Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура




Положение церкви.

Временное правительство своей Декларацией от 3 марта ликвидировало все ограничения по принципу вероисповедания и вводило свободу совести. Тем самым был намечен курс на отделение церкви от государства. Однако в структуре правительства сохранялся пост обер-прокурора Святейшего Синода. Вначале его занимал В.Н.Львов, затем А.В.Карташев. Была проведена незначительная смена церковных иерархов: удалены лица, некогда связанные с Распутиным, и изменен состав Синода.

Русская Православная Церковь поддержала Февральскую революцию. 9 марта Святейший Синод обратился к пастве с посланием, в котором говорилось: “…доверьтесь Временному правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы”. Возник “союз демократического духовенства и мирян”, стоявший на позициях, близких к эсерам. Летом 1917 г. прошли съезды военного духовенства.

Между тем “снизу” шел процесс секуляризации. В ситуации войны происходило падение авторитета полкового священства, что отразилось в значительном сокращении количества солдат, совершающих религиозные обряды. По данным военного духовенства, доля солдат православного вероисповедания, участвовавших в таинствах исповеди и причастия, уменьшилось после Февраля в 10 раз.

Однако в духовной ситуации, которая сложилась в стране в 1917 г., обозначились позитивные для церкви тенденции. Освободившись от жесткого государственного диктата, Русская Православная Церковь сделала шаг к восстановлению византийского идеала “симфонии священства и царства”. 15 августа 1917 г. был созван первый в истории нашей церкви Поместный Собор, на котором присутствовало не только высшее духовенство, но и рядовые клирики и миряне. На этом Соборе была восстановлена прерванная Петром I в 1700 г. традиция избрания Патриарха. В ноябре 1917 г. Патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон (в миру В.И.Белавин). Так в истории РПЦ закончился синодальный и начался второй патриарший период, продолжающийся по сей день.

 

Февральская революция способствовала либерализации сферы культуры и образования. Свободно выходили издания любых политических направлений, происходило усиление университетской автономии.

Многие деятели искусства поддерживали Временное правительство. Так, А.А.Блок работал в Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царизма. А.М.Горький редактировал газету “Новая жизнь”, которая отражала меньшевистские идеи.

Искусство, как и в предшествующие годы, характеризовалось напряженными эстетическими поисками, многообразием творческих школ и направлений. Модернизм в литературе, по-прежнему развивавшийся в рамках символизма, акмеизма, имажинизма, футуризма, был представлен творчеством З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковского, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, Н.С.Гумилева, А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского и др.

Русская живопись развивалась в русле и модернизма, и авангарда. Работали художественные объединения “Мир искусства”, “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Разочарование в ценностях европейской культуры подтолкнуло многих творцов авангарда к выходу за пределы, заданные культурной традицией, и поискам иных миров с нерастраченной целостностью мировосприятия. Представители примитивизма П.Н.Филонов, П.С.Кузнецов, М.С.Сарьян пытались обновить язык искусства за счет возвращения к его истокам. Создатель супрематизма К.С.Малевич создавал беспредметные композиции, в которых формы и краски сведены к минимуму. В 1917 г. Малевич объявил себя председателем пространства. Представителем беспредметного (абстрактного) искусства являлся и В.В.Кандинский. В 1917 г. он пишет картину “Сумеречное”, которая представляет собой ансамбль движущихся и на глазах меняющихся ритмических цветоформ. Лирические умонастроения эпохи воплощал в своей живописи М.З.Шагал. В 1917 г. он продолжал работу над своей картиной “Над Витебском”.

В целом картина мира и образ человека в русском искусстве 1917 г. предстают нецелостными, фрагментарными, лишенными абсолютных ценностей, что свидетельствует о кризисном состоянии культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.