Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая система. Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства




Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Началась она с реорганизации политического руководства: вместо двух органов в ЦК – Президиума и Бюро Президиума в соответствии в Уставом партии был создан Президиум ЦК КПСС (в составе 10 членов и 4 кандидатов).

Руководители карательных органов были смещены и осуждены в 1953-1954 гг. за массовые репрессии по сфабрикованным “делам”, восстановлен прокурорский надзор за следственными органами госбезопасности, ликвидированы особые внесудебные органы (Особые совещания при МВД СССР). Были упразднены “тройки” – особые трибуналы. У МВД отобрали управление лагерями, передав ГУЛАГ в систему министерства юстиции.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационное руководство ими осуществлялись непосредственно Военной Коллегией Верховного суда СССР и Пленумом Верховного суда СССР.

В конце 50-х гг. получила распространение передача некоторых государственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны общественного порядка. В соответствии с постановлением “Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране” повсеместно создаются ДНД (добровольные народные дружины). К 1962 г. их в стране насчитывалось более 130 тысяч и они объединяли в своем составе более 4-х млн. человек.

Происходит снижение государственного статуса органов госбезопасности и как следствие-появление в марте 1954 г. партийного решения о выделении Комитета государственной безопасности из Министерства внутренних дел и организации его деятельности при Совете министров СССР при всеобъемлющем руководстве и контроле со стороны КПСС. Функции КГБ пересматривались в направлении переноса центра тяжести на собственно разведывательную и контрразведывательную деятельность со значительным сокращением функций внутриполитического контроля и сыска.

Если раньше идеологическое влияние на правоохранительные институты государства осуществлялось в завуалированной форме и партийные органы не вторгались в чекистскую работу, то уже с 1953 г. местные партийные организации получили право производить проверки органов госбезопасности, заслушивать руководителей подразделений КГБ на бюро обкома или крайкома партии. Усиление партийного контроля над деятельностью органов госбезопасности рассматривалось как восстановление ленинских принципов в деятельности органов ВЧК-КГБ и возвращение к социалистической законности. В целом эти преобразования вписывались в вышеназванную систему мер по укреплению правопорядка и социалистической законности.

Проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано 23. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов уменьшился в 3 раза. Подавляющее большинство первичных профсоюзных организаций возглавляли не “освобожденные работники”, а активисты. Расширились права профсоюзов.

В 1962 г. Хрущев провел партийную реформу. Она изменила структуру партии, разделив ее на две: одна половина должна была заниматься промышленностью, другая – сельским хозяйством. Все партийные организации, от районных до центральных, тоже были разделены и превращены в органы, специализирующиеся в руководстве одной из двух частей экономики и возглавляемые ответственным лицом. По своему смыслу реформа упраздняла районные партийные организации. Решение всех вопросов на этом уровне переносилось в “производственные зоны”, управлявшиеся районными ответственными лицами. Те же принципы были применены в отношении комсомола и других общественных организаций. Предпринятая реорганизация имела многочисленные недостатки: рост бюрократии; разобщение секторов экономики; общую дезорганизацию; сокращение аппарата и, соответственно, его недовольство.

Был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В их ведение было передано свыше 11 тысяч предприятий. Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик. Республиканские органы самостоятельно стали распределять средства между республиканскими и местными бюджетами.

Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизацию их деятельности. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление “Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усиление их связи с массами”. В постановлении определялись задачи Советов: улучшение организационно-массовой работы и укрепление связи Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых организаций.

Таким образом, либерализация в политической системе хрущевского периода происходила по нескольким направлениям:

– реорганизация государственной структуры;

– восстановление коллегиальности;

– восстановление правопорядка и законности.

В целом, изменения, которые происходили в 1953-1964 гг. в государственной системе, носили незначительный характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем со стороны партии, оставаясь в большей степени как бы законным прикрытием диктатуры пролетариата.

Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964 г. сместил Н. С. Хрущева со всех государственных и партийных постов. Закончилось “великое десятилетие” Хрущева.

Как и любой реформатор, Хрущев был весьма уязвим: ему приходилось изменять систему, опираясь на ее же собственные ресурсы. Готовность общества к переменам была весьма ограничена и жесткими рамками идеологической программы “строительства коммунизма”, и организационно (бюрократия и партия не были заинтересованы в реформах) и социально (отсутствие в обществе серьезной оппозиции власти). Нельзя сбрасывать со счетов волюнтаризм и субъективизм самого Хрущева.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.