Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарские занятия




Методическое обеспечение курса

«Педагогика среднего профессионального образования»

 

Тема I. Становление средней профессиональной педагогической школы в России

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки возникновения системы средней профессиональной школы в России.

2. Поэтапное становление и развитие средних педагогических учебных заведений в России.

3. Женские учебные заведения подготовки педагогических кадров.

4. Проблема педагогического образования и подготовки педагогических кадров в работах отечественных дидактов в начале ХХ века.

5. Краткий обзор системы среднего профессионального образования в советский период.

6. Переход к непрерывному педагогическому образованию. Основы построения системы непрерывного образования.

Задание 1.

Перед Вами графически изображены проблемы непрерывного образования. Какая из них Вам кажется наиболее актуальной? Наметьте пути ее реализации. Докажите свою позицию.

 

разработки и внедрения модели личностно-ориентированного обучения

 

 

                                           
 
  профессионального и личностного самоопределения
   
  профессиональной компетентности и мастерства педагога  
   
 
   
   
 
 
 
 
   
       
 
 
   
стандартизации подготовки специалистов по дошкольному воспитанию
       
гибкости образовательных структур средней профессиональной школы
 
     
дополнительного образования
 
 

 

 


Задание 2.

1. Составьте справку о том, как педагогический колледж (училище) включен в систему непрерывного образования.

Содержание справки:

1. Номер, место расположения образовательного учреждения.

2. Направленность учебного заведения в подготовке кадров (подготовка специалистов по специальностям).

3. Много (моно) функциональность образовательного учреждения: повышение квалификации педагогов города, района, региона; дополнительное образование в виде образовательных услуг: кружки, секции, лектории…

4. Уровни образования, осуществляемые средним специальным учреждением (сочетание базового уровня образования с повышенным, создание условий для получения высшего образования).

5. Содержание образования, осуществляемого в педагогическом училище, колледже.

6. Формы образования (очное, вечернее, заочное, экстернат).

Литература:

1. Андреева М.Л. Учебно - методический комплекс «колледж – вуз» //Специалист,. - 2001, № 9.

2. Голуб Л.В. Оптимизация сети и структуры профессиональных учебных заведений и формирование образовательных комплексов.// Среднее профессиональное образование. - 2001, № 3.

3. Концепция непрерывного образования (ред.ст.)//Народное образование. – 1989, № 10

4. Морозова А.В. Среднее профессиональное учебное заведение как полифункциональная сложная система.// Среднее профессиональное образование. - 2001, № 4.

5. Паначин. Ф.Г. Педагогическое образование в России. – М., 1976.

6. Пирогов Н.И. О создании педагогических гимназий в Киеве // Избр.пед.соч. – М., 1985

7. Поликарпова Т.В. Среднее профессиональное образование (общий обзор) //Специалист. – 1995, № 2.

8. Программа развития среднего профессионального образования в России. // Среднее профессиональное образование. - 2002, № 4.

9. Смятских А.Л. Страницы истории развития среднего специального образования в России //Дошкольное воспитание. – 1994, № 5.

10. Шкодкина Н.Н. Колледж как системообразующий элемент в системе непрерывного образования малого города. //Среднее профессиональное образование. - 2001. № 7.

11. Щепотин А. Р. и др. Пути дальнейшего развития среднего профессионального образования в современных условиях.//Среднее профессиональное образование. - 2001, № 10.

 

Тема II. Гуманистическая направленность в системе подготовки студентов среднего педагогического учебного заведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие общекультурных компонентов в содержании образования: аксиологические аспекты готовности педагога; выработка критериев гуманизации образования; соотношение догматической и гуманистической функций образования; современное образовательное учреждение как социальный институт.

2. Гуманистическая направленность педагога как система ценностных ориентаций.

3. Личностные качества педагога и удовлетворенность профессией как факторы, определяющие гуманистическую направленность деятельности преподавателя.

4. Вопросы теории взаимодействия этического и педагогического знания.

5. Как вы понимаете переход от «закрытого» к «открытому» свободному образованию?

Литература:

1. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования //Педагогика. – 1994, № 5.

2. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования //Гуманитарное образование. Теория. Практика. – СПб, 1994.

3. Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования //Гуманизация образования. Теория. Практика. – СПб, 1994.

4. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности //Вопросы психологии. – 1989, № 5.

5. Митина Л.М. Управлять или подавлять. Выбор стратегии профессиональной деятельности педагога //Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 1999, №2.

6. Мухаметзянова Г.В. Гуманитарная составляющая подготовки современного специалиста //Среднее профессиональное образование. – 1997, № 7.

7. Змеёв С.И. Основы андрогогики: Уч. пособие. – М., 1999. – Гл. 1.

8. Малахова Г.И. Практические аспекты содержания непрерывного аспекта образования как основного компонента подготовки высококвалифицированного специалиста. //Специалист. – 2002,№ 4.

9. Темник В.В. Принцип саморазвития педагогической системы колледжа.// Специалист. –2001, №8.

10. Анисимов П.А. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования.//Среднее профессиональное образование. – 2002, №4.

11. Морозова А.В. Структура целей современного среднего специального учебного заведения как социальной организации.// Среднее профессиональное образование.-2002, №5.

12. Егин Е.Д. Акмеологическая концепция среднего профессионального образования.// Среднее профессиональное образование. – 2001, № 5.

13. Медведев В.П. Непрерывное профессиональное образование и его инварианты.//Среднее профессиональное образование. –2001, № 9.

 

 

Тема III. Содержание среднего педагогического образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Стандарт образования как нормативный документ, определяющий содержание образования в педагогическом колледже и педагогическом училище.

2. Соотношение фундаментальной и прикладной, теоретической и практической подготовки.

3. Как разрешить противоречие между стремлением к гуманизации образования и абсолютизацией содержания образования стандартом?

4. Учет психологических закономерностей становления и развития в содержании образования.

5. Учебный план как документ, определяющий содержание образования в учебном заведении:

а) принципы построения учебного плана;

б) требования к учебному плану.

Литература:

1. Беспалько В.Н. Стандартизация образования: основные идеи, понятия //Педагогика. – 1993, № 5.

2. Волохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация//Народное образование. – 2000, № 6.

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования //Вестник образования. – 1995, № 2.

4. Педагогика и психология высшей школы/ Отв. ред. С.И. Самыгин – Ростов-на-Дону, 1998

5. Степанов Е. Формирование образа школы //Директор школы. – 2000, № №2, 4.

6. Стандарты образования по направлению 0313 «Дошкольное образование».

7. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования//Школьные технологии. – 2000, № 2, с. 53-66

8. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. //Психологический журнал. – 2000, № 4, том. 21, с 79 –88

9. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 2001

10. Читалин Н.А. Методологические основы проектирования содержания среднего профессионального образования с учетом требований регионального рынка труда.// Среднее профессиональное образование. –2002, № 2.

11. Масленникова В. Ш. Роль образовательного стандарта в профессиональном и социальном становлении личности студента.//Среднее профессиональное образование. – 2002, № 2.

12. Борисов Г.Н. Учебный план – начало и основ профессиональной образовательной программы по специальности.// Среднее профессиональное образование. –2002, №2.

13. Матросов П. Г. Современные требования к уровню подготовки специалиста со средним профессионально-педагогическим образованием.//Среднее профессиональное образование. – 2001, № 7.

14. Корчагин Е.А. Региональный компонент как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалиста.// Среднее профессиональное образование. – 2000, №9.

Тема IV. Структура содержания профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения как критерий отбора содержания образования в среднем профессиональном учебном заведении (содержание, составляющие компоненты).

2. Квалификационная характеристика воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

3. Защита проектов профессиограммы воспитателя дошкольного образовательного учреждения (составленный в процессе самостоятельной работы).

4. Сущность и специфические особенности профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Практические задания:

1. Выпишите требования к должностным обязанностям воспитателя дошкольного учреждения, используя «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ».

2. Заполните таблицу:

Общие требования к специалисту Специалист должен уметь Специалист должен знать Требования к квалификации по разрядам
       

 

Содержание работы. Составьте профессиограмму воспитателя дошкольного учреждения. Для этого: а) проведите наблюдение за деятельностью специалиста; б) используйте методику Л. Митиной для выявления уровня сформированности коммуникативных умений; в) результаты наблюдения и экспертной оценки занесите в схему профессиограммы.

Рекомендации:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.