Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Предмет, метод и функции экономической теории




Неоклассики и современные экономические теории

Классическое направление в развитии экономической науки

 

В XVIII веке в экономической науке зарождается классическая школа.

Представители англичане:

Адам Смит (1723-1790);

Давид Рикардо (1772-1823).

А. Смит создал стройное учение, охватывающее практически все стороны экономической жизни - от простейших форм организации производства и обмена товарами, до экономической политики государства и международных экономических отношений. Труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) принес автору мировую известность и неофициальный титул «отца экономики».

Основные идеи, которыми руководствовался А. Смит в своей деятельности при анализе экономической жизни, заключаются в следующем:

1. Богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики (а не только в сельском хозяйстве, как считали физиократы). Отсюда ключ к богатству общество - в создании условий для повышения производительности труда, к анализу процесса создания товаров, а не только к сфере обращения, как полагали меркантилисты. Экономическая наука нашла свой объект, а с ним - предмет и метод исследования.

2. Анализируя процесс производства на капиталистической мануфактуре, А. Смит подметил огромную роль разделения труда для роста производительности отдельного рабочего и мануфактуры в целом.

3. В процессе производства товаров создается:

 

потребительная стоимость и меновая стоимость

означает полезность дает возможность

какого либо предмета обменять этот предмет

на другой в определенной

пропорции

 

Теория стоимости А. Смита объясняла, как и почему товары обмениваются на рынке, раскрыла двойственную природу товара:

1. Товар - полезная вещь.

2. Сгусток человеческого труда.

 

Это противоречие в дальнейшем привело к расколу экономической науки на:

- "политэкономию труда" и

- "экономическую концепцию предельной полезности".

4. Из теории стоимости вытекала теория денег А. Смита. Деньги - это продукт стихийного, объективного процесса развития общества, техническое средство, обеспечивающее меновый процесс. Решающей функцией денег является их функция как средство обращения. А. Смит отдавал предпочтение бумажным деньгам перед металлическими, так как они дешевле для создания.

5. А. Смит был убежден, что экономика будет функционировать эф-фективнее, если исключить государственное вмешательство и предоставить гражданам полную свободу предпринимательства. «Невидимая рука Провидения» будет сама создавать блага и выгоды для общества в целом.

6. Под «невидимой рукой» ученый понимал рынок и его главные элементы - спрос и предложение. Законы рынка заставят предпринимателя производить нужные покупателю товары и продавать их по возможно низкой цене. Это обеспечит победу над конкурентом и максимальную прибыль.

7. А. Смит проповедовал свободную конкуренцию - чем больше число производителей и продавцов, тем активнее они будут искать пути снижения издержек производства, внедрять новую технику, повышать производительность труда, снижать цены и увеличивать общественные богатство.

Давид Рикардо - сфера производства является источником стоимости и доходов, сформулировал закон трудовой стоимости.

Таким образом, представители классической школы были сторонниками саморегулируемой экономики. Их основной принцип: «Лесэ-фэр!» - «не мешайте!».

Концептуальное содержание классической школы сводится к трем пунктам:

1. требование невмешательства государства в экономику;

2. свободная конкуренция;

3. ставка на равновесные цены как инструмент соответствия между спросом и предложением.

Развитием классицизма явилась теория марксизма, созданная К.

Марксом и Ф. Энгельсом в XIX веке.

К. Маркс (1818-1883) - немецкий ученый, философ, социолог и экономист. Дискуссия вокруг его идей продолжается до сих пор. К. Маркс создал учение об общественно - экономических формациях и необходимости революционного перехода к социальной справедливости.

Фундаментом экономического учения К. Маркса является теория трудовой стоимости, основы которой заложил А. Смит.

Два свойства товара создаются двойственным характером труда, который одновременно является:

конкретным и абстрактным

совокупность специфических затраты физических

умений и навыков и умственных усилий

 

Стоимость товара создается только абстрактным человеческим трудом. Рабочая сила, как и любой товар, тоже имеет стоимость - это сумма жизненных благ, необходимых для поддержания жизни работника и его семьи.

Капиталист, покупая рабочую силу, оплачивает ее полностью, но заставляет работника трудиться сверх стоимости его рабочей силы. Эту часть стоимости К.Маркс назвал прибавочной стоимостью. Учение о природе прибавочной стоимости, её разновидностях и способах увеличения является краеугольным камнем экономического учения К.Маркса. Исследование прибавочной стоимости привело его к выводу, что интересы пролетария и капиталиста носят антагонистический (непримиримый) характер, отсюда неизбежность революционного перехода к новому общественному строю - социализму.

Замыкают «классическую школу» маржиналисты. Маржинализм происходит от англ. marginal - предельный. Эта теория предельной полезности и предельной производительности.

Представители австрийцы:

Карл Мегнер (1840-1921);

Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914);

Фридрих фон Визер (1851-1926).

Согласно этой теории ценность блага определяется не количеством труда, затраченного на его производство, как полагали классики, а субъективной оценкой потребителя.

Согласно маржинализму:

1. каждая дополнительная единица товара приносит дополнительную

«предельную» полезность;

2. между количеством потребляемого блага и его полезностью существует обратная зависимость, так как каждая следующая единица блага приносит меньшую полезность, чем предыдущая;

3. суммарная полезность некоторого количества блага представляет сумму предельных полезностей;

4. «полезность» не то же самое, что «ценность». Всякое благо полезно, но не всякое ценно. Ценностью обладают лишь редкие (ограниченные) блага.

Маржинализм подвергся жестокой критике за субъективизм, игнорирование издержек производства, но в главном он оказался плодотворным и вся неоклассическая школа опирается на идею предельности.

 

Неоклассики создали универсальную концепцию предельных величин - предельные издержки, предельный доход, предельный продукт и т.д., которая нацеливает производство на минимизацию затрат и получение максимальных полезностей.

Представители англичане:

Альфред Маршалл (1842-1924);

Джон Хикс (1904-1989);

Вильфредо Парето (1848-1923);

швейцарец Леон Вальрас (1834-1910);

немец Эдуард Бернштейн (1850-1932);

австриец Йозеф Шумпетер (1883-1950) и др.

Основоположником неоклассического направления является Альфред Маршалл. Его главная работа «Принципы политической экономии» вышла в 1890 г. (современный перевод - «Принципы экономической науки». М., 1993). А. Маршалл считается основоположником направления «экономикс» - науки о том как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести многообразные товары и распределить их для потребления сейчас или в будущем различными индивидами или группами общества. Спрос и предложение являются равнозначными элементами рыночного механизма. Рынок сам устанавливает равновесие спроса, предложения и денег.

Э.Бернштейн - «экономическая стоимость» это совокупность полезности и издержек производства.

И.Шумпетер - в работе «Теория экономического развития» 1912 г. пытается найти внутреннюю силу постоянного изменения существующей экономической системы и др.

Идеи неоклассиков широко используются экономической теорией в разделе «Микроэкономика». С их помощью раскрываются принципы рацио-нального поведения потребителей, образования и динамики издержек и цен, стратегии поведения фирмы в условиях ограниченности ресурсов и т.п.

В 30-е годы ХХ в. появилась теория регулируемого капитализма - кейнсианство. Ее основоположник английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1833-1946) издал в 1936 г. книгу «Общая теория занятости, процента и денег», перевернувшую мир в экономике. В ней Дж. Кейнс доказывал, что рынок нуждается в регулировании со стороны государства! Ранее при анализе экономических процессов применялся микроэкономический подход - деятельность отдельной фирмы в условиях свободной конкуренции - снижение ее издержек, повышение прибыли, рациональная занятость рабочей силы. Эффективное функционирование фирмы отождествлялось с экономическим благополучием общества.

Дж. Кейнс сформулировал макроэкономический подход - дал анализ взаимообусловленности совокупных (общих, суммарных) показателей - на-ционального дохода, инвестиций, потребления, сбережений, то есть анализ экономических процессов на уровне национального хозяйства в целом. Дж.Кейнса называют «отцом» макроэкономики. Он считал, что государственное регулирование должно быть направлено на стимулирование совокупного спроса. Рост спроса вызывает расширение производства товаров и уменьшает безработицу до естественного уровня.

Для этого государство должно:

- снизить проценты за кредиты;

- увеличить государственные расходы и капитальные вложения.

Рекомендации кейнсианства стали основой экономической политики стран Запада с 30-х годов и способствовали выходу из кризиса и стабилизации экономики в 40-60-е годы. Однако с начала 70-х годов нарастание темпов инфляции и замедление темпов экономического роста подорвало доверие к кейнсианским рецептам («экономике спроса») и определило возврат к неоклассической теории, где государство регулирует не спрос, а предложение с помощью денежно-кредитной и налоговой политики. Снижение налогов на предпринимателей оживляет деловую активность, но ведет к сокращению доходной части бюджета. Поэтому необходимо экономить государственные средства (сокращать бюрократический аппарат, избавляться от расходов на малоэффективные мероприятия). Эти идеи легли в основу «рейганомики» и помогли США выйти из полосы кризиса конца 70-х начала 80-х годов, правда с издержками для наименее обеспеченных слоев населения.

Среди других направлений современной экономической мысли следует выделить институциализм - (норвежец Т.Веблен 1856-1929), концепцию «постиндустриального общества» (Д.Гэлбрейт р. 1908) - где причудливо сочетаются элементы и рыночного и планового хозяйства; ордолиберализм немецкого экономиста В.Ойкена (1891-1950), где функционирует организованный рынок, исключающий политическое и экономическое подавление личности. Немецкий ученый Людвиг Эрхард предложил модель «социального рыночного хозяйства». Его идеи, изложенные в работе «Благосостояние для всех» (1956) послужили моделью немецкого, южнокорейского, тайваньского, испанского чудес ХХ века, а Л.Эрхарда считают предшественником монетаризма.

Основоположник монетаризма американский экономист Милтон Фридмен признает необходимость государственного вмешательства в экономику, но сводит это вмешательство к «косвенному» воздействию через регулирование денежной сферы. Главенствующая роль в проблеме стабилизации экономики принадлежит денежным факторам.

Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства и рынка». Это значит, что при внешней противоположности классической, кейнсианской и монетаристской теорий каждая из них являлась «парадоксальным» продолжением предыдущей с учетом изменившихся исторических обстоятельств.

Более того, названные современные теории обнаруживают свое методологическое родство:

1) все концепции преследовали одну и ту же цель - реализацию социального потенциала рыночной экономики;

2) исходили из приоритетности общерыночных ценностей - индивидуальность, конкуренция, цена;

3) опирались на одни и те же исходные положения - ограниченность, выбор, рациональность, предельность и равновесие.

Следовательно, как бы ни менялись аспекты и оценки в рамках теорий, главными элементами предмета современной экономической теории являются механизмы рынка и рыночный потенциал государства.

 

 

План лекции:

1. Предмет экономической теории.

2. Основные принципы экономической теории и экономические законы.

3. Методы исследования экономических явлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.