а) свободный график, возможность «реализовать себя»;

б) стабильность – знание плана работы предсказуемость событий.

3. Чтобы скорее добиться уважения у коллег по работе, надо:

а) зарекомендовать себя человеком, всегда готовым прийти на помощь, пожертвовать чем-то в интересах коллектива.

б) проявить себя как высококвалифицированный специалист?

4. Я бы скорее выбрал:

а) «синицу в руках»;

б) «журавля в небе», которого уже многие пытались безуспешно добиться;

5. Большее уважение у меня вызывают люди:

а) способные зарабатывать хорошие деньги;

б) ответственные и аккуратные в работе.

6. За свой труд я предпочитаю получать:

а) стабильный гарантированный оклад;

б) сдельную оплату, зависящую от моих возможностей.

7. Если во время совместной работы возникает какая-либо серьезная проблема, то лучше:

а) решить ее сообща, советуясь с коллегами, и нести ответственность коллективно;

б) объявить конкурс на лучшее решение проблемы, с предоставлением особых полномочий автору

лучшего решения.

8. Я считаю, что, как правило, успешной карьеры добиваются:

а) люди, которые пользуются признанием и авторитетом;

б) люди, которые постоянно ищут новые, оригинальные решения.

9. Я бы скорее предпочел:

а) стабильную работу, где бы мне приходилось трудиться в одиночестве;

б) менее надежную работу, но с интересными людьми.

10. Если бы я выиграл в лотерее значительную сумму, то я:

а) вложил бы деньги в какое-нибудь выгодное дело;

б) отложил бы деньги на «черный день».

11. Я считаю более важным, если руководитель на любом уровне:

а) имеет возможность материально поощрять сотрудников;

б) имеет возможность уделять много времени сложным профессиональным задачам.

12. Если бы мне приходилось работать больше моих коллег, то мне бы было важнее:

а) чтобы это признали и оценили сотрудники;

б) чтобы это гарантировало стабильность моего положения в организации.

13. В большинстве своем люди стремятся разбогатеть, чтобы:

а) жить полнокровной, интересной жизнью;

б) обеспечить себе уверенность в завтрашнем дне.

14. Если бы мне предложили отметить что-либо в интересной компании и с размахом, но при этом мне пришлось бы испытывать определенные финансовые трудности, то я:

а) согласился и нашел бы средства;

б) отказался.

15. Успешная работа любой фирмы зависит больше от:

а) хорошо сплоченного коллектива;

б) возможностидля сотрудников развивать свой профессионализм, свободно действовать в интересах дела.

16. Если бы у меня было достаточно средств, то я бы предпочел:

а) открыть свое дело;

б) приобрести жилье в лучшем районе города, новый престижный автомобиль.

17. Я больше получаю удовольствие от:

а) осознания хорошо сделанной работы;

б) совместной деятельности с интересными, уважающими меня людьми.

18. Чтобы работающие в какой-либо фирме сотрудники были более, надежными, надо:

а) хорошо им платить;

б) иметь с ними; теплые дружеские отношения.

19. Если бы мне предложили руководящую должность, то для меня было бы важнее:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.