Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие рыночный спрос. Закон спроса




Тема 5. Анализ спроса и предложения

План лекции:

1. Принцип «невидимой руки» А. Смита.

2. Факторы, определяющие рыночный спрос. Закон спроса.

3. Факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

5. Эластичность спроса и предложения.

 

5.1. Принцип «невидимой руки» А. Смита

 

Теория рынка как наука имеет достаточно длительный период развития. Еще в 1776 году, создавая свой труд «Исследование о природе и причинах богатства» А. Смит был чрезвычайно заинтригован тем, что в кажущейся, на первый взгляд, системе взаимоотношений отдельных товаропроизводителей существует определенный порядок. Он писал: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышляет». Что же это за "невидимая рука»? Под этим термином А. Смит подразумевал загадочный механизм рыночных отношений, координирующий экономическую жизнь общества.

В соответствии с принципом "невидимой руки" каждый индивидуум вкладывает свой капитал, руководствуясь собственным экономическим интересом, в те производства, которые в данный момент имеют наибольшую норму прибыли. При этом он не думает о благе общества в целом. Однако затем все его действия как бы направляются невидимой рукой, заставляя товаропроизводителей производить товаров больше, или меньше, или даже прекратить данное производство и вложить свой капитал в другую отрасль; словом - действовать в интересах общества в целом. Почему так происходит? Почему в рыночной экономике потребитель является повелителем, словно приказывая производить те блага, в которых он нуждается? Что, в конечном счете оказывает определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары? Как работает рынок?

Ответы на такого рода вопросы для теории спроса и предложения - сердцевина микроэкономики. Большой вклад в ее развитие внесли А. Курно, А. Маршалл, Дж. Хикс и др.

Перейдем к рассмотрению вопросов, как взаимодействует спрос и предложение на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне, когда спрос и предложение равны.

 

 

Рынок - это вся совокупность взаимоотношений людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе продавцов и покупателей для извлечения выгоды и дать возможность первым продать, а вторым купить товары.

Покупатель на рынке является главным субъектом оценки товаров и услуг. Нужда, недостаток рождает потребность. Как правило, потребитель уже имеет какие-либо блага, и он вправе выбирать, стоит или не стоит приобретать тот или иной товар. Потребители стремятся удовлетворить свои потребности, приобретая товары, но не любые, а только те, которые обеспечены имеющимися деньгами, то есть речь идет о платежеспособном спросе при соответствующем уровне цен. Рынок - механизм, который обеспечивает сведение вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Результатом взаимодействия спроса и предложения является установление рыночной цены. Рынок может выступать в различных формах: дорогой магазин, «толкучки», бензозаправки, нью-йоркская фондовая биржа, ярмарки, банки, аукционы и так далее.

Анализ спроса и предложения используется для объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обмениваемых на рынке, где существует множество продавцов и покупателей, конкурирующих друг с другом.

Рыночный спрос - объем (величина) какого-либо товара, который согласны купить покупатели (один человек, группа людей, население страны в целом) в единицу времени (год, месяц, день, час) при определенных условиях.

Спрос зависит от ряда факторов (рис. 5.1.):

ожидания

климати- покупа- цена

ческие телей товара

особенности

 

накопленное Qda цены товаров

имущество заменителей

 

Вкусы и предпоч- цены дополняющих

тения товаров

 

Денежный доход

 

Рис. 5.1. Основные факторы, воздействующие на спрос

Таким образом, спрос на товар А зависит от:

QDA = f (PA, РB,... РZ, U, Т, W, Z),

где QDA - обьем спроса на товар А в единицу времени;

РA - цена товара А;

РB,...РZ - цены других товаров, в т.ч. дополняющих и заменителей.

Функция спроса может быть задана табличным, аналитическим или графическим способом. Если все факторы, определяющие обьем спроса принять неизменными, то можно записать функцию спроса в виде функции от цены на данный товар:

QDA = f (PDA)

 

Известно, что чем выше цена товара, тем меньше количество его покупают, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше его покупается. Таким образом, между ценой товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость (рис. 5.2.)

 

 

 
 


Р

D

 

Р1

 

D

Р2

 

O Q1 Q2 Q

 

Рис. 5.2. График спроса:

где, Р - цена за единицу товара,

Q - количество спрашиваемого товара.

Чем больше количество товара Q2>Q1 поступает на рынок, тем более снижается цена P2<P1. Следовательно, речь идет об обратной зависимости между этими двумя величинами, о совокупности всех продаж на данном рынке в единицу времени. Линия DD отражает закон убывания спроса. Как видно из графика (рис. 5.2.), по мере насыщения потребности покупателя цена на товар падает при прочих равных условиях. Когда же товара на рынке недостаточно, цена на него возрастает.

В чем причина такого явления? Очевидно, что рост цены вынуждает покупателя приобретать меньше продукции, а ее падение - наоборот. Закон постепенного убывания спроса действует практически для всех товаров, что обусловлено ограниченностью дохода покупателей. Понижение цены привлекает новых покупателей или стимулирует каждого потребителя данного товара совершить дополнительные покупки. Даже после приостановления роста спроса данного покупателя при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности. При повышении цены какого-либо товара его стараются заменить другим, более дешевым или потреблять меньшее количество данного товара (эффект замены). При более низкой цене человек может позволить себе приобрести большее количество данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров (эффект дохода). Таким образом, снижение цены на товар увеличивает покупательную способность потребителя, и поэтому он совершает покупку этого товара в большем количестве. Кривая спроса отражает поведение покупателя (покупателей).

Необходимо различать изменение величины спроса и изменение функции спроса. В первом случае объем спроса меняется при изменении цены. На графике это выражается в скольжении вдоль кривой спроса в связи с изменением цены (рис. 5.3.). Во втором случае происходит сдвиг функции спроса вправо или влево (рис. 5.4.). В этом случае при той же цене покупается больше (меньше) продукции.

цена

P1

 

P2

 

P3

 

P4

объем

Q1 Q2 Q3 Q4 спроса

 

 

Рис. 5.3. Изменение величины спроса

 

 

цена

 
 


Р1

 

Р2


объем

Q1 Q2 Q3 Q4 Q спроса

 

Рис. 5.4. Изменение спроса.

К парадоксам спроса относится парадокс Гиффена, когда во время голода в Ирландии в середине ХIХ века спрос на картофель, цены на который увеличились, возрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.