Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура. Большевики были проводниками атеистических воззрений и имели собственное видение роли и места Церкви в новом обществе




Положение церкви.

Большевики были проводниками атеистических воззрений и имели собственное видение роли и места Церкви в новом обществе. Они разделяли тезис Маркса о том, что “религия – это опиум народа” и стремились освободить народ от “религиозного дурмана”. Юридической основой для этого стал известный Декрет ВЦИК от 20 января 1918 г. “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. По нему Православная Церковь уравнивалась в правах со всеми остальными религиозными объединениями, существовавшими в стране. Из государственной организации она превращалась в частное общество, образованное на добровольных началах. Школа становилась чисто светской.

Между тем, во второй пол. 1917–1918 гг. продолжал свою работу Поместный собор, на котором в ноябре 1917 г. после двухсотлетнего перерыва было восстановлено патриаршество. Участники Собора пытались восстановить каноническую систему управления. Создается впечатление, что высшее церковное руководство не осознавало тех изменений, которые происходили в стране. В то время, как Собор принимал Приходской устав, “Определение об епархиальном управлении”, решал вопрос о правовом положении Церкви в государстве, советское правительство приняло Декрет “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”, перечеркивая усилия участников Собора.

В годы гражданской войны высшее церковное руководство попыталось занять позицию “над схваткой”, осуждая братоубийственную бойню. Патриарх Тихон запретил допускать к совершению церковных таинств (прежде всего, исповеди и причастия) участников боевых действий, независимо от того, к какой воюющей стороне они принадлежали.

Однако далеко не все клирики в годы гражданской войны стояли на позиции нейтралитета. Многие священнослужители оказались в белогвардейских частях, а позднее – в эмиграции, где они подготовили карловацкий раскол.

 

Советская власть победила в стране с относительно низким уровнем грамотности и культуры населения. В 1919 г. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмотности. Обучение было объявлено обязательным для всего неграмотного взрослого населения. Были изданы новые буквари и пособия, проникнутые революционными идеями, созданы особые школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане привлекались к работе по обучению неграмотных в порядке трудовой повинности. За годы гражданской войны было обучено грамоте 7 млн. человек. В 1920 г. из каждой тысячи жителей России грамотными были 319 человек (в конце ХIХ века – 223).

Изменилась организация школы. Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоящая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились совместно. Работой школы руководили ученические комитеты (учкомы), находившиеся под влиянием комсомола. Задачей школы объявлялось воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм.

Советское руководство взяло под особый контроль высшее образование. С целью формирования трудовой интеллигенции было увеличено число вузов. В 1920 г. в России насчитывалось 244 вуза, в том числе 16 университетов (против 91 вуза и 8 университетов в 1913 г.). Число студентов возросло с 125 до 206 тысяч. Однако качественный состав студенчества ухудшился, так как прием в вузы осуществлялся теперь на основе социального происхождения. Обучение в вузах совсем неподготовленных людей оказалось невозможным, поэтому в 1919 г были созданы рабочие факультеты (рабфаки), слушатели которых за три года овладевали курсом четырех-шести старших классов школы. Для подготовки работников партаппарата и пропагандистов были созданы так называемые комвузы и совпартшколы.

Большевики уделяли большое внимание развитию технических и общественных наук. В 1918 г. был создан научно-технический отдел ВСНХ. В нем работали видные ученые: химики А.Н.Бах, Н.Д.Зелинский, геолог И.М.Губкин. В Петрограде был создан Рентгенологический и радиологический институт во главе с академиком А.Ф.Иоффе. Позднее из него выделился Физико-технический институт, сыгравший огромную роль в развитии отечественной физики.

Октябрьская революция повлекла за собой радикальные перемены в искусстве. Страна пережила невиданный культурный подъем, вызванный ломкой старого мира. Модернистские течения символизма и акмеизма с характерным для них декадентским мироощущением постепенно изживали себя. В первые послереволюционные годы на первый план в отечественном искусстве выдвинулись деятели художественного авангарда, представлявшие “левые” течения искусства. Они участвовали в оформлении массовых празднеств (мистерий) победившей революции в Петрограде, Москве, провинции; подключились к осуществлению плана монументальной пропаганды, по которому предполагалось установить 66 памятников предтечам Октябрьской революции.

Художественная деятельность авангардистов приобрела характер мифотворчества. Главным мифом, который своими средствами творил авангард, был миф о рождении нового мира. Как полагали многие представители русского авангарда, им выпала уникальная возможность распространить свое влияние на всю Россию, сделав ее ареной не только социальных, но и художественных миростроительных экспериментов.

Различные направления авангардизма в живописи разрабатывали К.С. Малевич, П.Н. Филонов, П.П. Кончаловский, К.С. Петров-Водкин, В.Е. Татлин и др. При этом мыслящие и творящие в духе авангарда художники, скульпторы, архитекторы, поэты и писатели были склонны к отказу от классического наследия, призывали сбросить Пушкина и Рафаэля с “парохода современности”. Сторонники такого радикализма, литераторы и критики, создали в 1918 г. общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения.

Государство в первые послереволюционные годы почти не вмешивалось в литературно-художественные вопросы, в эстетические дискуссии. Нарком просвещения А.В.Луначарский говорил: “Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полного нейтралитета”.

Представители авангарда пытались монополизировать советское искусство, но им это не удавалось. В культуре продолжали существовать течения традиционного плана. Эстетики реализма придерживались И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, С.В. Малютин и др.

В 1920 г. в Москве возник Союз художников и поэтов “Искусство-жизнь”, который выпустил два номера журнала “Маковец” (по названию холма, на котором Сергий Радонежский основал Свято-Троицкий монастырь). Вокруг журнала вскоре возникло одноименное объединение, куда входили С.В.Герасимов, В.Н.Чекрыгин, Н.А.Чернышов и др. Представители “Маковца” обратились к языку русской иконы и фрески.

Первые годы Советской власти характеризовались стремительным ростом числа театров. Новые театры стояли, как правило, на левых позициях, отрицая старое театральное искусство. Среди идеологов “театрального Октября” самое видное место занимал В.Э.Мейерхольд. Первые советские пьесы (напр., “Мистерия-буфф” В.В.Маяковского) были плакатными, агитационными, но именно такое искусство было востребовано гражданской войной.

С особым вниманием Советская власть относилась к кинематографии, обладавшей колоссальными пропагандистскими возможностями. Не случайно Ленин назвал кино “важнейшим из искусств”. Первые советские художественные фильмы стали выпускаться еще в годы гражданской войны. В 1920 г. вышел в прокат “Броненосец Потемкин” С.М.Эйзенштейна, завоевавший мировую славу.

Судьба многих выдающихся русских писателей, художников, композиторов в эти годы складывалась весьма драматично. Оказались в эмиграции С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, А.И.Куприн, И.А.Бунин, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.В.Кандинский и многие др. А.А.Блок, радостно принявший Октябрьскую революцию и выразивший это восприятие в поэме “Двенадцать”, умер в 1921 г. в состоянии крайней нужды. В том же году по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре был расстрелян Н.С.Гумилев.

Позитивное значение имели принятые в 1918 г. советским руководством решения о переводе российского календаря на новый стиль и о реформе русской орфографии. Из алфавита были исключены некоторые устаревшие буквы (ер, ять и др.), вследствие чего орфография значительно упростилась.

Таким образом, в исследуемый период в советской культуре и просвещении создавались основы для реализации плана “культурной революции”, который Ленин изложил в статье “О кооперации”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.