Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни депривации




Влияние депривации на развитие личности

 

Формы психической депривации и ее проявления по И.В. Ярославцевой[8]:

1. Материнская депривация:

- отсутствие базового доверия к миру;

- несформированность самосознания;

- несформированность произвольных форм поведения;

- инфантилизм.

2. Эмоциональная депривация:

- снижение коммуникативно-познавательной активности;

- несформированность мотивационно-потребностной сферы;

- эмоционально-личностные нарушения;

- аффективные расстройства нарушения.

3. Социальная депривация:

- снижение коммуникативно-познавательной активности;

- трудности в установлении контактов;

- нарушение процесса социального и профессионального самоопределения.

4. Когнитивная депривация:

- снижение познавательных интересов;

- затруднение в понимании и предвосхищении событий;

- дисгармония интеллектуального развития;

- нарушение поведенческой регуляции.

5. Сенсорная депривация:

- замедление и дезорганизация развития психических процессов;

- задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения;

- дизонтогенетическое развитие.

6. Соматическая депривация:

- соматическая ослабленность;

- физический инфантилизм;

- задержка психического развития соматогенного происхождения;

- хронические болезни.

В чистом виде каждый из данных видов депривации можно выделить только в специальных исследованиях. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно выделить, как действуют отдельные депривационные характеристики в детском возрасте, накладываясь на процесс развития. Тем более трудно понять это, если человек воспитывался в условиях детского дома, школы-интерната, когда сенсорная, эмоциональная, социальная депривация сопряжены и являются следствием материнской депривации.

Для полноценного становления личности важным условием выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Если по какой-либо причине возникают препятствия общению индивида с внешним миром, то это имеет патогенное значение для его развития.

 

 

Традиционно в психолого-педагогической практике выделяются два уровня проявления депривации в зависимости от времени и полноты прерывания связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми:

 

1. Полная депривация – соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства.

2. Частичная депривация – соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.

В зависимости от уровня и степени выраженности негативных проявлений психического состояния имеется следующая дифференциация депривации:

- умеренная (легкая) степень выраженности проявлений депривации – проявляется в виде некоторой неустойчивости эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;

- средняя степень выраженности проявлений депривации – проявляется в нервно-психических расстройствах и некотором снижении интеллектуального развития;

- тяжелая степень – характеризуется задержанным темпом психического развития и умственной отсталостью.

 

 

Рис. 3 – Взаимосвязь уровней и степени выраженности депривации

 

Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей.

 

Список рекомендуемой литературы к разделу

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – М: Академия, 1998.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001.

5. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. - М., 1978.

6. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М., 2002.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988.

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб: Питер., 2001.

10. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М.: Аграф, 1996.

11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: «Академия», 1999.

12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.- М., 1991.

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.

14. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999.

15. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2-х т.: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992.

16. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов. – СПб.: «Паритет», 1999. – 224 с.

17. Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

18. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 464 с.

19. Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников. Практическая психология образования. – М., 1998.

20. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 1982.

21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика. 1986.

22. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, - М., 1986.

23. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. – Минск, 1997.

24. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3.

25. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер. 1999.

26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М., 1996.

27. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 2000.

28. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992.

29. Миллер С. Психология развития: методы исследования – СПб.: Питер, 2002.

30. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна, 1995.

31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

32. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.

33. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1986.

34. Пиаже Ж. Теория Пиаже. //История зарубежной психологии (30 – 60 гг ХХ в.). Тексты. – М., 1986.

35. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М.: Педагогика, 1982.

36. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. / Вопр. психол. - 1994 - №1.

37. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика,1990.

38. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

39. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2000.

40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1988.

41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

42. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.

43. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Флинта, 1999.

44. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1992.

45. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.

46. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. - М., 1994.

47. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – М, 2002.

48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

49. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип – 1995.

50. Ярославцева И. В. Психология депривированного подростка. Монография Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000.

Раздел 2 Психология возрастных этапов развития человека

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.