Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пол и возраст




Развитие личности

Социализация личности. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Выделяют следующие ста­дии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

4. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Раздел 6. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД

Темы раздела:

6.1. Пол и возраст 6.2. Темперамент. Диагностика темперамента 6.3. Характер. Акцентуации характера 6.4. Способности

 

Половые различия (мужское-женское) существуют на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях.

Морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уровне протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга.

Мальчики рождаются в среднем более крупными, чем девочки, но новорожденные девочки немного обгоняют мальчиков в созревании скелета, имеют преимущества в темпах освоения речи, у девочек раньше начинается период полового созревания. Девочки, как правило, лучше учатся в школе, а среди неуспевающих учеников преобладают мальчики. Среди мужчин более резок разброс интеллектуальных показателей: от сверходаренности и сверхинтеллектуальности до умственной отсталости и неполноценности.

Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему, и сравнительно редко встречаются сверхвысокие и сверхнизкие показатели интеллекта.

В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество в сфере проявления эмпатии, эмоционального сочувствия.

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный) возраст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т. д.). В психологии используется условный возраст, определяемый методом периодизации.

Обычно выделяют:

· младенчество;

· раннее детство;

· дошкольный возраст;

· младший школьный возраст;

· отрочество;

· юность;

· молодость;

· зрелость;

· старость.

Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития», психологические новообразования и пр.

Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический возраст, определяемые соотношением определенной суммы биологических, социальных и психологических параметров индивида с некоторыми нормативными (среднестатистическими) симптомокомплексами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.