Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансактный анализ Э. Берна




Так называемый трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения и существенно обогатил арсенал методов психотерапевта. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в основе которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограммированные игры и сценарии жизни.

 

Основные идеи

Теорию Э.Берна можно представить как состоящую из 5 основных разделов:

1. концепция значимости контактов в человеческой жизни;

2. концепция о трех Эго-состояниях;

3. анализ трансакций;

4. анализ игр;

5. анализ сценариев.

 

1. Э.Берн говорит о том, что каждое человеческое существо нуждается в постоянных контактах с другими людьми для своего развития и здоровья (особенно в детстве). Эти контакты он называет поглаживаниями. Это могут быть действительно физические прикосновения, или слова, или жесты, которые обращены к другому человеку. Позитивные поглаживания сигнализируют, что человек приветствует существование другого человека в мире, одобряет его. (Например, такая казалось бы приевшаяся формула: «Привет, привет. Как дела?» - является формой позитивного поглаживания). Отрицательные поглаживания (побои, оскорбления, игнорирование) являются формой выражения пренебрежительного отношения к существованию другого человека.

Каждый человек нуждается в определенной порции положительных поглаживаний для своего выживания и хорошего самочувствия. Он обычно стремится к получению позитивных поглаживаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.

Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако, в случае дефицита контактов человек иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.

 

Пример (из книги М. Джеймс и Д.Джонгвард [5] в сокращенном варианте).

Когда отец Сюзан оставил ее в детской больнице, ей было 22 два месяца, однако она весила как пятимесячный ребенок, а рост ее соответствовал десяти месяцам. У нее практически отсутствовали моторные навыки, она не могла ползать и не умела не только говорить, но даже лепетать. Если люди приближались к ней, она начинала плакать.

Три недели никто не навещал ее, работник больницы встретился с матерью и выяснил, что мать была уверена, что Сюзан не любила, когда ее берут на руки, и всегда хотела остаться одна. Она сказала, что отчаялась установить контакт с Сюзан.

Исследования показали, что никаких физических причин для ее отставания в развитии не было.

Одна женщина, добровольно заменившая мать Сюзан, вызвалась заботится о ней по шесть часов в день, пять дней в неделю. Персонал больницы тоже уделял девочке много внимания, ее брали на руки, баюкали, играли с ней, предоставив ей таким образом избыток физических контактов.

Два месяца спустя, хотя Сюзан еще заметно отставала в развитии, у нее появились хорошо развитые реакции. Она поправилась на шесть фунтов и выросла на пять дюймов. Она могла ползать и даже ходить, если ее поддерживали, перестала бояться незнакомых.

 

Контакты могут различаться по степени доверительности, подлинности и глубине. Чем они более они позитивны, подлинны и глубоки, тем больше удовлетворения получает личность, вступающая в такие контакты. К сожалению подлинно глубокие и удовлетворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Берну довольно редки и люди заменяют их суррогатом подлинного общения - играми. Поэтому он формулирует цель транзактного анализа: установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.

2. Эрик Берн постулирует три возможных состояния Я человека: это состояние Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, что это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает в состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя из каждого состояния человек может актуализировать определенный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.

Пояснить это можно так:

1. У каждого человека были родители, и каждый независимо от возраста хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состоя­ния Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом есть Родитель.

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответ­ствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: "В каждом человеке есть Взрослый".

3. Каждый когда-то был ребенком и хранит в себе детские состояния. Он несет в себе впечатления детских лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый хранит в себе маленького мальчика или девочку. В каждом есть Ребенок (Дитя).

Родительское состояние выражается:

а) в предубеждениях, то есть в правилах поведения, нравственных догматах и установках;

б) в критике и поучениях;

в) в заботе.

Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных решений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и адаптаций. Это состояние может проявлять себя тремя способами.

Естественный Ребенок - нежный, необученный, импульсивный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе, непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).

Маленький Профессор - интуитивный, творческий, манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет творческое начало. Хороший пример - Винни Пух, который придумывает, как ему достать мед.

Приспособившийся (адаптированный) Ребенок - это та часть эго-состояния ребенка, на которую оказали значительное влияние родители, обычно с помощью репрессивного воспитания. Например, если ребенок все время слышит: «...и не задавай мне глупых вопросов», то он может сформировать адаптацию состоящую в страхе задавать кому бы то ни было любые вопросы.

Вариантов адаптации великое множество, но существуют достаточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и промедление.

Послушание может приводить к отсутствию понимания со стороны индивида, что он на самом деле хочет. В крайних случаях (если родители требуют абсолютного послушания) это может привести к полному самоотрицанию и в результате к клинике. Для шизофрении, например, характерна полная потеря своего «Я», что проявляется в деперсонализации и отсутствии контакта с реальностью.

Отдаление может быть либо физическим (подольше погулять на улице, чтобы не сталкиваться с давящим родителем), либо психологическим (не слышать, что он говорит). Многие матери просто бесятся, когда их ребенок не слышит их, но чем больше они бесятся, тем меньше он их слышит.

 

Пример.

Одна молодая женщина, посещавшая мой кружок, пожаловалась на такую свою особенность: когда начальник на работе говорит что-то важное, она слышит только первую фразу, остальное - нет, она как бы засыпает. «Я даже на ваших занятиях как бы засыпаю, хотя вроде бы это мне самой интересно.» - призналась она. Проанализировав эту ситуацию, мы определили, что изначально это была защитная реакция, чтобы не слышать агрессивные назидания своей матери, которая «долбила» ей голову с 11 лет. Когда она проработала эту проблему и нашла более конструктивный способ противостоять родительским предписаниям, она стала слышать начальника и перестала «засыпать» на занятиях.

Некоторые мужчины признавались мне, что когда жена говорит им, что они должны купить в магазине, они слышат только первую фразу, остальное потом мучительно припоминают...

 

 

Промедление выражается в том, что ребенок тянет с выполнением родительских поручений: делать уроки, идти обедать или спать и т.д. С возрастом такая адаптация переходит во внутреннюю борьбу с самим собой.

 

Пример

Многие студенты мне жаловались, что никак не могут заставить себя писать курсовую или начать готовиться к экзаменам. Садятся за подготовку в последний день в 10 часов вечера, занимаются всю ночь и сдают на тройку. «Буквально, за волосы тяну себя за стол, чем сильнее тяну, тем сильнее сопротивляюсь...» - говорят некоторые.

Наиболее эффективным приемом для коррекции этого является парадоксальное разрешение не готовится к экзаменам, которое субъект дает своей сопротивляющейся части личности. Удивительно, но энтузиазм появляется моментально, если, конечно, клиент не лицемерит в этом разрешении.

 

Именно с адаптированным внутренним ребенком клиента наиболее часто ведется работа в практике терапии, цель которой помочь ему снова стать естественным ребенком.

3. Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция по Э.Берну не просто направлена от одного человека к другому, но исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и "сбоев" в человеческих взаимодействиях. При анализе трансакций используется специальные диаграммы взаимодействий (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. - СПб., 1992).

 

 

(а) (б) (в)

Рис.5.

 

На рис.5 (а,б,в) изображены примеры диаграмм дополнительных, пересекающихся и скрытых трансакций, приводимые примеры соответствуют диаграммам.

В случае дополнительных трансакций (а) отклик приходит из того Эго-состояния, куда был направлен первичный стимул и адресован исходному состоянию того человека, который его «отправил». В этом случае коммуникации остаются открыты и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Например, сын спрашивает: «Папа я правильно решил задачу?». Отец отвечает: «Да, но есть более простое решение.» Реплика сына направлена из его детского состояния к взрослому состоянию отца и ответ ей соответствует.

Пересекающиеся трансакции (б) возникают в тех случаях, когда ответ приходит из другого Эго-состояния партнера, чем то, куда был направлен стимул. Человек не получает ожидаемого ответа, он чувствует, что ему перечат, возникает конфликт или общение прерывается. Например, жена говорит мужу: «Я хотела бы заехать в пятницу поболтать к сестре», муж отвечает: «Черт возьми! Для меня у тебя никогда нет времени.»

Скрытые трансакции (в) характеризуются тем, что включают более двух состояний Эго и скрытое сообщение (пунктирная линия) маскируется под социально приемлемой трансакцией. Скрытое сообщение может содержать намек, подначку, оскорбление, провокацию и т.д. Например, продавец машин улыбаясь, говорит своему клиенту: «Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас.» Подспудно он обращается к Эго-состоянию Ребенка в клиенте с подначкой: «Слабо купить?»

4. Скрытые трансакции непременно присутствуют в психологических играх. Игру можно определить как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или, более кратко, как серию трансакций с уловкой.

Игра отличается от нормального, открытого и спонтанного поведения своей нечестностью, сокрытием истинных мотивов и репродуктивным воспроизведением одних и тех же ситуаций и типов взаимодействия. Нечестность таких игр выражается прежде всего в том, что явно выраженные, протекающие на внешнем плане трансакции являются как бы ширмой, а основное значение имеют скрытые, протекающие на психологическом уровне трансакции, преследующие обычно не совсем благовидные и неосознаваемые цели. Так например, в игре "Дай мне пинка" внешне неуклюжие, но "невинные" действия прикрывают желание быть жертвой, испытать мазохистское удовлетворение и снять с себя ответственность за собственные неудачи. Кроме основной цели игра приносит ведущему еще много дополнительных выгод.

Как правило, игра усваивается в детстве, часто на примере собственных родителей, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. В детстве ребенок привыкает испытывать некоторые чувства, и игра позволяет вновь и вновь испытать это старое привычное чувство (например, чувство вины) и ничего не менять в своем поведении. Часто человек стремится собирать «ярлыки» таких чувств, еще и еще раз убеждая себя в привычном отношении к себе или другим.

 

Пример (цит. по [5]).

Одна из игр, которую исполняют для сбора ярлыков неполноценности, называется «Тупица».

Сын: Я тупица.

Отец: Ты не тупица.

Сын: Нет, я такой.

Отец: Ты не такой. Помнишь каким ты был находчивым в летнем лагере? Тренер считал тебя одним из самых способных.

Сын: Откуда ты знаешь, что он так считал?

Отец: Он говорил мне об этом.

Сын: Ха, как же так получилось, что он все время называл меня тупицей?

Отец: Он просто подшучивал над тобой.

Сын: Я тупица, и знаю это. Посмотри на мои оценки в школе.

Отец: Ты только должен больше стараться.

Сын: Я уже старался, и это не помогло. У меня не хватает мозгов.

Отец: Ты способный, я уверен в этом.

Сын: Нет, я знаю, что я тупица.

Отец (громко): Ты не тупица!

Сын: Нет, я именно такой.

Отец: Как ты не можешь понять, что ты не тупица? Тупица!

 

Эрик Берн составил целую картотеку разнообразных игр, которые часто встречаются в психотерапевтической практике: «Дай мне пинка», «Если бы не ты...», «Загнанная домохозяйка», «Алкоголик», «Скандал», «Попался сукин сын», «Бедный Я» и т.д.

 

Пример.

В качестве примера можно привести описание игры "Если бы не ты", довольно типичной для супружеских отношений (из книги Э.Берна «Игры, в которые играют люди»).

"... Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После того, как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло на ее установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал больше ей разрешать, Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятельности и записалась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи.

Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд ему подобных, пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента (подчеркнуто -Н.Л.). Это в дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы заниматься различными делами "если бы не он". У многих ее подруг мужья тоже были деспотичными, так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу играли в "Если бы не он".

Таким образом, миссис Уайт занимается игрой, подлинные причины которой (избегание пугающих ее ситуаций, почему - надо разбираться) не осознаются. В подобных играх всего две роли: мужа-тирана и подавляемой им жены.

 

В других играх может быть три и более ролей. Наиболее часто используемыми и «выгодными» ролями являются роли «жертвы», «преследователя» и «спасителя», причем индивид может по ходу игры переходить из одной роли в другую.

Для того, чтобы выйти на свою подлинную психологическую проблему и решить ее, необходимо как-то разоблачить свою игру (или это должен сделать психотерапевт) и отказаться от нее, игра всегда служит средством избегания подлинной проблемы.

5. Гораздо более обширные системы трансакций определяются сценарием жизни личности. Сценарий - это постепенно разворачивающийся жизненный план, предусматривающий и некоторый финал. Сценарии возникают в детстве под воздействием родительских предписаний, на основе (или под влиянием) которых дети принимают соответствующее решение. Предписанием могут служить как вербальные так и невербальные воздействия родителей, которые воспринимаются ребенком как указания к построению своей жизни. Одни предписания могут давать позитивный импульс к развитию способностей ребенка («А ты у нас талантливый...»), другие толкают его к деструктивному поведению («Из тебя все равно ничего не выйдет.»).

Роберт и Мери Гулдинг [4] выделяют 12 наиболее опасных родительских предписаний (имеет значение частота и эмоциональность таких высказываний), на основании которых дети обычно принимают весьма негативные решения и строят трагический сценарий жизни: Самый эффективный способ преодоления таких проблем - осознание и создание контрпредписания (см. примеры).

1. «Не будь, не живи». Это сообщение может даваться невербально (избиение ребенка), или словесно: «Лучше отплакать на твоей могилке, чем всю жизнь с тобой мучиться...», «От тебя одни неприятности...» В ответ на такое предписание ребенок может принять решение: «Я умру, и затем вы меня полюбите» или самоубийственное решение другого типа, что выражается в постоянном депрессивном состоянии. Большинство криминальных подростков и молодых наркоманов получали именно такие предписания от родителей.

2. «Ты не такой (такая)» или «Не будь собой». Это предписание дается, если родителей не устраивает пол ребенка, другие его физические или личностные качества. В ответ ребенок может всю жизнь пытаться себя переделать (например, во взрослом уже состоянии многократно делает пластические операции), ненавидит себя и т.д. Или принимает решение: «Я докажу вам, чтобы мне это не стоило.»

3. «Не взрослей» или «Оставайся маленьким». Возможное решение ребенка: «Ладно, я останусь маленьким» или «беспомощным», или «не думающим», или «несексуальным», или «Я никогда не покину мамочку» и т.д.

4. «Не будь ребенком». Возможные решения: «Я никогда не буду развлекаться, всегда буду серьезным», «Я всегда буду заботиться о них» и т.д.

5. «Не делай этого» или «Ничего не делай». Возможное решение: «Я никогда ничего не сделаю правильно», или «Я докажу вам, даже если это меня убьет», или «Я всегда буду испытывать стыд или вину, чтобы я ни сделал».

 

Пример.

Один сорокалетний мужчина страдал в течение длительного времени от постоянных болей в спине, буквально не знал на каком боку спать. То, что давило ему на спину было похоже на тяжелый гипсовый постамент поэта Данте в тонком лавровом венке. Присмотревшись он увидел, что это образ вовсе не знаменитого поэта, а его отца! Отец говорил ему: «Ты маленький мальчишка и у тебя ничего не получится...» Реальный отец действительно всегда говорил ему в детстве, что лучше он сам сделает, а то у него не получится.

Тогда он понял и сказал в воображении постаменту: «Папа, я - взрослый мужчина и я все смогу. У меня все получится». Тут же этот постамент рассыпался в пыль, а вместо него возник образ живого и молодого отца, который с интересом смотрел, что сделает его сын. В ту же секунду боль в спине полностью прошла и мужчина долго двигал спиной в недоумении, спина была легкой и полностью свободной. Обратно боль не возвращалась по меньшей мере в течение года.

 

6. «Не будь близким» или «Не доверяй». Возможные решения: «Больше я никому не буду доверять», «Близость всегда ведет к боли» или «Нельзя быть сексуальным (плюс запреты на физическую близость)».

7. «Не будь здоров» или «Не чувствуй себя хорошо». Например, мать может говорить своему ребенку: «Ты такой же сумасшедший как и твой отец» или «Как ты можешь хорошо себя чувствовать (радоваться, смеяться, играть), когда твоя мать так мучается (болеет)!?» Возможные решения ребенка: «Я сумасшедший», «Нельзя быть счастливым» или «Когда мать умрет, я тоже не смогу жить».

8. «Не будь первым». Возможное решение: «Лучше быть подчиненным» или «Не надо высказывать свое мнение, лучше прислушиваться к чужому».

9. «Не принадлежи». Возможные решения: «Я никогда не буду никому принадлежать» или «ни какой группе», или «ни к какой стране», или «Никто и никогда не будет меня любить, потому что я никому не буду принадлежать».

10. «Не думай» или «Не думай об этом». Возможные решения: «Я глупый», или «Я сам не могу принимать решения», или «Другие знают лучше меня, что надо делать», или «Думать о деньгах (сексе) нехорошо», или «Лучше я буду думать о чем-либо другом», или «Я всегда не прав».

11. «Не чувствуй» или «Не чувствуй как ты, чувствуй как я». Например, ребенку сообщается, что плакать нехорошо, что маму не интересует, что ребенок чувствует, а невкусная еда, очень вкусная. Возможные решения: «Я никогда не буду плакать», или «Я ничего не чувствую», или «Эмоции - это потеря времени», или «Я сам не знаю, что я чувствую», или «Я никогда не злюсь, потому что чувствовать злость недопустимо».

12. «Не делай успехов» или «Не будь значимым». Родители в той или иной форме неодобрительно отзываются об успехах ребенка или вызывают у него чувство вины, если он в чем-то превосходит их. Возможные решения ребенка: «Можно обойтись и без высшего образования», или «Нельзя быть успешнее папы», или «Если я чего-либо добьюсь, то потеряю любовь близких», или «Чтобы не вызывать зависти людей, лучше ничего не достигать», или «Все должны быть равны» и т.д.

 

Пример.

Одна студентка 4-го курса сказала, что чувствует настоятельную необходимость бросить учебу, находит любые предлоги, чтобы не ходить в институт, но сама не понимает почему. При этом она хочет иметь высшее образование, ей нравится специальность.

Я предложил ей представить ту силу, которая не пускает ее учиться. Эта сила говорила: «Можно обойтись и без высшего образования...» Я спросил ее: «А кто-нибудь говорил тебе так в детстве?» Она тут же вспомнила, что ее бабушка всегда говорила, что вот она не окончила вуз (бросила на 4-ом курсе) и ничего, можно прожить и без высшего образования. У бабушки было трое детей, двое из них бросили институты, а один и вовсе в вузе не учился...

Я предложил ей представить свою бабушку и сказать ей: «Бабушка, я окончила вуз, я прекрасный специалист и очень довольна.» Она выполнила инструкцию и «увидела», что бабушка очень злится, а сама она почувствовала вину перед бабушкой, которая просто не давала ей дышать. «Боже мой, это же моя астма!» - воскликнула она.

Я предложил ей отпустить свое чувство вины (прием высвобождения с воображаемым звуком). Когда она сделала это, то вдруг задышала полной грудью, так, как не дышала никогда в жизни. «Я просто наслаждаюсь дыханием!» - сказала она. Я попросил ее повторить бабушке, что она прекрасный специалист и т.д. Она увидела, что снова бабушка злится, но ей теперь наплевать, «это ее дело».

Вуз она не бросила и несколько раз говорила мне потом, как она свободно дышит и наслаждается дыханием.

 

Но независимо от предписаний ребенок сам принимает решение, в соответствии с которым строится его жизнь, это его творческое приспособление, которое потом становится программой, требующей обязательного исполнения, даже если человек забыл сам момент принятия решения и обстоятельства, его вызвавшие.

 

Пример.

Молодая женщина-бизнесмен лет 30, спросила меня почему она чувствует, что скоро в ее жизни должен наступить конец? Ей оставалось совсем немного дел (устроить личную жизнь мамы) и потом - конец...

Когда мы анализировали эту ситуацию, она вспомнила, что когда она училась в первом классе, мама ей сказала: «Получишь тройку по чистописанию - домой лучше не приходи.» А надо сказать, что ее мама лупила ее как «сидорову козу» и требовала абсолютного подчинения, так, что по маминому взгляду надо было понять, что та хочет и это точно выполнить. Поэтому она сидела до вечера на скамейке в парке и думала о том, как ей жить. И в итоге она приняла твердое решение, что она выполнит все требования, которые предъявляет к ней этот мир, одержит победу, а потом наступит конец...

Она действительно выполнила свое решение: она хорошо училась, была отличной спортсменкой, стала бизнесменом, заработала много денег, у нее был хороший муж и сын. Она почти полностью устроила жизнь своей мамы (несмотря на то, что при общении с мамой у нее всегда случались истерики), осталось немного...

Когда она все это поняла, то ударила себя по лбу и воскликнула: «Во блин! А я то думаю - какой конец, почему конец?!» После этого она поняла, что конец отменяется.

 

 

Терапия

Разрушение игры состоит в том, что психотерапевт категорически отказывается в нее играть и помогает клиенту осознать собственную игру. По крайней мере он старается резко уменьшить получаемое клиентом в игре "вознаграждение". Сталкиваясь с таким поведением, клиент впадает в отчаяние, содержащее в себе элементы фрустрации и растерянности. При успешной терапии такая реакция вскоре может уступить место юмористическому подтруниванию над собой с позиций Взрослого, понимающего подлинные причины своих затруднений и в этом смысле уже отчасти свободного от них,

Для того, чтобы успешно разрушить игру, можно предложить ведущему ее антитезис игры, то есть некоторое поведение, противоположное тому, к которому толкает вас играющий (в данном случае клиент). Например, антитезисом вышеприведенной игры "Если бы не ты" является отсутствие запретов. Если муж вместо запрета скажет: "Ради Бога, учись танцевать", то замаскированные страхи выйдут наружу и с ними можно будет психотерапевтически работать. Одно лишь осознание игры, происходящее при ее разрушении (или при последовательном разъяснении психотерапевта) может привести к исцелению.

В групповой форме трансакционной терапии участники группы совместно анализируют поведение друг друга, пользуясь трансакционными схемами. Поэтому непременным атрибутом таких групп является черная доска на которой участники под руководством психотерапевта строят схемы трансакций для того или иного члена группы в контексте его определенной жизненной ситуации, что постепенно приводит их к осознанию своих игр и скрытых проблем.

Мэри и Роберт Гулдинги [4] предлагают вспомнить раннюю сцену, в которой клиент получил соответствующее родительское предписание и погружаясь в детское состояние создать новое, уже позитивное решение, независимо или вопреки тому, что делали или говорили родители. Таким образом перестраивается весь сценарий жизни и адаптированный Ребенок превращается в естественного Ребенка.

 

 

Вопросы для контроля:

1. Какую роль в жизни людей играют «поглаживания»?

2. Какие Эго-состояния вам известны?

3. Что такое трансакция?

4. Что такое игра по Э. Берну?

5. Как формируется сценарий жизни?

6. Какие типы опасных родительских предписаний вы знаете?

 

 

Литературные источники:

1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непос­вященных, - С. -Пб,, 1991.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Лениздат, 1992.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - С. -Пб., 1992.

4. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. - М., 1997.

5. Джеймс Д., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. -М., 1995.

6. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. - С.-Пб., 1994.

7. Харрис Т.А. Я - О’Кей, Ты - О’Кей. -М., 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.