Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дианетика




 

Дианетика (от греч. "диа" - через, "ноос" - разум) или современная наука душевного здоровья - любимое детище известнейшего писателя фантаста Л. Рона Хаббарда. Хотя сам Рон Хаббард достаточно прохладно отзывался об официальной психотерапии, также к нему относятся и терапевты, есть основания считать дианетику одной из оригинальных ветвей психотерапии, некоторые его идеи могут быть использованы в системе традиционной психотерапии.

Хаббард создал также новую религию - сайентологию. Организация и основные принципы этого религиозного сообщества дают основание подозревать, что оно является своеобразным видом тоталитарной секты. Книги Хаббарда наполнены необычной и усложненной терминологией, призванной видимо затруднить понимание простых принципов заложенных в основу данной концепции.

 

Основные идеи.

Главная задача дианетики как она определяется Роном Хаббардом - достижение человеком состояния "клир", то есть состояния чистоты, которое дает человеку здоровье, счастье и исключительные способности. У такого человека отсутствуют абберации, то есть отклонения от рационального мышления и поведения и поэтому он приходит к наилучшим возможным решениям.

В жизни обычного человека абберации, то есть нарушения рационального и эффективного функционирования, происходят часто, они проявляются как в иррациональном поведении, так и в разнообразных психических и психосоматических заболеваниях, так или иначе препятствуют выживанию человека. Причина аббераций коренится в содержащихся в психике индивида инграммах, то есть скрытых записях (инграммах), которые не влияют на его деятельность, до тех пор пока какая-то ключевая ассоциация не вызовет ту или иную инграмму к жизни. Инграммы содержатся в так называемом реактивном уме (Фрейд бы сказал - в бессознательном), который действует не рассуждая в ответ на ключевой сигнал и инграмма срабатывает как команда, требующая безусловного исполнения, при этом разумное поведение разрушается самым неожиданным образом, а источник этих нарушении не доступен воздействию разума.

Инграммы попадают в реактивный ум в состояниях бессознательности, например, в гипнотическом сне, при потере сознания из-за травмы или шока, при отравлении наркотиками или при общем наркозе при операции, в пренатальном состоянии (в утробе матери) и во время родов.

Все, что говорится вокруг человека, находящегося в состоянии бессознательности, дословно записывается в его реактивный ум, а в дальнейшем может быть воспроизведено как команда, при столкновении с подходящим ассоциативным сигналом, происхождение которой самому индивидууму неизвестно и сопротивление которой весьма затруднено. Например, во время родов мать может в отчаянии повторять: "Я не могу, не могу. Нет, это невозможно. Это никогда не кончится". Эти слова, сопровождаемые соответствующей негативной эмоцией могут без всякой критики записаться в реактивный ум ребенка, в дальнейшей жизни этого человека подобная инграмма может воспроизводиться под воздействием ключевого раздражителя (в НЛП это называется якорем), который ассоциирован с этой инграммой. Воспроизведение такой инграммы приводит человека в состояние отчаяния и депрессии, он чувствует, что не в состоянии с чем-то справиться.

Особое значение в этом смысле имеет внутриутробный период раз­вития, причем Р. Хаббард считает, что инграммы могут записываться в психику ребенка с первых же дней после зачатия (это уже смыкается с восточными концепциями, знатоком которых был Р. Хаббард). Самые ранние инграммы имеют самое большое значение и их вычищение также наиболее важно, они называются бэйсик-бэйсик (т. е. основные базовые).

Практически все, что происходит с ребенком в утробе матери без критики записывается в его реактивный ум: это может быть попыткой аборта, или криками и побоями отца, или половым актом во время беременности, или болезненным состоянием матери и т.д. Так же в момент родов реактивный ум ребенка записывает огромное количество инграмм, загруженных отрицательными эмоциями, поэтому Р. Хаббард считает, что в родовых отделениях должна стоять полная тишина, чтобы снизить уровень аберраций у будущих поколений.

С помощью специальных методик можно вычищать отрицательные инграммы из реактивного ума и при достижении состояния "клир" человек ухе практически не имеет аббераций и способен к оптимальному выживанию. Выживание - есть единственная подлинная цель жизни (с точки зрения Хаббарда) и чем выше степень выживания, тем больше непосредственное ощущение счастья. Но выживание по Хаббарду включает в себя не только мак­симальное выживание человека ради него самого (это только первая динамика), но и выживание посредством половой деятельности, рождения и воспитания детей (вторая динамика). а также выживание группы, к которой принадлежит человек и ее культуры (третья динамика) и наконец, выживание всего человечества, его культуры и всей природы (четвертая динамика). Чем дальше каждая из динамика от нулевого уровня выживания, тем выше эффективность и счастье человека.

Терапия

Терапия в дианетике осуществляется как взаимодействие пре-клира, то есть еще не очищенного от инграмм индивидуума, и одитора (или человека, обученного терапии дианетики). Одитировать (англ.) означает «слушать и рассчитывать».

Процесс терапии состоит в ведении пре-клира по траку времени, то есть по линии времени назад в прошлое, даже в пренатальное состояние и вплоть до зачатия, и слушании того, что он воспроизводит, наталкиваясь на те или иные инграммы в своем прошлом. Р. Хаббард настаивает, что это не просто воспоминание, но реальное возвращение именно в тот момент, когда была записана та или иная инграмма (напоминает механизм регрессии в психоанализе и путешествие по линии времени в НЛП). Натолкнувшись при путешествии по траку времени на ту или иную инграмму пре-клир воспроизводит ее вслух и в дальнейшем циклически повторяет, что приводит к разрядке эмоционально-энергетической составляющей инграммы и тем самым к ее ослаблению и даже полному стиранию (метод репитера, кстати взятый на вооружение и Ф.Перлзом, см. «Гештальттерапия»).

Процесс дианетической терапии нельзя назвать гипнозом (хотя клиент конечно находится в трансовом состоянии), потому что в гипнозе в основном записываются те или иные команды в реактивный ум клиента, а дианетика ставит своей целью вычищение подобных команд. Используются специальные приемы, чтобы избежать возможных случайных внушений со стороны одитора.

Основная модель терапии может быть представлена следующим образом. Пациент сидит в удобном кресле или лежит на кушетке в тихой комнате, где его ничего не отвлекает, одитор предлагает ему смотреть в потолок.

Одитор монотонно считает вслух от одного до семи снова и снова, пока глаза пациента не закроются сами собой (по сути это наведение транса). Это не сон, пациент полностью осознает все, что с ним происходит и подрагивание его ресниц является для одитера показателем оптимального состояния для возвращения по траку времени. Одитор договаривается с пре-клиром, что когда он в конце сессии произнесет слово "отменяю", автоматически сотрутся все случайные внушения, сделанные им во время сессии.

Далее пре-клир начинает свое продвижение в прошлое, пока не натыкается на тот или иной инцидент, породивший инграмму. Одитор работает с пре-клиром над получением всей необходимой информации об инцинденте. Затем с помощью репитера или других приемов сокращаются все инграммы, с которыми пре-клир вступил в контакт, чтобы больше у них не оставалось эмоционально-энергетического заряда.

После этого пациент возвращается в настоящее время, одитор убеждается, что он действительно в настоящем времени, произносит слово "отменяю" и восстанавливает полное осознание окружающей среды.

 

Пример (из книги Л.Рона Хаббарда «Дианетика» [ ]).

Одитор: Вы в настоящем времени?

Пре-клир: Конечно.

Одитор: Как вы себя чувствуете?

Пре-клир: О, у меня немножко болит голова.

Одитор: Закройте глаза. Теперь скажите: «Стой здесь».

Пре-клир: Ладно. Стой здесь. Стой здесь. Стой здесь... (Несколько раз).

Одитор: Вы двигаетесь?

Пре-клир: Нет.

Одитор: Скажите: «Я пойман. Я пойман».

Пре-клир: Я пойман. Я пойман... (Несколько раз).

Одитор: Вы движетесь по траку?

Пре-клир: Не-а.

Одитор: Скажите: «Я в западне».

Пре-клир: Я в западне. Я... Ой, моя голова!

Одитор: Продолжайте повторять.

Пре-клир: Я в западне. Я в западне. Я в западне. Ой! Стало хуже! (Его соматика становится сильнее по мере приближения к инграмме, удерживающей его по другую сторону барьера, которым отгорожена «бессознательность»).

Одитор: Продолжайте повторять.

Пре-клир: Я в западне. О, боже мой, я в западне. Я никогда не вырвусь из этого места. Я никогда не вырвусь. Я в западне!

Одитор: Подойдите к ней поближе. Убедитесь, что в ней больше ничего не осталось. (Трюк, направленный на то, чтобы пре-клир не пересказывал опять то, что он только что сказал, а продолжал работать над инграммой).

Пре-клир: Голова болит! Дайте мне добраться до настоящего времени!

Одитор: Пройдите ее опять. (если в пре-клире обнаруживается такой сильный заряд, он будет расстроен и в инцидент может быть в следующий раз трудно войти).

Пре-клир: О, боже мой, я в западне, Я боюсь, что попалась (Появилось новое слово). Я никогда не выберусь из этого места, пока жива. Я в западне. Я никогда не вырвусь. Я в западне. Я никогда не вырвусь. Я в западне. (В сторону). Она плачет. О, зачем мне нужно было выходить замуж за такого человека!

Одитор: Как ваша голова?

Пре-клир: Болит меньше. Эй, это скверная шутка! Она колотит себя по животу. Злюка! Будь ты проклята!

Одитор: Переживите это опять. Давайте убедимся, что в ней нет ничего больше. (Тот же механизм для того, чтобы удержать пре-клира от проигрывания только что сказанного вместо того, что он теперь получает из инграммы. Если он проигрывает вместо того, чтобы повторно переживать, инграмма не поднимется).

Пре-клир: (Так и делает, находя новые слова и несколько звуков, включая глухие удары в ее живот и гудок машины на улице). Только не говорите мне, что я должен пройти этот инцидент опять.

Одитор: Пройдите опять, пожалуйста.

Пре-клир: Ну, эта дама пытается вмять мою голову и избавиться от меня. Но я выскочил наружу и хорошенько ее побил.

Одитор: Пожалуйста, пройдите еще раз эту инграмму.

Пре-клир: (Пре-клир начинает, но вдруг обнаруживает, что инграмма, как нитка с петлей, выпрямляется и содержит больше данных в том месте, где была петля). Я должна подумать, что сказать Гарри. Он на меня набросится. (Это было источником шутки о выпрыгиыании).

Одитор: Пожалуйста, пройдите ее опять. Там может быть больше данных.

Пре-клир: (Так и делает, прежние части инграммы сокращаются, появляются два новых звука: ее шаги и текущая вода. Затем он становится весел и смеется)...

 

Инграммы часто препятствуют своему нахождению, поскольку обычно содержат указание на невозможность чего-либо сделать, эта команда распространяется и на процесс поиска инграммы. Однако, если быть настойчивым, то всегда можно найти и вычистить инграммы. Около 500 часов одитинга (это соответствует 5-6 годам психоанализа) достаточно, чтобы достичь полного очищения, то есть чтобы сделать обычного человека «клиром» в терминах дианетики.

В принципе то, что описано выше представляет собой вполне грамотную психотерапевтическую процедуру в стиле трансперсональной терапии с погружением клиента в транс, но проблемы взаимоотношения психотерапии и дианетики состоят в том, что последняя не признает себя ветвью психотерапии и организации, занимающиеся распространением дианетики и сайентологии достаточно закрыты и имеют много черт свойственных тоталитарным сектам [1]. В настоящее время достаточно широко распространена психотерапевтическая система основанная также на идее стирания отрицательной эмоционально заряженной информации, но с помощью специально организованной системы движений глаз [3].

 

 

Вопросы для контроля:

1. Что такое дианетика?

2. Что такое инграммы и как они образуются?

3. Почему инграммы могут порождать психологические проблемы?

4. Как может осуществляться «стирание» инграмм?

5. В чем состоят проблемы взаимоотношений психотерапии и дианетики?

 

Литературные источники:

1.Коридон Б. Рон Хаббард: мессия или сумасшедший? - Журнал практического психолога, №1-2, 2000г., стр.176-188.

2. Хаббард Рон Л. Дианетика. -М., 1993.

3. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. - М., 1998.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.