Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Награждение очень селективно, оно ведет прямо к цели, показывает как надо




Награждение правильных ответов существенно улучшает обучение. Это более эффективно, чем управление посредством наказания, поскольку награждение направляет поведение к цели. Использование наград - в высшей степени селективный, эффективный способ контроля над поведением, оно направляет поведение прямо к цели, показывает как надо. Гораздо легче обучить человека или животное желательному поведению, которое делает нежелательное поведение ненужным и даже невозможным, чем бороться с его нежелательным поведением. Награждение, если оно совпадает по времени с совершаемым действием, является мощнейшим способом его закрепления. Оно побуждает человека повторять данное действие и развивает стремление продолжать обучение. Что немаловажно, награждение делает добрее самого обучающего.

 

Пример. (Из книги К. Прайор «Не рычите на собаку.» - М., 1995.)

В зоопарке Бронкса служители замучились с гориллой. Им было нужно, чтобы она выходила из клетки в вольер, чтобы можно было почистить внутреннюю клетку, но она взяла манеру сидеть в дверном проеме, и, обладая недюжинной силой, не давала закрываться скользящей двери. Когда служители клали пищу снаружи или подманивали ее бананами, горилла либо не обращала на них внимания, либо хватала пищу и бежала обратно к своей двери, прежде чем ту успевали закрыть. Дрессировщика, работавшего при зоопарке, попросили разобраться. Он объяснил служителям, что размахивание бананами и подбрасывание пищи было попыткой подкрепить действие, которое еще не совершилось (выделено Н.Л.). Надо было не замечать животное, пока оно сидело в дверях, но подкреплять пищей, если оно выйдет оттуда самостоятельно. Проблема была решена.

 

Конкретные эксперименты на животных показали, что обучение с помощью наказания более длительно, чем с помощью награждения и полученные навыки быстро забываются.

Награждение хорошо сочетаются с нейтральными стимулами, такими например, как деньги, которые затем становятся вторичными подкрепителями.

 

Пример.

Если тренер хочет приучить дельфина высоко прыгать на середине бассейна, то вряд ли он сможет подвесить рыбку именно там на должной высоте. Если же дельфина кормить после прыжка, когда он подплывет к краю бассейна, то он поймет, что его награждают за то, что он подплыл к тренеру. Поэтому во время кормления тренер свистит в свисток и дельфин приучается, что свисток - это награда. Теперь, когда он выпрыгивает из воды его награждают свистком, потом награждают только за высокие прыжки на середине бассейна и т.д. Это оказалось вполне эффективным методом обучения.

 

Пример.

В свое время, пользуясь этим методом я быстро обучил своего сына 2,5 лет собирать мозаику (пазлы) по заданной картинке. Он конечно не знал как за это взяться и боялся неудачи. Я посадил его к себе на колени, собрал при нем половину картинки, затем взял кусочек, подвел его к правильному месту и сделал вид, что не знаю, куда его положить: «Куда же его деть? Куда же?» «Вот сюда». - подсказал он. «Молодец! А я то не знал.» Следующий кусочек так же и т.д. Каждый раз - щедрая похвала. Так продолжалось несколько дней, затем посредине работы я говорю: «Извини, у меня дела, я скоро приду». Смотрю - сидит собирает целый час самостоятельно, раньше столько и не заставишь высидеть ни за каким занятием. Все собрал сам. Тогда еще более щедрая похвала. С тех пор с этим делом не было никаких проблем: новые картинки собирались моментально и это стало увлечением на несколько лет. Другие ребята не знали как подступиться к этой задаче и в 5 и даже в 7 лет.

 

Известен опыт применения так называемых жетонов Скиннера в тюрьмах и в психиатрических лечебницах. Эти жетоны выдавались заключенным или больным за одобряемое поведение. Потом они обменивались на желательные для субъекта ценности (сигареты, билеты в кино, краткий отпуск и т.д.). Эксперименты показали весьма существенное изменение поведения и у тех и других в лучшую сторону.

На принципах выработки необходимых навыков и награждении построено и программированное обучение по Б.Ф. Скиннеру. Суть этого метода состоит в том, что весь объем учебного материала, который должен быть усвоен, делится на мелкие порции, каждую из которых легко понять, после «порции» знаний идут проверочные упражнения, включающие систему подсказок (предлагается выбор из нескольких вариантов ответов). После решения задач можно переходить к следующей порции знаний. Обучаемый всегда получает положительное подкрепление, поскольку легко усваивает порцию знаний и справляется с заданиями, нет возможности, что он будет решать задачу, не соответствующую его уровню знаний. Каждый может идти в своем темпе, если необходимо, можно легко вернуться к непонятому материалу. Особенно эффективно такое обучение благодаря использованию компьютера, скорость обучения возрастает порой в 10 раз.

Традиционная система обучения во многих школах также сейчас основывается только на системе наград и поощрений, что приводит к повышению успеваемости и к удивительному рвению учеников.

Кроме награждения и наказания существуют и другие формы управления поведением (см. Прайор К. Не рычите на собаку! -М., 1995), например, отрицательное подкрепление. Это неприятное воздействие на индивидуума, но в отличие от наказания, оно не наносит ему серьезного ущерба, происходит в момент совершения нежелательного действия, субъект воспринимает его как следствие собственных действий, а главное, этого воздействия можно избежать, изменив свое поведение. Например, если студенты шумят во время семинара, можно громко звонить в колокольчик до тех пор, пока они не замолчат, но как только их поведение изменится, воздействие тоже должно прекратиться.

 

Терапия

Бихевиоральный психотерапевтне занимается внутренними состояниями или историей клиента, онзанимается актуальным поведением. Для него симптом и есть болезнь, а не проявление лежащей за ним болезни. Он предлагает клиенту не угрожающую, безопасную аудиторию, клиент может выразить ранее невыраженное поведение - плач, враждебность, сексуальные фантазии и т. д., не испытывая давления или осуждения. Однако, терапевт не заинтересован в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, то есть наработкой и поощрением способов поведения, которые эффективно противостоят тем способам, которые необходимо исключить -неудобным или неправильным. Например, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакциями тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Можно сказать так; бихевиоральная терапия стремится помочь людям стать способными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать.

 

Групповая поведенческая терапия

Кроме Скиннера есть множество выдающихся ученых бихевиористов. внесших свой вклад как в научную теорию, так и в практику психотерапии, дать достаточно полный обзор их идей, слишком объемная задача. Но для современного психолога важно иметь представление о весьма распространенной модели групповой бихевиоральной терапии. Эта модель получила название групп тренинга умений. Это скорее запрограммированные курсы обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются как учащиеся, желающие приобрестиумения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки.

К видам жизненных умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решении, родительские функции, коммуникативныеумения (тренинг общения), тренинг уверенности в себе и т.д.

В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг уме­ний может касаться развития элементарных навыков, таких, например, как есть суп не проливая. В группах здоровых людей ставятся более сложные цели.

Акцент всегда делается на обучении. Например, в группе, занимающейся терапией взаимоотношений, члены группы обучаются выражать свои эмоции не возбуждая защитных или враждебных чувств в других. Показываются и отрабатываются четыре вида поведенческих умений: выражение межличностных чувств (то есть осознание своих чувств и их адекватная передача), умение правильно воспринимать партнера и его желания; умение давать эмпатический ответ (полное понимание и передача этого понимания партнеру), умение переключаться с одного вида действий на другой (адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу и обратно),умение эффективно обучать своих партнеров вышеупомянутым умениям (сотрудничество) [2 ].

Другой вид тренинга умений называется структурированно обучающей терапией и применяется для развития социальных умений, умения планировать иумения предупреждать причины возникновения стресса. Он включает использование таких базовых средств, как. например, моделирование и прогнозирование ролей, осуществление обратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу.

Однимизсамых распространенных тренингов умений является тренинг уверенности в себе. Следуя бихевиористской концепции, уверенность не рассматривается как некоторое психологическое состояние, но как характерный набор умений, которые свойст­венны уверенному человеку. В этот набор входят следующие поведенческие умения:

- умение определить и выразить свои чувства;

- умение говорить о себе;

-умение начать разговор при встрече;

- умение давать и принимать искренние комплименты;

-умение адекватно использовать мимику лица в разговоре;

- умение корректно выражать несогласие;

- умение просить разъяснений;

- умение обратиться с просьбой;

- умение сказать "нет", не чувствуясебя виноватым;

- умениебытьнастойчивым;

- умение говорить о своих разумных правах и настаивать наих реализации.

Это основные умения уверенного человека, но в принципе список может быть продолжен. Так же составляются списки основных (или разумных) прав, которые поддерживают уверенное поведение индивида:

- право быть одному;

- право бытьнезависимым;

- право на успех;

- право быть выслушанным и принятым всерьез;

- право получать то, за что платишь;

- право иметь права, например, право действовать в манере уверен­ного в себе человека;

- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

- право просить то, чего хочешь;

- право делать ошибки и быть ответственнымзаних;

- право быть настойчивым.

Прежде всего клиентам объясняется разница между неуверенным, агрессивным и уверенным поведением, также выделяется поведение называемое косвенной агрессией (или манипуляция). Например, неуверенное поведение выражается прежде всего в том, что внешнее (то, что говорится) не совпадает с внутренним (тем, что человек чувствует), то есть человек говорит «да», когда чувствует «нет». Агрессор всегда начинает фразу со слов: «А ты..., А Вы...». Например: «Что Вы себе позволяете!?», «Где Вы были с 8 до 11?..» Уверенный человек начинает фразу с «Я» («Я думаю...», «Мне не нравится...»), то что говорится совпадает с тем, что человек чувствует. Косвенный агрессор говорит так, что создается впечатление, что он думает не совсем то, что говорит, а говорит не совсем то, что думает.

Неуверенный человек позволяет другим принимать решения за себя, агрессор, напротив, принимает решения за других и они об этом знают, уверенный человек принимает решения за себя и позволяет другим принимать свои решения, косвенный агрессор принимает решения за других, но они об этом не знают.

Неуверенный человек считает, что он «не о-кей», а другие в порядке. Агрессор считает, что он «о-кей», а вот другие нет, уверенный человек считает, что он «о-кей» и другие «о-кей», не то что все люди без недостатков, но мы нормальные и как-нибудь притремся. Косвенный агрессор говорит другому, что тот «о-кей», но в душе так не думает и своими действиями так или иначе унижает его.

Неуверенный человек действует в ответ, не проявляя самостоятельности, агрессор действует необдуманно и безответственно, взваливая ответственность на других, так же действует и косвенный агрессор, но прежде всего избегая ответственности, уверенный человек действует самостоятельно, исходя из чувства ответственности.

После дискуссии по этим вопросам сучастниками проводится ряд поведенческих упражнений, развивающих умения, соответствующие уверенному поведению: активное наблюдение, умение делать комплементы, выражать свои чувства, инициировать разговор, останавливать самокритику и т.д. Клиенты обучаются реализовывать и отстаивать свои права. Их учат, как формировать позитивный образ своего "Я", как написать для себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации и как следовать ему и т.д. С ними проигрываются конкретные жизненные ситуации, в которых клиенты ведут себя неуверенно, и им помогают найти конкретные формы уверенного поведения и закрепить их. Следуя принципам бихевиоризма, ведущий группы никогда не наказывает и не критикует обучаемых, но щедро подкрепляет похвалами каждое правильное действие, каждый, даже маленький, успех.

 

Пример.

На семинаре, проводившемся в России одним американским психологом, молодая женщина выдвинула на обсуждение проблему: она не могла вести себя уверенно с начальником, который постоянно заставлял ее выполнять внеурочную работу. Психолог предложила разыграть в группе ситуацию их разговора.

Как и в реальной ситуации (члены группы по очереди исполняли ту и другую роль) разговор между «начальником» и «сотрудницей» приводил либо к конфликту, либо к покорному согласию «сотрудницы» выполнять лишнюю работу. Ситуация стала казаться тупиковой, пока один из участников семинара, исполняя роль «сотрудницы» не предложил неожиданный вариант: Во-первых, он выразил уважение к просьбе начальника и подчеркнул свою готовность помочь «родному отделу» в трудный момент, но при этом вежливо попросил дать ему за это день отгула на следующей неделе, мотивируя это важными семейными делами.

«Начальник» просто не нашелся, что сказать он вынужден был пойти навстречу «сотруднице». Руководитель семинара, не дожидаясь развития событий тут же захлопала в ладоши и искренне наградила автора идеи похвалами (как и положено в бихевиористской терапии): «отличное решение: «фифти-фифти - никто не выиграл и никто не проиграл». Надо добавить, что я много раз убеждался в практике жизни, что данная стратегия решения конфликта отлично срабатывает.

 

Для решения конфликтных ситуаций, клиентов обучают формированию сценария уверенного поведения, который включает в себя (в самом простом случае) четыре пункта (или линии):

1. Факты;

2. Чувства;

3. Пожелание;

4. Награда.

То есть в конфликтной ситуации, чтобы разрешить ее уверенным образом, необходимо изложить конкретные факты, не искажая их, рассказать о своих чувствах, испытываемых по этому поводу, высказать свое конкретное пожелание к партнеру, о том какого поведения вы от него ждете, предусмотреть награду для него, если он проявит желаемое вами поведение. Эта стратегия действительно ведет к решению большинства конфликтных ситуаций.

К сожалению, в большинстве случаев, вместо изложения фактов, люди выдвигают кучу обвинений, вместо рассказа о чувствах, обрушивают на партнера свой гнев, пожелание, если и высказывается, то в такой форме, что его невозможно выполнить, вместо награды применяется наказание. В результате всего этого конфликт не решается, а только обостряется.

Также может тренироваться способность противостоять манипулятивному поведению партнера (см. например «метод заезженной пластинки»[2 ].)

Обобщая, можно сказать, что через развитие способности действовать уверенно группы тренинга умений ведут к большей свободе и самостоятельности человека, умению справляться с трудными ситуациями.

 

 

Вопросы для контроля

1. Какие основные постулаты бихевиоризма Вам известны?

2. Что такое оперантное обуславливание?

3. Почему награждение обучает лучше,чем наказание?

4. В чем суть тренинга умений?

5. Какими умениями и правами должен обладать уверенный в себе человек?

6. Какие пункты включает в себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации?

 

Литературные источники:

1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - С.-Пб., 2000.

2. Прайор К. Не рычите на собаку. - М., 1995.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия, - М., 1990.

4. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М., 1996.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - С.- П., 1997.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.