Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения. Глаголобъединяет слова, обозначающие действие




Глагол объединяет слова, обозначающие действие. Из предыдущих уроков Вы, наверное, уже поняли, что по лицам и числам глаголы не изменяются, поэтому при глаголе обычно всегда стоят личные местоимения, которые и определяют лицо и число глагола. Как и в русском языке, в эсперанто различают 3 наклонения:

- изъявительное;

- условное (или сослагательное);

- повелительное.

 

Глагол в эсперанто имеет простые и сложные формы[4]. Простых форм шесть, им соответствуют окончания, описанные ранее в Уроке 2. Дополнительно к этому необходимо отметить, что глагол в повелительном наклонении, употребленный без личного местоимения, относится ко второму лицу. Однако он может относиться также и к другим лицам, в зависимости от личного местоимения.

 

Li kalkul u - пусть он считает;

Ŝi mem program u - пусть она сама программирует;

Ni pens u - давайте подумаем;

Ili lern u - пусть они учатся.

 

Форма повелительного наклонения используется также для выражения косвенной просьбы, приказа, пожелания.

La dekano diris, ke la studentoj ne malfruiĝ u. – Декан сказал, чтобы студенты не опаздывали.

Mi ne volas, ke mia fakultato est u la malprogresema en la universitato. – Я не хочу, чтобы мой факультет был последним (отстающим) в нашем университете.

 

Косвенные пожелания, приказы и просьбы могут переводиться также в форме инфинитива с винительным падежом.

Mi ne volas mia n fakultato n est i la malprogresema en la universitato. – Я не хочу, чтобы мой факультет был последним в нашем университете.

 

Согласование глагольных времен в сложноподчиненных предложениях следует правилам, близким тем, что существуют в русском языке. При этом не имеет значения, какое грамматическое время использовано в главном предложении.

Mi sci as, ke vi respond os morgaŭ. – Я знаю, что ты ответишь завтра.

Mi sci is, ke vi respond os postmorgaŭ. – Я знал, что ты ответишь послезавтра.

Mi sci os, ke vi jam respond is. – Я узнаю, что ты уже ответил.

 

Переходные и непереходные глаголы – transitivaj kaj netransitivaj verboj

 

Переходными называются глаголы, которые требуют после себя прямого дополнения (т. е. окончания n существительных и прилагательных):

Mi instruas fiziko n, la studento studas matematiko n. – Я преподаю физику, студент изучает математику.

 

Непереходные глаголы не требуют прямого дополнения:

La kaŝhelpilo kuŝas sur la tablo. – Шпаргалка лежит на столе.

La dekano parolis pri la novaj stipendioj. – Декан говорил о новых стипендиях.

Глаголы с суффиксом ig (делать каким-то) всегда переходные; глаголы с суффиксом –iĝ (делаться каким-то) всегда непереходные. Существуют и глаголы, которые могут функционировать в русском языке как непереходные, а в эсперанто как переходные.

Li adiaŭis sian infaneco n. – Он прощался со своим детством.

La sportisto uzis dopado n dum la konkurado. – Спортсмен пользовался допингом во время соревнования.

 

Некоторые глаголы используются и как переходные, и как непереходные.

La studento respondis la demando nLa studento respondis al la demando.

Студент ответил на вопрос.

Pli ol 20 gejunuloj ĉeestis la konferenco nPli ol 20 gejunuloj ĉeestis en la konferenco. – Более 20 юношей и девушек присутствовали на конференции.

 

Существует тенденция к употреблению этих глаголов как переходных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.