Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое развитие




Одной из важнейших задач Российской Федерации как суверенной страны было формирование новой государственности. В этом процессе можно выделить два направления: изменение системы государственной власти и развитие федерализма.

 

а) Политическая конфронтация.

Формирование новой государственности предполагало изменение общественного строя, отказ от коммунистической идеологии. В апреле 1992 г. на совещании глав республик, администраций краев и областей Ельцин заявил, что “государство сменило свою юридическую личность, сменился общественный строй”, но тогда такая декларация была не вполне обоснована. Весной 1992 г. началась открытая борьба политических элит и политических партий за отстаивание принципов функционирования органов власти России.

Продолжала действовать Конституция РСФСР, принятая в 1978 г., согласно которой политическую основу страны составляют Советы народных депутатов (глава 2), основу экономической системы составляет социалистическая собственность на средства производства (глава 3). Конституция РСФСР не предусматривала должности Президента. Согласно ей высшим органом власти в стране был Съезд народных депутатов и избранный им Верховный Совет республики, а на местах власть принадлежала местным Советам народных депутатов. Созданные президентские структуры в эту систему не вписывались. Принятие же новой Конституции России могло быть осуществлено лишь съездом народных депутатов, который не хотел идти на расширение президентской власти. Так обозначилась “конституционная ловушка”, сложилось своеобразное двоевластие, начались конфликты между Президентом и Верховным Советом.

Уже в середине 1992 г. начались разногласия в “августовской” коалиции (противостоящей ГКЧП в августе 1991 г.), которая поляризовалась по двум линиям: поддержки Президента и защиты Съезда народных депутатов. Депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, недовольные монетаристским курсом правительства Е.Т.Гайдара (он исполнял обязанности премьер-министра), требовали корректировки экономической политики. Однако сам Ельцин тогда еще пользовался доверием депутатов и сумел добиться предоставления ему широких полномочий, вплоть до издания указов законодательного характера. Во второй половине 1992 г. В оппозицию к Ельцину перешел вице-президент А.В.Руцкой, к которому примкнули председатель Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатов и председатель Конституционного суда В.Д.Зорькин.

Конфликты по частным вопросам переросли в резкую конфронтацию, обострившую ситуацию в стране. Оппозиция обвиняла Президента в забвении интересов народа, в распродаже национального богатства страны, в коррупции. Под ее давлением в конце 1992 г. Гайдар ушел в отставку с поста руководителя правительства, и премьер-министром стал глава крупнейшей корпорации РАО “Газпром” В.С.Черномырдин. В январе 1993 г. Ельцин призвал Верховный Совет заключить конституционное соглашение и прекратить полемику, однако оппоненты этот призыв отвергли.

25 апреля 1993 г. в России состоялся референдум, на который были вынесены вопросы, согласованные между Президентом и Верховным Советом. Это были вопросы о доверии Президенту и проводимому им социально-экономическому курсу, а также о необходимости досрочных выборов Президента и Верховного Совета РФ. В референдуме приняли участие 64% избирателей, о доверии Президенту заявили около 59% проголосовавших, его социально-экономическую политику одобрили 53%. За досрочные выборы президента проголосовали всего 40% участников референдума, за досрочные выборы парламента – 70%. Таким образом, референдум не снял остроты политической конфронтации.

 

б) Политический кризис осени 1993 г.

Отношения Президента и Верховного Совета РФ зашли в тупик. Между сторонниками Президента и парламента развернулась настоящая война компроматов. Верховный Совет начал разработку законов, направленных на отстранение Президента от руководства исполнительной властью. Ведущей силой оппозиции стала воссозданная в февраля 1993 г. Коммунистическая партия (КПРФ), которую возглавил Г.А.Зюганов. КПРФ выступала за восстановление социалистического строя, возрождение СССР. Рост конфронтации вылился в массовые манифестации в Москве, которые закончились столкновениями с милицией.

В этих условиях Ельцин выступил с утверждением о несовместимости демократии и Советов. 21 сентября был издан президентский указ “О поэтапной конституционной реформе”. Первым этапом этой реформы был роспуск Верховного Совета и назначение на 12 декабря выборов в новый законодательный орган власти – Федеральное Собрание. До этого времени страна должна была жить по указам Президента и постановлениям правительства. Фактически вводилось президентское правление. Указ нарушал Конституцию, которая не допускала роспуска парламента Президентом.

В ответ Верховный Совет охарактеризовал указ как государственный переворот, объявил о низложении Ельцина и привел к присяге в качестве Президента вице-президента Руцкого. Антиконституционными признал действия Ельцина и Конституционный Суд.

Ельцин отдал приказ блокировать здание Верховного Совета (“Белый дом”). На защиту парламента собрались его сторонники, многие – с оружием в руках. Неоднозначно восприняли действия Ельцина в регионах. Большинство субъектов Федерации и многие партии высказались за одновременные выборы Президента и парламента. Главы стран СНГ и большинства крупных зарубежных государств поддержали действия Ельцина.

Противостояние двух ветвей государственной власти достигло апогея 3-4 октября 1993 г., когда страна оказалась на грани гражданской войны. Защитники Верховного Совета пошли на прорыв блокады “Белого дома”, штурмовали здание мэрии Москвы и пытались захватить телецентр “Останкино”. Положение в Москве было критическим. Милиция не оказывала сопротивление мятежникам, армия колебалась. Однако 4 октября войска все же были введены в Москву. “Белый дом” был обстрелян из танковых орудий. Во второй половине дня 4 октября защитники Верховного Совета капитулировали. Руководители – Руцкой, Хасбулатов, Макашов и другие – были отправлены в Лефортовскую тюрьму. По официальным данным, во время событий 3-4 октября погибли 152 человека, по неофициальным – от 200 до 400 человек.

Существует два противоположных взгляда на события октября 1993 г. Согласно одному, Президент расправился с мятежниками, “красно-коричневыми” и откровенными фашистами во имя торжества демократии и защиты реформ. Согласно другому, Ельцин осуществил конституционный переворот, разогнав законно избранный парламент, и совершил преступление, санкционировав убийство полутора сотен граждан.

Событий 3-4 октября 1993 г. подвели черту под советской формой государственной организации России. Вслед за Верховным Советом РФ были ликвидированы Советы нижестоящих уровней (большинство из них приняло постановление о самороспуске).

 

в) Конституция РФ 1993 г.

Подготовка новой Конституции началась еще до октябрьских событий. В июне 1993 г. Конституционное совещание приступило к подготовке проекта, который был утвержден на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. За основу были взяты конституционные принципы, дающие широкие полномочия президенту в законодательной и исполнительной областях. Парламент – Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, – получил ограниченные функции.

В Конституции было закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанности государства состоят в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Россия провозглашалась социальным государством с конституционным строем и республиканской формой правления.

В Основном Законе получило юридическое закрепление разделение функций ветвей власти. Государственная власть была возложена на Президента, Федеральное собрание, правительство, органы власти субъектов Федерации, суды. Органы местного самоуправления не вошли в состав государственной власти.

Глава государства определяет внутреннюю и внешнюю политику, формирует состав правительства (Госдума лишь дает согласие на назначение его председателя), представляет Совету Федерации состав высших судебных инстанций, а судей остальных уровней назначает, формирует Совет Безопасности, Совет обороны, возглавляет Вооруженные Силы и т.д. В Конституции предусмотрен механизм роспуска Госдумы Президентом. Фактически Россия стала президентской республикой.

 

г) Развитие российского парламентаризма и президентской системы.

В декабре 1993 г. – одновременно с референдумом – состоялись выборы в Государственную Думу. Они проводились по мажоритарно-пропорциональной системе: 225 депутатов избирались по одномандатным мажоритарным округам, 225 – по общефедеральным партийным спискам. В выборах приняли участие 13 политических партий и объединений, но лишь 8 из них сумели преодолеть пятипроцентный барьер и получить места в парламенте. Накануне выборов казалось, что наибольшие шансы на победу имеет близкий к президенту политический блок “Выбор России” во главе с Гайдаром. Однако партийным спискам относительную победу (около 25% голосов) одержала Либерально-демократическая партия во главе с В.В.Жириновским, который раздавал неоправданные обещания обездоленным слоям населения, апеллировал к национальным чувствам русского народа, провозглашала державные лозунги. Хотя с учетом депутатов, избранных по одномандатным округам “Выбор России” сформировал самую крупную фракцию в парламенте (76 мест), итоги выборов демонстрировали разочарование населения в рыночных реформах и отказ в доверии представителям демократов. В целом в Думе сложился перевес левых и патриотических сил: Аграрная партия – 55 мест, КПРФ – 45 мест, объединение “Российский путь” – 25 мест.

Одним из первых актов Думы стало направленное против Ельцина решение об амнистии арестованных в связи с августовским путчем 1991 г. и октябрьскими событиями 1993 г. В дальнейшем левые фракции Думы неоднократно пытались добиться денонсации Беловежских соглашений, начать процедуру отрешения Президента от должности (импичмента). Однако им не удалось набрать необходимого большинства голосов. Избранный от Аграрной партии спикер И.П.Рыбкин вел центристскую линию.

Несмотря на острое политическое противостояние, Дума сумела принять Гражданский кодекс, законы о выборах Президента и парламента, об общих принципах устройства государственной власти, местном самоуправлении, гарантии избирательных прав.

В декабре 1995 г. прошли выборы во вторую Государственную Думу (первая была избрана на два года). В них участвовали 43 партии и предвыборных объединения. Основным представителем левых сил на выборах стала КПРФ во главе с Зюгановым. Избирательная кампания коммунистов строилась на критике рыночных реформ и политики президента. Демократические силы оказались расколотыми на несколько блоков и объединений, крупнейшими из которых были “Демократическая Россия” во главе с Гайдаром и “Яблоко” во главе с Явлинским. Политику правительства защищало движение “Наш дом – Россия” (НДР), возглавляемое Черномырдиным.

Провести своих представителей в Думу смогли только четыре объединения: КПРФ (22% голосов избирателей), ЛДПР (11%), НДР (10%) и “Яблоко” (8%). Таким образом, в парламент прошли партии, за которые проголосовало немногим более половины принявших участие в выборах. В новой Думе фракция КПРФ стала самой многочисленной. Спикером стал представитель коммунистов Г.Н.Селезнев. С фракцией КПРФ тесно сотрудничали две депутатские группы: “Народовластие” во главе с бывшим премьер-министром СССР Н.И.Рыжковым и Аграрная группа во главе с Н.М.Харитоновым. Преобладание в Думе левых сил привело к обострению противостояния между парламентом и Президентом.

В 1996 г. наступила очередь президентских выборов. На пост Президента РФ претендовало 11 кандидатов. Фаворитами президентской гонки являлись Ельцин и Зюганов. К началу президентской кампании Ельцин имел крайне низкий рейтинг – 3%. Однако агитация за Ельцина (его предвыборный штаб возглавлял Чубайс) была организована превосходно. В первом туре Ельцин набрал 35,6% голосов, второе место занял Зюганов (31,96%), третье – генерал А.И.Лебедь (14,7%). Перед вторым туром президентской команде удалось привлечь Лебедя на свою сторону. Он был назначен секретарем Совета безопасности РФ и помощником Президента по национальной безопасности. Второй тур принес победу Ельцину (53,7%), за Зюганова проголосовали 40,4% участвовавших в выборах.

Союз Ельцина с Лебедем оказался недолгим. В октябре 1996 г. секретарем Совета безопасности был назначен Рыбкин. Лебедь вновь перешел в оппозицию к Ельцину. Сам Ельцин с конца августа 1996 г. до начала марта 1997 г. тяжело болел. Между тем социально-экономическая обстановка в стране оставалась крайне сложной и накаленной.

В 1998 г. в стране продолжался кризис государственной власти, в значительной мере обусловивший кризис финансово-экономический. Ельцин искал выход из кризиса на пути кадровой политики: в течение года он сменил трех премьер-министров. Пришедшее к власти в сентябре 1998 г. правительство Примакова по сути было коалиционным. В его состав вошли представители всех крупных фракций Госдумы. Но уже в мае 1999 г. кабинет Примакова был отправлен в отставку, а главой правительства был назначен Степашин.

С конца 1998 г. все политические силы начали активную подготовку к выборам в Государственную Думу в конце 1999 г. и выборам Президент в марте 2000 г. Ельцин официально объявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на третий срок, но его волновал вопрос о преемнике. 9 августа пост премьер-министра занял Путин, сменив Степашина.

Новый премьер-министр проявил себя энергичным, решительным и масштабно мыслящим руководителем. Общество увидело в нем политика, способного объединить различные политические силы. В результате после выборов в Государственную думу, состоявшихся в декабре 1999 г., в российском парламенте сложилась принципиально новая расстановка сил. Значительного успеха (83 места из 450) добилось избирательное объединение “Единство”, созданное “в поддержку Путина” (лидеры Шойгу, Карелин, Гуров), 84 места получила КПРФ, 46 – “Отечество – вся Россия”, 31 – “Союз правых сил”, 19 – “Яблоко”, 16 – ЛДПР.

Успех центристских сил на выборах в Думу позволил Ельцину оставить свой пост досрочно, о чем он заявил в прямом эфире 31 декабря 1999 г. Согласно Конституции, обязанности Президента стал исполнять глава правительства Путин. 26 марта 200 г. в первом туре он одержал победу на президентских выборах. Пост главы правительства занял М.М.Касьянов. С уходом Ельцина закончился первый этап сложных преобразований старой советской социально-экономической и политической системы.

Первые шаги нового Президента России были направлены на укрепление “вертикали власти”, повышение авторитета и роли государства в жизни общества. Одновременно подчеркивалось, что демократический выбор, сделанный страной в 1990-х гг., не подлежит пересмотру.

Началась реформа системы местного самоуправления. В сжатые сроки удалось привести местные законы в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законодательством, а также создать в округах органы прокуратуры и внутренних дел. Эти меры усилили роль центра на местах, укрепили Федерацию, восстановили единое законодательное пространство России.

Одновременно началась подготовка и разработка других реформ (аграрной, налоговой, судебной, военной, административной и т.д.). По инициативе Президента была проведена реформа Федерального собрания. Совет Федерации теперь формируется не из губернаторов, а из представителей регионов (по два от каждого), избираемых их законодательными органами и назначаемыми главами администраций.

Продолжалось совершенствование российской многопартийной системы. Закон о политических партиях признает таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения и являются общефедеральными.

В результате вместо примерно 300 политических организаций, участвовавших в выборах в 1999 г., к выборам в Государственную Думу 2003 г. было допущено только 26. Наибольшие шансы имела партия “Единая Россия”, которая образовалась в 2001 г в результате объединения движений “Единство” и “Отечество – вся Россия”. Лидерами ее стали Б.В.Грызлов, Ю.М.Лужков, М.Ш.Шаймиев и С.К.Шойгу. На выборах “Единая Россия” набрала более 37% голосов, КПРФ получила 12%, ЛДПР – 11%, блок “Родина” – 9,1%. Серьезное поражение потерпели правые: ни “Яблоко”, ни СПС не преодолели 5-процентный барьер и в Думу не прошли.

В марте 2004 г. Путин был избран Президентом на второй срок.

В декабре 2007 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Согласно новому избирательному принципу, выборы по мажоритарным одномандатным округам уже не проводятся, депутаты избираются только по партийным спискам. В выборах участвовали 12 партий, прошли в парламент четыре партии. Решительную победу одержала “Единая Россия” (315 мест), на втором месте – КПРФ (57 мест), затем – ЛДПР (40 мест) и “Справедливая Россия” (38 мест). Итоги выборов свидетельствовали о массовой поддержке народом президентского курса, ибо партийный список “Единой России” возглавлял сам Путин.

 

д) Развитие федерализма.

Россия является федеративным государством, включающим 89 субъектов. До весны 1992 г. высшие представительные и исполнительные органы власти совместно работали над подготовкой Договора о разграничении компетенции между федеративными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, автономных образований, позволявшего сохранить целостность России. 21 апреля он был принят на VI съезде народных депутатов РСФСР. Его текст был включен в Конституцию страны, которая приобрела наименование “Российская Федерация, Россия”.

В 1992-1993 гг. федеративные отношения в России характеризовались преобладанием центробежных тенденций. Однако начавшийся еще в СССР парад суверенитетов удалось остановить в рамках Федеративного Договора (март 1992 г.), новой Конституции РФ (1993 г.), Договора об общественном согласии (апрель 1994 г.). Опорой Президента стали созданные в 1992 г. Совет глав республик (октябрь), Союз губернаторов (ноябрь).

В 1994 г. был подписан договор о разграничении полномочий между федеральной властью и Татарстаном, давший республике значительно более широкие права по сравнению с другими субъектами. В общей сложности в 1994-1995 гг. было подписано 20 двусторонних договоров с российскими автономиями. В результате национально-территориальные субъекты приобрели существенно большую самостоятельность, чем территориальные, что вызвало обоснованное недовольство руководителей краев и областей.

Однако в 1990-х у федеральных властей отсутствовала продуманная национальная политика, что особенно отрицательно сказалось на Кавказе, в частности, в Чеченской республике. В конце 1991 г., разогнав законно избранные органы власти, к руководству в Чечне пришел генерал Д. Дудаев. В республике утвердился открыто криминальный режим. Дудаев провозгласил независимость Чечни, которую никто не признал, но с которой до середины 1994 г. никто не боролся. Пользуясь попустительством Москвы, Дудаев захватил значительную часть имущества и вооружения российских войск в Чечне. Территория республики превратилась в базу, с которой преступные группировки проводили криминальные операции по всей России.

Для наведения конституционного порядка в декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены федеральные войска. Началась кровопролитная война, унесшая десятки тысяч человеческих жизней. Окончание первой чеченской кампании ознаменовалось подписанием Хасавюртовских соглашений. В августе 1996 г. полномочный представитель Президента в Чечне генерал Лебедь подписал с начальником штаба боевиков А.Масхадовым соглашение о прекращении огня и выводе федеральных войск с территории республики. Чечня получила возможность избирать новое руководство (Дудаев был убит, а поставленного Москвой Д.Завгаева чеченцы считали предателем). Вопрос о политическом статусе Чечни был отложен на пять лет. В мае 1997 г. Ельцин и Масхадов, избранный президентом Чечни, подписали в Москве договор о принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской республикой Ичкерия. Фактически Чечня стала независимым государством. Однако эти соглашения лишь отсрочили новое столкновение с боевиками, получившими возможность беспрепятственно строить в Чечне криминальный режим, прикрывающийся исламскими религиозными лозунгами.

Начало новой чеченской кампании осенью 1999 г. было спровоцировано террористическими актами боевиков: вторжением в Дагестан и взрывами жилых домов в Москве. Контртеррористическая операция в Чечне завершилась установлением контроля федеральных властей практически на всей территории Чечни. В самой Чечне большая часть населения хотела мирной жизни и была согласна с вхождением республики в состав РФ, что показал проведенный в марте 2003 г. референдум. В октябре 2003 г. президентом Чеченской республики был избран А. Кадыров. Однако положение в Чечне оставалось нестабильным; в мае 2004 г. в результате террористического акта А.Кадыров погиб. В настоящее время президентом Чеченской республики является его сын Р.Кадыров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.