Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура. Официальная церковь активно выступила против революционного движения




Положение церкви.

Официальная церковь активно выступила против революционного движения. Представители духовенства нередко возглавляли местные отделения черносотенцев. Однако священники не смогли оправдать надежд, которые возлагало на них правительство. В связи с этим был поставлен вопрос о перестройке церковного управления: восстановлении патриаршества. Но эта идея не была реализована.

Предоставление Манифестом 17 октября 1905 г. свободы совести стимулировало процесс секуляризации. Однако церковь по-прежнему не была отделена от государства, а школа – от церкви. Поэтому процесс секуляризации шел не "сверху", а "снизу", и представлял собой тенденции эмансипации общественного сознания от влияния религии.

В то же время этот манифест облегчил положение неправославных конфессий, особенно старообрядцев. Это способствовало усилению проправительственных настроений внутри этих организаций. Но после поражения революции правительство аннулировало и те немногие льготы, которые были предоставлены представителям неправославных религий.Это было частью общей линии властей на усиление русификаторской политики и стремлением ослабить национально-демократическое движение на окраинах России.

После 1907 г. было предпринято дальнейшее строительство церквей и монастырей, особенно в Сибири. Активно развернулся процесс канонизации местных святых. В этот же период были предприняты попытки православного духовенства создать свою клерикальную партию. В этом проявилось стремление клерикальных верхов усилить свое влияние в политической жизни.

Изменение образа жизни населения, связанное с развитием индустриализации, и революционные потрясения способствовали дальнейшему падению религиозности русского общества.

Клерикальные верхи активно поддержали начавшуюся мировую войну. В официальных церковных заявлениях говорилось: «Уцелевшие в войне выйдут обновленными, нравственно очищенными, и вся нация переродится». Открытая поддержка все менее популярной в народе войны и открытая антиреволюционная позиция православных иерархов вели к падению влияния церкви в российском обществе, особенно среди рабочих.

 

В ХХ в. Россия вступила страной развитой культуры во всех ее проявлениях: и в области гуманитарных знаний, и естественных наук, и технических достижений, и художественного творчества.

Несмотря на рост числа начальных школ и численности учащихся, всеобщее начальное образование в России в нач. ХХ в. введено не было. Наряду с сетью гимназий и реальных училищ по инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища. Возросло количество средних специальных и высших учебных заведений. В 1917 г. в России было 124 вуза. В 1905-1907 гг. значительно выросло число студентов. Среди студентов устойчиво сокращался удельный вес дворян: растущие потребности в специалистах можно было удовлетворить только давая возможность получения высшего образования представителям непривилегированных сословий.

В период революции наблюдался рост добровольных образовательных обществ. Значительное распространение получили народные университеты и рабочие просветительские общества Процесс развития образования продолжался и после революции. В 1906 г. правительство внесло законопроект о введении всеобщего начального обучения в Государственную думу, который не был реализован. Значительное распространение получили в этот период рабочие курсы и воскресные школы. Рабочие, служащие, ремесленники могли здесь слушать лекции профессоров и доцентов, получать образование в объеме средней и высшей школы. Это было связано с тем, что по-прежнему для низших слоев общества государственное образование (среднее и высшее) было малодоступно, а необходимость повышения образовательного и культурного уровня трудового населения возрастала по мере развития индустриального общества.

В годы мировой войны финансирование системы образования сокращается.

Развитие науки было связано со вступлением страны в век индустриализации.Мировых успехов добились русские ученые в естественных науках. Особенно заметно это было в отраслях, непосредственно связанных с техническим прогрессом. Нобелевскими лауреатами стали физиолог И.Павлов (в 1904 г.) и микробиолог И.Мечников (в 1908 г.). Активизация общественной жизни стимулировала развитие наук об обществе, прежде всего истории, философии, экономики.

В предвоенный период резко увеличилось количество печатных изданий, в том числе массовых газет и научно-популярной литературы. В 1909 г. вышел сборник статей «Вехи». Его авторы (П.Струве, Н.Бердяев и др.) призывали интеллигенцию решительно отмежеваться от революции, отказаться от чрезмерно радикальных требований. Эти призывы получили популярность у значительной части российских интеллигентов.

Популярность периодической печати резко выросла в годы мировой войны. Большинство газет и журналов имели либерально-буржуазную направленность.

В творчестве деятелей русской культуры в это время наблюдается сложная картина взаимодействия и борьбы различных школ, направлений и течений. Духу перемен, охватившему российское общество в начале ХХ века, вполне соответствовало раскрепощение культуры. Активный поиск новых форм и нового содержания привел к расцвету русской культуры, который получил название «серебряный век» («золотым веком русской культуры» была середина XIX в.).

В годы первой русской революции усилилось размежевание среди деятелей культуры. Часть примкнула к революционному лагерю, другая встала на сторону консервативно-реакционных сил. В культуре все явственнее наблюдается разделение на элитарную и массовую. В годы Первой мировой войны борьба между различными творческими школами и направлениями усиливается, как и размежевание среди интеллигенции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.