Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя политика. Во внешней политике России в 1992-2007 гг




Во внешней политике России в 1992-2007 гг. можно выделить два направления. Первое охватывает отношения с бывшими республиками СССР – странами ближнего зарубежья, второе – отношение с остальными государствами мира – дальним зарубежьем.

 

а) Отношения со странами ближнего зарубежья.

Отношения с ближним зарубежьем в 1992-2007 гг. формировались в рамках Содружества Независимых государств (СНГ), а также на двусторонней основе. СНГ было создано в Алма-Ате в декабре 1991 г. В него входят 12 государств: Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.

Развитие СНГ проходило с немалыми сложностями, поскольку новые государства руководствовались различными, зачастую противоположными интересами.

Все страны СНГ получили право на создание собственных вооруженных сил. Первоначально было сформировано Главное командование Объединенных вооруженных сил СНГ. Но затем начался раздел вооруженных сил, инициатором которого выступила Украина. Все страны СНГ сформировали национальные армии.

Контроль над ядерным оружием остался в руках России. В военно-космической области Россия тесно сотрудничает с Казахстаном, на территории которого находится космодром Байконур, взятый нашей страной в аренду на 20 лет.

Отношения между Россией и Украиной осложняются вопросом о судьбе Черноморского флота. В августе 1992 г. он был выведен из состава Объединенных вооруженных сил СНГ и передан в совместное управление России и Украины. Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. Тем не менее, в настоящее время Украина пытается добиться от России новых уступок, связанных с российским военным присутствием в Крыму. В свою очередь, Россия недовольна сотрудничеством Украины с НАТО, в частности, проведением совместных военно-морских маневров сил Украины и НАТО в Черном море.

Большое положительное значение имеет сотрудничество пограничных войск стран СНГ. В 1999 г. была достигнута договоренность о создании военного ядра СНГ с участием Росс, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Важным аспектом внешней политики в ближнем зарубежье стала миротворческая миссия России. С ее участием ведут переговоры между правительство и оппозицией в Таджикистане, между Грузией и Абхазией, между Азербайджаном и Арменией, между Молдавией и Приднестровьем. Один из аспектов этих усилий – пребывание российских военных частей в качестве миротворческих сил в Абхазии, Приднестровье и Таджикистане.

Экономическое сотрудничество стран СНГ нельзя назвать стабильным и плодотворным. Не удалось реализовать идею постепенной экономической интеграции бывших советских республик по модели Европейского Союза. Сильные различия в характере и темпах преобразований в странах СНГ делают фактически невозможных их взаимодействие на основе единых экономических правил. В настоящее время СНГ представляет собой полезный форум для координации практических задач (например, в области транспортных инфраструктур) и для обмена мнениями относительно конфликтных зон в регионе. Но как институт региональной интеграции на постсоветском экономическом пространстве СНГ пока не состоятелен. По официальным данным, действует лишь каждое десятое из восьми сотен соглашений, заключенных в рамках СНГ.

На сегодняшний день можно обозначить четырехярусную структуру взаимодействия России и стран ближнего зарубежья.

1. Союз России и Белоруссии (1997 г.) – наиболее тесное сообщество, тяготеющее к переходу в конфедерацию.

2. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан (Евразийское экономическое Сообщество – ЕвразЭС) – углубленная, прежде всего экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и платежном союзах.

3. Страны – участницы СНГ.

4. СНГ и государства Прибалтики.

Отношения России со странами Прибалтики (Латвией, Литвой и Эстонией) представляют достаточно острую проблему. В августе 1994 г. завершился вывод российских войск с территории этих государств. Нарушения гражданских прав русских, особенно в Латвии и Эстонии, территориальные претензии к России осложняют формирование дружественных отношений с этими странами.

Важным элементом сохранения и развития отношений с бывшими республиками СССР являются культурные связи. Проводится традиционный музыкальный фестиваль в Витебске “Славянский базар”, в ряде стран СНГ – Дни российской культуры. Проходят международные театральные и кинофестивали. При всех проблемах и трудностях удалось сохранить основу общего культурного пространства стран СНГ.

 

б) Отношения с дальним зарубежьем.

В отношениях с дальним зарубежьем Россия в 1992-2007 гг. прошла путь от эйфорических, но неоправданных надежд на тесный союз с США, на вступление в ЕС к выработке своих национально-государственных интересов и умению их отстаивать на основе равноправного партнерства.

В 1992-1994 гг. важнейшим приоритетом внешней политики России являлось установление партнерских отношений с США. В январе 1992 г. Ельцин и президент США Дж.Буш-старший подписали декларацию “О принципах новых отношений между Россией и США”, в которой провозглашалось, что отношения между двумя странами будут строиться на основе дружбы и партнерства. В марте 1992 г. Россия и другие страны СНГ вступили в Совет Североатлантического сотрудничества. Это стало началом партнерства между странами СНГ и НАТО. В 1994 г. Россия и страны СНГ вступили в программу “Партнерство ради мира”, в которой наряду с ними принимали участие страны Восточной Европы. Совместно с НАТО Россия принимала активное участие в разрешении всех вооруженных конфликтов в мире: на Ближнем Востоке, на территории бывшей Югославии (в Боснии) и т.п.

К 1994 г. российские войска покинули страны Восточной Европы. Продолжались переговоры по сокращению гонки вооружений. В январе 1993 г. между РФ и США был подписан Договор СНВ-2, предполагающий сокращение уровня ядерного противостояния к 2003 г. на две трети.

В апреле 1992 г. Россию приняли в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Экономическая поддержка этих международных организаций позволила России получать кредиты на выгодных условиях. Летом 1992 г. российский Президент впервые принял участие в саммите “большой семерки”, куда входят семь наиболее крупных индустриальных государств мира. С этого времени встречи стали постоянными, а “семерка” формально превратилась в “восьмерку”. Правда, пока Россия принимает участие в политических дискуссиях, а не в экономической части саммита.

В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. В ноябре 1996 г. было подписано соглашение о партнерстве России с Европейским Союзом (ЕС). Будучи правопреемником СССР, Россия стремилась проводить согласованную с другими странами политику в отношении внешнего долга. В апреле 1996 г. Россия заключила соглашение с Парижским клубом о 25-летней отсрочке по выплате государственной задолженности в 40 млрд. долларов. В сентябре она стала членом Парижского и Лондонского клубов. Что облегчило ей возвращение хотя бы части от 100 млрд. долларов, которые должны были СССР многие развивающиеся страны.

Однако с 1995 г. отношения между Россией и странами Запада начали становиться все более прохладными. Наибольшие сложности были связаны с позицией НАТО. К началу 1999 г. в отношениях России с НАТО обнаружились спорные вопросы: политика по отношению к Ираку, проблема Косово, судьба договора по ПРО. В настоящее время серьезное беспокойство России доставляет расширение НАТО, стремление Грузии и Украины вступить в Североатлантический альянс.

В целом успешно развивались отношения со странами Азии. Китай стал вторым по значению торговым партером России. К 1997 г. впервые за всю историю их отношений была проведена демаркация российско-китайской границы (определена не только на картах, но и на местности) на 97% линии ее протяженности.

В отношении с Японией камнем преткновения остается вопрос “северных территорий”. Японская сторона настаивает на возвращении четырех южных островов Курильской гряды. Вместе с тем в самой Японии растет понимание необходимости развития экономического сотрудничества с Россией. С 1998 г. Россия участвует в деятельности Азиатско-Тихоокеанского экономического совета.

Надо отметить, что прозападный, не соответствующий национальным интересам внешнеполитический курс России было принято связывать с именем министра иностранных дел А.В.Козырева. Когда пост министра иностранных дел занял Е.М.Примаков, затем – И.С.Иванов, а ныне – С.М.Лавров, российская внешняя политика активизировалась на всех направлениях, стала целенаправленной и взвешенной. Сегодняшняя Россия выстраивает свою внешнюю политику на основе национальных интересов и реальных возможностей. Учитывая интересы партнеров, Россия учится бороться цивилизованными средствами за рынки, инвестиции, экономическое и политическое влияние в мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.