Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексный экономический анализ деятельности предприятий сферы сервиса




Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение предмета, объекта и задач анализа хозяйственной деятельности.

2. Какие основные требования предъявляются к организации и информационному обеспечению анализа хозяйственной деятельности на предприятии?

3. Назовите объективные и субъективные факторы оказывающие влияние на хозяйственные процессы.

4. Перечислите основные правила организации экономического анализа.

5. Какие основные виды планирование аналитической работы на предприятии вы знаете?

6. Какие связи между факторами и результатом их взаимодействия различают при анализе детерминированной зависимости.

7. Назовите основные элементы методики факторного анализа.

8. Расскажите методику анализа детерминированной зависимости при аддитивной схеме связи между факторами и результатом их взаимодействия.

9. Дайте характеристику мультипликативной схемы связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости.

10. Комбинированные схемы связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости.

11. Стохастическая схема связи между факторами и результатами их взаимодействия.

 

 

РАЗДЕЛ 2.

 

Глава 3 Анализ объёмов производства и реализации продукции (работ, услуг)

3.1 Анализ производства и реализации продукции (товаров, услуг), особенности его применения для различных видов продукции (товаров, услуг)

Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и продаж производимой продукции (работ, услуг), план развития и т.д. Производственная программа – это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации (предприятия). При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в услугах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей.

Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями услуг и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимые товары, работы и услуги. В своей деятельности организации обязаны учитывать интересы потребителей и их требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структурой:

- какие виды услуг и в каком объеме производить?

- в какие сроки должны быть готовы услуги к отправке потребителю?

- какого качества должны быть услуги в планируемом периоде?

- сколько дополнительно организация может выпустить услуг, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов?

- каков нижний предел объема выпуска услуг, при котором следует перейти в режим их консервации?

- каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства услуг?

В производственной программе определяется объем производства продукции (работ, услуг) по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.

При разработке и анализе производственной программы для оценки динамики показателей деятельности организации используют индексы изменения исходных параметров (темпы роста) и абсолютные приросты исходных параметров. При планировании производства годовой объем распределяется по кварталам, что обеспечивает ритмичность производства услуг и всей работы организации в целом.

Итоговые показатели плана по производству товаров необходимы для анализа загрузки оборудования, определения потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема производства услуг, его структуры, темпов роста производства и динамики производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и энергоемкости услуг, объемов продаж и других показателей.

К основным задачам анализа производства продукции (работ, услуг) относятся:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и продаж;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др.

В ходе анализа динамики плана производства продукции (работ, услуг) могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.) и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным.

Стоимостные показатели должны быть приведены в сопоставимый вид, поскольку в условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

Товар может быть продан по оптовым, розничным и договорным ценам. Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данной организации.

 

3.2 Анализ динамики объёмов производства и продаж продукции (товаров, услуг)

 

Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.

Известны показатели реализации туров в Египет ООО «Парус» за ряд лет (Таблица 4.1):

 

Таблица 4.1

Показатели ХХХ1 ХХХ2 ХХХ3 ХХХ3 ХХХ4
Объем реализации, тыс. руб. 885,7 932,6 980,1 1028,7 1088,4

Проанализируйте динамику объема реализации туров. Сведите расчеты в таблицу. Сделайте экономические выводы.

Решение:

Для анализа динамики объемных показателей рассчитываются базисные и цепные темпы роста, темпы прироста и абсолютный прирост.

1) Абсолютный прирост базисный: (4.1),

где yi и yб – значения показателя «у» в i-тый и базисный период времени. Базисным называется период принятый за основу для сравнения.

2) Абсолютный прирост цепной: (4.2),

где уi-1 – это значение показателя «у» в период времени i-1.

3) Темп роста базисный: (4.3),

4) Темп роста цепной: (4.4),

5) Темп прироста базисный: (4.5),

6) Темп прироста цепной: (4.6).

Среднегодовые темпы роста за период рассчитываются по формуле средней геометрической. Пусть известно значение показателя «у» за «n» периодов времени и рассчитаны цепные темпы роста Трц2, Трц3, Трцn. Среднегодовой темп роста за (n-1) период находится по формуле средней геометрической:

(4.7),

Средний абсолютный прирост рассчитывается следующим образом:

(4.8)

Сведем результаты расчетов в таблицу 4.2:

Таблица 4.2

Анализ показателей динамики реализации туров

 

Показатели ХХХ1 ХХХ2 ХХХ3 ХХХ3 ХХХ4
Объем реализации, тыс. руб. 885,7 932,6 980,1 1028,7 1088,4
Базисный абсолютный прирост, тыс. руб. -- 932,6-885,7= +46,9 980,1-885,7= +94,4 1028,7-885,7= +143 1088,4 -885,7 =+202,7
Цепной абсолютный прирост, тыс. руб. -- 932,6-885,7= +46,9 980,1-932,6= +47,5 1028,7-980,1= +48,6 1088,4-1028,7 =+202,7
Базисный темп роста, % -- 932,6/885,7* 100%=105,3 980,1/885,7* 100%=110,6 1028,7/885,7* 100%=116,1 1088,4/885,7* 100%=122,9
Цепной темп роста, % -- 932,6/885,7* 100%=105,3 980,1/932,6* 100%=105,1 1028,7/980,1* 100%=104,9 1088,4/1028,7* 100%=105,8
Базисный темп прироста, % -- 105,3-100=5,3 110,6-100=10,6 116,1-100=16,1 122,9-100=22,9
6 Цепной темп прироста, % -- 105,3-100=5,3 105,1-100=5,1 104,9-100=4,9 105,8-100=5,8

Рассчитаем среднегодовые темпы роста реализации услуг.

Выводы:

Таким образом, наблюдается увеличение объемов реализации по годам, увеличиваются базисные и цепные абсолютные приросты. Цепные темпы роста увеличиваются в каждом анализируемом периоде. Прирост объема реализации по годам по сравнению с базисным периодом составил: 5,3%; 10,6%; 16,1%; 22,9%. В среднем объем реализации увеличивался на 5,3% в год.

 

4.3 Анализ ассортимента и структуры продукции (работ, услуг)

 

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность услуг, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

Набор продукции (работ, услуг), предлагаемых организацией на рынке, называют ассортиментом.

Ассортиментная политика организации связана с общей рыночной стратегией, и в рамках этой стратегии осуществляется формирование и совершенствование состава и структуры ассортимента продукции (работ, услуг). Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства организации своего рода указателем общей направленности действий.

Совершенствование ассортимента фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:

- разработка принципиально новых видов продукции (работ, услуг), отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной;

- разработка продукции (работ, услуг), с улучшенными характеристиками относительно ранее производимых;

- сокращение ассортимента продукции (работ, услуг), не пользующейся спросом.

Оценку выполнения плана по ассортименту можно производить различными способами в зависимости от жесткости подхода к данной проблеме.

1. Способ наименьшего процента - оценка выполнения плана равна наименьшему проценту выполнения плана по всему перечню товаров и услуг.

2. По удельному весу в общем перечне наименований продукции (работ, услуг), по которым выполнен план производства услуг.

3. Способ среднего процента. Средний процент рассчитывается делением общего фактического объема услуг на общий плановый объем реализации.

Известны показатели выполнения плана реализации туров в Израиль (Таблица 4.3):

Таблица 4.3

 

Вид услуг Объем реализации услуг
План, ед. Факт, ед.
Израиль, Нетания, Residence 3*    
Израиль, Эйлат, Isrotel Agamim 4*   -
Израиль, Нетания, King Solomon Hotel Netanya 4*    
Израиль, Эйлат, Magic Palace 5* -  

Проанализируем выполнение плана по ассортименту (Таблица 4.4).

При решении будем использовать перечисленные выше способы.

Таким образом, анализ тремя способами показал не выполнения плана по ассортименту. Согласно способу наименьшего процента план выполнен на 67%, выполнение плана по двум видам услуг (Израиль, Эйлат, Isrotel Agamim 4*, Израиль, Нетания, Residence 3*) равно 0%, в первом случае услуги не продавались, во втором не были запланированы. Используя второй способ, значение выполнения плана по реализации туров в Израиль 25%, т.к. по 3 из четырех позиций план не был выполнен. Средний процент выполнения плана по ассортименту составил 77%.

Таблица 4.4

 

Вид услуги Объем производства Анализ выполнение плана по ассортименту
План, ед. Факт, ед. Способ 1 Способ 2 Способ 3
Израиль, Нетания, Residence 3*     =(550/500)*100=110% План выполнен =(1150/1500)*100%=77%
Израиль, Эйлат, Isrotel Agamim 4*   - 0% План не выполнен
Израиль, Нетания, King Solomon Hotel Netanya 4*     =(400/600)*100%=67% План не выполнен
Израиль, Эйлат, Magic Palace 5* -   0% План не выполнен
Итого:     67% 25% 77%

 

При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды услуг) и внутренние (недостатки в системе организации и управления организацией, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Структура продукции (работ, услуг) – это соотношение отдельных видов услуг в общем объеме их выпуска. Неравномерное выполнение плана по выпуску отдельных услуг приводит к отклонениям от плановой структуры, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске запланированные соотношения отдельных видов услуг.

Изменение структуры услуг оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем производства услуг в стоимостной оценке; себестоимость услуг; прибыль; рентабельность и др.

Анализ структуры услуг предполагает изучение удельного веса каждого вида услуг в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры производимых услуг, степени выполнения плана по структуре (Таблица 4.5).

В исследуемой организации уменьшение выпуска товаров произошло за счет несоблюдения плановой структуры: удельный вес изделия А уменьшился по сравнению планом на 4,08% (78,46% - 74,38%) и по товару Е – на 0,12% (0,91% - 0,79%).

Таблица 4.5

Анализ структуры услуг

Вид услуг Производство услуг, ед. Выполнение плана, % Структура выпуска услуг, %
план факт план факт
А     101,09 78,46 74,38
Б     119,64 5,59 6,27
В     144,59 5,66 7,67
Г     110,73 2,62 2,72
Д     128,88 6,76 8,17
Е     92,16 0,91 0,79
Итого:     106,64    

 

Для исследования влияния структурных сдвигов на экономические показатели используются методы факторного анализа. Исходные данные для расчетов представлены в таблице 4.6

Таблица 4.6

Исходные данные для анализа структурных сдвигов

 

Вид услуги Оптовая цена за единицу услуги в плановых ценах, руб. Производство услуг, ед. Структура производства услуг, % Изме- нение струк- туры, % Темп роста производства услуг Объем производства услуг, тыс.руб.
план факт план факт план факт
А       78,46 74,38 -4,08 101,09    
Б       5,59 6,27 +0,68 119,64    
В       5,66 7,67 +2,01 144,59    
Г       2,62 2,72 +0,1 110,73    
Д       6,76 8,17 +1,41 128,88    
Е       0,91 0,79 -0,12 92,16    
Итого:             106,64    

 

Метод прямого счета по всем видам услуг позволяет определить влияние изменения удельного веса каждого вида услуг на объем производства услуг в плановом и текущем периодах.

Влияние структурных сдвигов на объем производства услуг определяется как разность между условным объемом производства услуг при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене (V2) и условным объемом производства услуг при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене (V1):

 

. (4.9)

(4.10)

(4.11)

или (4.12),

где ∆Vстр – изменения объема производства услуг за счет изменения структуры;

Qф – общий объем производства всех услуг в текущем периоде, ед.;

Уiпл, Уiф – удельный вес i-ого вида услуги в общем объеме выпуска в плановом и текущем периодах соответственно;

Рiпл цена i-ого вида услуги в плановом периоде,

В таблице 4.7 представлены результаты расчета и анализа влияния структурных сдвигов на объем производства услуг.

Таблица 4.7

Расчет и анализ влияния структурных сдвигов на объем производства методом прямого счета по всем изделиям

 

Вид услуги   Оптовая цена за единицу услуги в плано- вых ценах, руб., Рiпл Производство услуги в ед. Удельный вес услуги в общем производства Плано- вый объем произ- водства услуг, тыс.руб. QiплРiпл Условный объем производства услуг при фактическом произвовдстве, тыс.руб. Изменение объема производства, тыс.руб.
план Qiпл факт Qiф план Уiпл факт Уiф и плановой струк- туре QфУiплРiпл и факти- ческой струк- туре QфУiфРiпл
А       0,7846 0,7438       -18700
Б       0,0559 0,0627        
В       0,0566 0,0767        
Г       0,0262 0,0272        
Д       0,0676 0,0817        
Е       0,0091 0,0079       -818
Итого:   (Qпл) (Qф)     (Vпл) (V1) (V2) (∆Vстр)

 

Из таблицы 3.3.5 следует, что разница между условным фактическим объемом производства при фактическом итоговом выпуске по плановым ценам при плановой структуре и при фактической структуре существенна, и это вызвано отличием структуры выпуска товаров в плановом и отчетном периодах. Данный структурный сдвиг вызывает изменение фактического условного объема производства услуг на 16368 тыс.руб.

Полученные данные позволяют также оценить отклонение условного объема производства при фактическом выпуске, плановой цене и плановой структуре от планового объема производства.

∆V1 = V1 –Vпл, (4.13)

 

∆V1 = 610689 –572662 = 38027 тыс.руб.

 

При учете влияния двух факторов на объем производства, изменения объема производства услуг будут выражаться следующим образом:

 

∆V2 =∆Vстр + ∆V1, (4.14)

 

∆V2 = 16368 + 38027 = 54395 тыс.руб.

Для общего объема производства:

∆V2 = 627057 - 572662 =54395 тыс.руб.

Метод прямого счета по всем изделиям и по проценту выполнения плана учитывает влияние структурного сдвига, рассчитанного с учетом отношения фактического производства услуг к плановому.

,

(4.15)

,

где ∆В – отношение фактического производства к плановому, в нашем случае:

 

∆В= 43230/40538 = 1,0664.

 

Результаты расчета влияния структурных сдвигов данным методом приведены в таблице 4.8

Таблица 4.8

Расчет и анализ влияния структурных сдвигов на объем производства

методом прямого счета по всем изделиям и по проценту

 

Вид услуги   Оптовая цена услуги в плановом периоде, руб., Рiпл Производство услуги, ед. Условный объем производства услуг при плановой цене, тыс.руб. Изменение объема производ- ства тыс.руб.
план Qiпл Факт Qiф и при факти- ческом выпуске QiфРiпл при плановом выпуске и учете отношенияфактического выпуска к плановому Qiпл∆ВРпл
А           -18726
Б            
В            
Г            
Д            
Е           -845
Итого:     (Qф) (V2) (V1) (∆Vстр)

 

В соответствии с таблицей 4.8, влияние структурного сдвига на объем производства, рассчитанного данным метолом, составляет, как и в случае расчета методом прямого счета, составляет 16368 тыс.руб.

Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический объем производства услуг:

 

(4.16)

или :

Определение изменения средней цены приводится в таблице 4.9

Таблица 4.9

Расчет изменения средней цены единицы товара

за счет изменения структуры выпуска

 

Вид услуги   Оптовая цена услуги в плановом периоде, руб., Рiпл Структура производства услуг, % Изменение средней цены за счет структуры, руб.
план факт +,-
А   78,46 74,38 -4,08 -43,26
Б   5,59 6,27 +0,68 34,19
В   5,66 7,67 +2,01 34,34
Г   2,62 2,72 +0,1 5,57
Д   6,76 8,17 +1,41 8,90
Е   0,91 0,79 -0,12 -1,89
Итого:         37,86

 

Итак, за счет структурных сдвигов в объеме производства услуг, средняя цена единицы услуги возросла на 37,86 руб. Изменение объема производства услуги за счет структурных сдвигов определяется как произведение изменения средней цены на фактический объем производства услуг в отчетном периоде:

 

∆Vстр = 37,86 * 43230: 1000 = 16368 тыс.руб.

 

В результате использования трех методов расчета были получены одинаковые результаты по каждому из них, т.е. структурные сдвиги в объеме производства услуг увеличили объем производства на 16368 тыс.руб.

Проведенный анализ влияния изменения структуры выпуска товаров на объем производства услуг и среднюю цену единицы услуги показывает важность обоснованности планирования структуры услуг и выполнения принятых планов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.